АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 12 (193) 2022 (31.12.2022)

Туристические перспективы края

Текст: Александр Чернявский
Глобальные потрясения последних лет — нестабильная экономика, пандемия ковида, специальная военная операция, санкции —
не только стали сильнейшим шоком для миллионов людей, но и открыли много возможностей, в частности для развития отечественной туристической отрасли.

Геополитические пертурбации дали хороший импульс и для развития туристической отрасли в Сибири. Хотя Красноярский край пока не входит в пул магистральных для отечественных туристов направлений, однако надежда присутствует.

Федеральный фактор

Прежде чем говорить о перспективах туристической отрасли в Красноярском крае, Хакасии и Туве, безусловно, важно понимать, насколько тема развития внутреннего туризма актуальна для федеральной власти. В сентябре 2022 года президент РФ Владимир Путин провел во Владивостоке расширенное заседание Президиума Государственного Совета, на котором обсуждались вопросы развития национальной туристической индустрии.

— Активное развитие внутреннего туризма, особенно в сложных современных условиях, сейчас выходит на одно из самых значимых мест. У России здесь колоссальный потенциал, и у каждого региона свои уникальные преимущества. Поэтому внимание надо уделять не только известным, традиционным туристическим центрам, но и всемерно помогать тем субъектам Федерации, которые еще только осваивают, поднимают индустрию туризма наверх. Эта отрасль способствует экономическому росту и пополнению бюджетов регионов, малых городов с богатой историей, сельских территорий. Она отличается огромным мультипликативным эффектом. Так, по оценкам, туризм напрямую влияет на развитие более 50 других, смежных отраслей, создает рабочие места, хорошие перспективы для малого и среднего бизнеса, — отметил президент РФ Владимир Путин.

Несколько лет назад в нашей стране был запущен национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». В рамках этого нацпроекта к 2030 году планируется увеличить более чем в два раза число поездок граждан по России, в полтора раза — фонд номеров в отелях с современной инфраструктурой и почти вдвое — количество рабочих мест в этой отрасли. Именно в последние годы стали заметны в публичном пространстве Ростуризм и его руководитель Зарина Догузова.

С именем Догузовой связывают появление получившей большую популярность среди отечественных туристов программы кешбэка на многие туристические направления в России. Заметна была и масштабная пиар-кампания Ростуризма, который в период пандемии активно продвигал на внутреннем рынке отечественные курорты, маршруты и города.

Внутренний туризм и вправду заметно оживился. Вклад туристической отрасли в ВВП страны в 2021 году составил около 2,5 %. Хотя этот показатель еще значительно уступает среднемировому (около 6 %), однако определенный прогресс налицо. В этом году, правда, из-за известных ограничений, связанных со спецоперацией (в частности, закрытия ряда аэропортов на курортном юге России), этот показатель может объективно снизиться.

Осенью 2022 года правительство приняло решение о ликвидации Ростуризма и передаче его функций в Министерство экономического развития и торговли. Пока трудно прогнозировать, как отра-зится эта административная реформа на будущем туристической отрасли. Но можно предположить, что с учетом ее экономических перспектив, о которых сказал глава государства на заседании Госсовета, определенная бюджетная поддержка развитию внутреннего туризма оказываться наверняка будет при любых номенклатурных раскладах.

Такой подход государства нельзя назвать благотворительностью. По оценкам экспертов, туризм является уникальным инвестиционным инструментом, который на рубль капиталовложений приносит 4-5 рублей прибыли. Важно, что развиваются и сопряженные с туризмом отрасли, прямо влияющие на социальное развитие территорий и уровень потребительского спроса.

Системный подход

Идею «разбавить» сырьевой костяк экономики Красноярского края путем развития сферы услуг и туризма озвучивал еще в середине девяностых годов XX века тогдашний губернатор Валерий Зубов. Периодически подхватывали эту тему и другие руководители края, в частности Александр Хлопонин. Однако отдельные всплески энтузиазма начальства картину особо не меняли — наш регион на туристической карте выглядел в лучшем случае экзотической изюминкой, но по сути оставался глухой провинцией. Во всяком случае, о реальной конкуренции по интенсивности турпотоков с Горным Алтаем и Байкалом говорить пока не приходится.

При этом в крае есть что посмотреть гостям. Прежде всего, это уникальные природные ландшафты, которые не уступают по гамбургскому счету и зарубежным диковинкам. Безусловно, определенный интерес у туристов из других стран и регионов вызывали привлекательные события в разных сферах: от крупных спортивных соревнований вроде Универсиады–2019 до ставшего уже традиционным международного фестиваля этнической музыки и культуры «Мир Сибири», который проводится в Шушенском с 2003 года.

Однако до недавнего времени туристическая отрасль оставалась для региональной власти и муниципалитетов довольно экзотической сферой. Во всяком случае, системного подхода к ее развитию, который включает в себя строительство качественных отелей, развитие рекреационно-исторических зон и логистической инфраструктуры и т. п., в Красноярском крае не наблюдалось вплоть до середины десятых годов.

Во многом лишь благодаря усилиям энтузиастов в Центральной Сибири появлялись по-настоящему уникальные туристические продукты вроде маршрута «Саянское кольцо». Этот проект придумал и реализовал в нулевых годах Андрей Катаев. Он же, кстати, и придумал упомянутый выше этнофестиваль, который первоначально назывался «Саянское кольцо».

Сибирские каникулы

Подготовка к Универсиаде–2019 поневоле заставила краевое руководство заняться развитием индустрии гостеприимства в Красноярске. Реально же ситуация в туриндустрии начала меняться, когда в 2018 году краевое агентство по туризму возглавила Юлия Верхушина, получившая от губернатора «добро» на реализацию различных проектов в этой сфере.

— У нас очень много проектов, которые выходят за пределы Красноярского края. Ряд задач, которые мы должны решить в области инвестиций, касаются Тувы и Хакасии. Мы подписали соглашение о развитии туризма. Учитывая, что территория Сибири привлекательна с точки зрения особенностей природы, ее удаленных первозданных уголков, то лететь только в один регион Сибири не всегда имеет смысл. Туристы, особенно иностранные, предпочитают побывать и на Байкале, и на Енисее, и на Алтае. И такое взаимодействие, сопряжение туристических маршрутов — один из показательных примеров, подтверждающих, что Большая Сибирь — единое целое, — уверен губернатор Красноярского края Александр Усс.

Событием не только для Енисейской Сибири, но и для национальной туриндустрии стал появившийся в прошлом году маршрут «Сибирские каникулы», который пролегает по югу Красноярского края, Хакасии и Туве. Плодотворная «дебютная идея» оказалась беспроигрышной — базисом маршрута стали широко распиаренные поездки Владимира Путина и Сергея Шойгу в сибирскую глубинку. «Сибирские каникулы» презентовали широкой общественности в июне 2022 года на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Проект оценили. Красноярский край получил 58 млн рублей на обустройство природного парка «Ергаки» и других знаковых объектов южных районов региона.

Интересно было бы возродить и проект специального «Красного маршрута» для китайцев, о котором заговорили еще лет шесть назад. Наши южные соседи живо интересуются местами, связанными с именем вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина. На берегах Енисея в этот маршрут могли бы войти Красноярск и знаменитый Шушенский музей-заповедник. Пандемия резко сократила турпоток из КНР, но наверняка он достаточно быстро восстановится уже в ближайшее время. И в этом контексте не помешало бы реанимировать прямые авиарейсы Красноярск — Пекин.

Особую ставку краевая власть делает на арктические маршруты. Но очевидно, что массовым этот туризм вряд ли станет из-за запредельно высокой стоимости туров. Посетить Путорану и прочие жемчужины Енисейского Севера могут себе позволить только очень состоятельные товарищи.

Можно вспомнить и крайне неоднозначную историю вокруг круизов по Енисею теплохода «Максим Горький». Появление в крае четырехпалубного красавца сначала с помпой записали в число достижений краевой власти. Но радость красноярского народа длилась недолго. Когда были обнародованы заоблачные цены на круизы, стало понятно, что даже представителям среднего класса они не по карману.

Пожалуй, именно дороговизна многих туров остается одним из главных препятствий для массового развития туризма в Енисейской Сибири. Транспортная составляющая турпакетов для многих россиян из европейской части, мечтающих оценить наши красоты и достопримечательности, по-прежнему слишком велика. Поэтому пока не стоит уповать на потоки из других регионов, за исключением, может быть, событийного туризма.

Региональный бренд

Одним их важных акцентов в стратегии раскрытия туристического потенциала Енисейской Сибири является обу-стройство мест массового отдыха. Так, в последние годы с подачи губернатора Александра Усса в Красноярске появились многие знаковые объекты, в их числе парки «Покровский», «Гремячая грива», «Татышев-парк», «Парк им. 400-летия города Красноярска», Торгашинская лестница и пр. Большие средства были вложены в подготовку юбилеев Енисейска и Минусинска, у которых тоже есть шанс стать точками притяжения туристов.

При этом пока не приходится говорить о системном подходе в крае к разработке и продвижению регионального бренда, который является базисом для системного и эффективного продвижения территорий не только в туристическом кластере, но и в борьбе за кадры, за инвестиции и т. п. Можно вспомнить лишь попытку разработать эту перспективную тему во времена губернаторства Виктора Толоконского. Проектом занималась Елена Мироненко, занимавшая тогда пост министра культуры. Она просто фонтанировала разными идеями, которые, правда, крайне редко воплощались в жизнь. К сожалению, и эта инициатива к реальным результатам не привела.

Похоже, нынешняя краевая власть решила пойти по другому пути. Заменителем регионального бренда стала некая «столичность» Красноярья, к которой вроде как стоит стремиться в разных сферах. Надо признать, что определенный фундамент под этой идеей есть. Можно вспомнить программную статью Александра Усса, опубликованную еще в 2014 году в «Независимой газете», где он фактически призвал закрепить за Красноярском статус ресурсной столицы Евразии.

Успешное проведение Универ-сиады–2019 подарило Красноярску звание спортивной столицы Сибири. Нынче в местной номенклатуре модно бороться и за звание «креативной столицы». Об этом, в частности, шла речь на площадках «Российской креативной недели», которая прошла на берегах Енисея в конце ноября 2022 года.

— Красноярский край — регион с мощным промышленным потенциалом. При этом у нас сосредоточен серьезный интеллектуальный потенциал, который, безусловно, является основой для развития креативных индустрий. И мы хотим составить конкуренцию признанным столицам развития креативных индустрий — Москве и Санкт-Петербургу», — сказал в своем выступлении на этом форуме первый заместитель губернатора Красноярского края Сергей Пономаренко.

Отметим, что за этими амбициями есть уже и определенные кондиции. По мнению московских экспертов, Красноярский край наравне с Томской областью занимает лидирующие позиции в продвижении идей креативной индустрии в СФО.

Достижению успеха во многом способствует Сибирский институт развития креативных индустрий, созданный в Красноярске, и его продюсерский центр, занимающийся продвижением местных брендов. В числе приоритетов: кино и гастрономия. В конце 2022 года был принят уникальный для субъектов РФ закон о поддержке кинематографии Красноярского края, а именно — о создании условий для съемок фильмов и популярных сериалов на территории региона, что должно способствовать продвижению бренда Енисейской Сибири в России и дружественных странах.

Недавно известный российский дизайнер Артемий Лебедев назвал Красноярск «кулинарной столицей России по ту сторону Урала». И это не единичное мнение. Многие столичные эксперты и простые туристы отмечают высокий уровень красноярской системы общественного питания. О многом говорит и то, что в составе Сибирского федерального университета имеется уникальный Институт гастрономии, подготавливающий высококлассных менеджеров ресторанного бизнеса. Мощным импульсом для развития индустрии гостеприимства становится и активная подготовка к 400-летию краевого центра. Уверен, что консолидация интересов власти, бизнеса и общественности в контексте предстоящих знаковых для Красноярска и края событий может стать основой в продвижении регионального бренда в целом и туристических интересов в частности.

 

просмотры: 635
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске