АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 12 (193) 2022 (31.12.2022)

Наставничество: партнерство поколений

Текст: Елена Баева
Говоря о современном рынке труда, эксперты чаще всего употребляют словосочетание «квалификационная яма». Компании вынуждены доучивать не только молодых специалистов, приходящих на производство со студенческой скамьи, но и возрастных, недавно сменивших профессию или место работы.

Положение усугубляется демографической ямой, в результате которой на рынок вышло самое малочисленное поколение конца 90-х годов. Не удивительно, что в этих условиях и власти, и бизнес заговорили о возрождении некогда хорошо развитой в СССР системы наставничества.

Плохо забытое старое

История наставничества берет свое начало от дореволюционных ремесленников и купцов. Именно так хлебопеки, кузнецы и другие мастера своего дела передавали молодежи секреты ремесла, что называется, в индивидуальном порядке.

В СССР наставничество развивалось во всех производственных сферах, но особенно результативно — в системе профессионально-технического образования. С середины 50-х годов движение становится массовым, а термин «наставничество» закрепляется постановлением Совмина СССР. Сегодня подзабытый на некоторое время институт наставничества получает новый импульс развития, становится частью корпоративной культуры, а участники рынка, применяющие его на практике, все больше убеждаются в его эффективности.

Конкретные шаги по развитию наставничества в России стали предприниматься с 2017 года, когда в стране прошел первый Всероссийский конкурс лучших практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена по номинации «Наставничество на производстве». В марте 2018 года президент Владимир Путин обратился к Федеральному Собранию с посланием, в котором, в частности, сказал:

— Значимой задачей считаю развитие движения наставничества. Только так, объединив передовые знания и нравственные основы, обеспечив подлинное партнерство и взаимопонимание поколений, мы сможем быть сильными.

С 2018 года в России проходит форум «Наставник», который также направлен на возрождение советской традиции.

— Этот форум и вся система работы по поддержке наставничества должны стать постоянными и будут приносить огромный результат, — уверен Сергей Кириенко, первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ.

Еще одним значимым событием, связанным с возрождением наставничества в стране, стало Всероссийское общественное движение «Наставники России». Оно появилось летом 2020 года и своей целью обозначило развитие наставничества в сферах образования, культуры, здравоохранения, спорта, патриотического воспитания, а также формирование кадрового резерва профессиональных отраслей.

Пока вне закона

По словам Аллы Факторович, заместителя генерального директора АНО «Национальное агентство развития квалификаций» (НАРК), на сегодняшний день понятие «наставничество» все еще не закреплено в правовом поле. Само понятие широко обсуждается и внедряется на производствах, утвержден даже знак отличия «За наставничество», но в законодательстве понятие «наставничество» фигурирует только в документе под названием «Положение о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации» и в законе о занятости населения в РФ, где сказано, что для содействия занятости инвалида работодателем из числа работников и с их согласия могут быть определены наставники, которые содействуют инвалиду в освоении трудовых обязанностей и вносят предложения по созданию для него необходимых условий труда.

По мнению Ольги Клинк, руководителя Базового центра подготовки кадров НАРК, институализация наставнической деятельности может быть реализована через разработку профессионального стандарта «Наставник», что позволит сформировать требования к наставнической деятельности, обосновать систему поощрения и организовать системное повышение квалификации специалистов, задействованных в наставничестве.

— Законодательство должно создавать мотивацию к развитию наставничества, а не вменять его в обязательность для всех, — сказала она. — Работодатели выбирают технологии кадрового обеспечения и развития персонала, а наставничество — одна из таких технологий с учетом задач и особенностей деятельности предприятия. И они вправе делать это самостоятельно.Год 2023, объявленный президентом Годом педагога и наставника, должен будет заполнит этот правовой вакуум.

Лучшие практики

Принимая саму идею наставничества за основу, эксперты разрабатывают новые инструменты, аккумулируя лучшие современные практики.

— Система наставничества достаточно эффективно функционировала в СССР. Однако реанимировать советский опыт сегодня невозможно, поскольку изменились социально-экономические условия, подходы к работе, психология наставников и стажеров. Если в советское время в поддержке опытных коллег нуждались в основном молодые работники, то сейчас наставник может быть и у 16-летнего, и у 60-летнего человека, как у специалиста, так и у руководителя. Меняется и специфика взаимодействия. Девиз «Делай как я» уже не актуален, — уверена Ольга Клинк.

В 2019 году Базовый центр провел конкурс лучших практик подготовки кадров. В РЖД, чей проект стал победителем в этом конкурсе, подсчитали, что каждый уволенный сотрудник обходится компании в 180 тысяч рублей, каждый процент текучести кадров — в 167 млн рублей. Внедрение наставничества помогает бороться с текучестью молодых кадров, снижать затраты на адаптацию персонала, минимизировать случаи нарушения технологической дисциплины. В РЖД разработали систему отбора, обучения и стимулирования наставников. Итоги этой работы отра-зились в конкретных цифрах: доля уволившихся в первый год работы снизилась на 6 %, продолжительность стажировки новичков стала на две смены короче, на 14 % сократилась доля нарушителей технологии, а вот удовлетворенность работников своим трудом поднялась на 10 %. Общий экономический эффект составил более 92 млн рублей в год.

В 2018 году агентство труда и занятости населения Красноярского края включилось в пилотный проект НАРК по обучению наставников-производственников педагогическим навыкам. К проекту присоединились АО «Информационные спутниковые системы» им. академика М. Ф. Решетнева, АО «Красмаш», АО «ЦКБ «Геофизика», Красноярский строительный техникум, Красноярский техникум сварочных технологий и энергетики, Сосновоборский механико-технологический техникум. Повышение квалификации прошло по наиболее востребованным для участников профессиям: монтажник РЭА, оператор станков с ЧПУ, слесарь-сборщик ракетно-космической техники, токарь и фрезеровщик на станках с ЧПУ, сварщик дуговой сварки.

26 октября 2022 года в Красноярске при поддержке НАРК состоялся IV Красноярский межрегиональный форум «Национальная система квалификаций — драйвер формирования трудовых ресурсов», где генеральный директор НАРК Артем Шадрин определил наставничество как важный механизм передачи знаний и навыков. Благодаря наставникам новички быстрее приобретают практический опыт, перенимают ноу-хау профессионального мастерства. Такой подход ускоряет встраивание новичков в бизнес-процессы, повышает производительность труда, снижает процент брака и уровень различных рисков.

Экономическую составляющую внедрения наставничества оценил и бизнес. По данным мониторинга Базового центра подготовки кадров, в течение последних трех лет наблюдается устойчивый рост интереса к наставничеству: 72 % образовательных организаций и 52 % работодателей назвали наставничество основным условием партнерства бизнеса и образования.

— Наставничество — наиболее эффективная, на наш взгляд, форма профессиональной адаптации, способствующая повышению престижа профессии и закреплению педагогических кадров. Мы горды тем, что совместно с министерством образования Красноярского края принимали участие в разработке региональной целевой программы наставничества, которая сегодня реализуется. На базе колледжа работает ресурсный центр, являющийся нашим структурным подразделением, главная миссия которого состоит в продвижении и сопровождении наставничества в образовательной структуре Красноярского края.

В середине декабря на базе Красноярского педагогического колледжа прошел IV форум «PROнаставничество: становление института наставничества в системе образования Красноярского края», где были представлены лучшие краевые практики в области наставничества. С докладами выступили представители власти, науки, образования. Участники обсудили возможности развития наставничества в Красноярском крае на основе опыта проведения чемпионатов «Молодые профессионалы». Итогом мероприятия станет программа развития института наставничества в учреждениях среднего профессионального образования, — отметила Татьяна Алексеева, директор Красноярского педагогического колледжа № 1 им. Максима Горького.

 

просмотры: 425
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске