АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 08 (167) 2020 (15.09.2020)

Забота о лесе со школьной скамьи

Текст: Анна Васильева Фото: архив КГБУ «Невонское лесничество»
Школьные лесничества после распада СССР в стране в целом и в Красноярском крае в частности начали возрождаться с 2012 года. Сегодня в регионе работает 39 таких центров допобразования, где школьники получают азы экологического образования, проводят практические занятия в лесу.

 

Невонское школьное лесничество в Богучанском районе края появилось в числе первых. Инициатором создания отраслевого образовательного проекта выступил коллектив КГБУ «Невонское лесничество», возглавляемый Юрием Ковригиным.

О том, как школьники осваивают «лесные» профессии, сколько интересных акций здесь проводят и какие навыки можно приобрести, общаясь с природой, беседуем с Оксаной Варанкиной, руководителем проекта.

— Оксана Анатольевна, расскажите, чем запомнился первый год работы школьного лесничества, откройте секрет успешности.

— Начинался проект в 2013 году, первый набор состоял из четырех школьников. Первый год работы запомнился не только быстрым стартом, но и емким заделом на будущее. Сегодня в школьном лесничестве обучается более 30 человек. И количество ребят с каждым годом только увеличивается. Возраст школьников, посещающих занятия школьного лесничества, 14-17 лет — период, когда подростки определяются с будущей профессией. Обучение по методике Junior Skills, специальной программе «лесоводство», помогает не только получить начальный комплекс отраслевых знаний, но и погружает ребят в профессию. Программа рассчитана на три года. Заниматься по ней можно с 12 лет. Вообще тема леса интересна детям любого возраста. Наши учащиеся — частые участники практических занятий, проводимых в детских дошкольных учреждениях, в начальной школе. Вместе мы проводим различные природоохранные акции, к примеру устраиваем мастер-классы по изготовлению кормушек для птиц, скворечников. Дети младшего возраста с большим интересом слушают доклады о природе нашего района. Маленькие леснички, так мы называем дошколят, приходят на территорию школьного лесничества покормить птиц.

— Чем отличаются занятия в школьном лесничестве от стандартных уроков окружающего мира? Чему вы учите ребят?

— Цель наших занятий — научить подрастающее поколение заботиться о природе, приумножать и сохранять лесное богатство. К сожалению, в школьной программе нет часов экологии. Между тем экологическое воспитание так необходимо в современном обществе, ведь экология — это наука о нашем собственном доме, о земных законах, по которым мы должны жить. В учебных программах школьного лесничества весомый акцент сделан на эколого-просветительское направление. Это и различные акции, которые мы подготавливаем совместно с жителями поселка. К примеру, с профилактической целью по предупреждению возгораний в пожароопасный период. Мастер-классы от наших воспитанников по правилам посадки и ухода за деревьями, кустарниками и другими зелеными насаждениями пользуются не меньшей популярностью в поселке. Конечно, в этом году из-за пандемии занятия проводились в онлайн-режиме. И тем не менее жителям села запомнилась акция коллектива Невонского лесничества «Сад памяти», в которой активно участвовали и наши воспитанники. А уже летом школьники помогали ухаживать за садом, где высажено более 400 различных деревьев.

Работа в лесу — весомое направление в практической части учебной программы школьного лесничества. И более того, в течение летних месяцев воспитанников школьного лесничества, достигших 14-летнего возраста, приглашают во взрослые бригады лесников, на оплачиваемую работу по лесовосстановлению и уходу за лесными культурами. Наши воспитанники знают породы деревьев и умеют вести их учет. Знакомы с разновидностями сибирских трав, ягод, грибов. Хорошо ориентируются в названиях и свойствах лекарственных растений, занимаются их сбором, сушкой, а далее дарят населению. Мы учим ребят ориентироваться в лесу. Объясняем правила безопасности. К примеру, как определить свое местоположение по мху или солнцу. Показываем, как пользоваться компасом и другими приспособлениями, помогающими заблудившемуся человеку.

— Какие качества в ребенке воспитывает процесс ранней профессиональной ориентации в направлении лесной деятельности?

— Какие качества может развить любовь к природе? Ответ прост: только положительные. Это и терпение, и усердие, и взаимопомощь. Но главное — внимательность и трудолюбие. Я часто говорю ребятам, что к природе нужно относиться как к самому себе — с любовью и заботой, и они меня слышат. К примеру, в этом году мы обустроили место отдыха возле реки Мура. Наши жители любят туда приезжать, но всегда оставляют мусор. Так вот, для того чтобы отдых местных туристов был организованным, мы сделали места для костра, поставили баки для мусора, установили противопожарный стенд, приспособили крючки для одежды. По такому же принципу облагородили место на въезде в поселок, где протекает родник, пользующийся популярностью у жителей и гостей поселка. Приятно, что инициатива наших воспитанников дала положительный результат: люди престали мусорить, стали бережнее относиться к окружающей природной красоте.

— Польза от профессиональных навыков, полученных ребятами в школьном лесничестве, бесспорна, многие ли потом связывают свою судьбу с лесом?

— Профориентационное направление стало одним из приоритетных в нашей деятельности. Я уже упоминала, что с прошлого года мы ведем профильное обучение в рамках специально разработанной программы «Школьное лесничество: лесоводство по методике «ЮниорПрофи». Основной акцент здесь делается на формирование у школьников интереса к лесному делу, знакомство с азами таких специальностей, как «лесовод», «таксатор», «лесничий» и другими. Более того, наши ребята получают награды в этой области. Например, прошлым летом команда школы поселка Невонка стала обладателем диплома III степени в конкурсе по компетенции «Лесоводство» по методике
«ЮниорПрофи», проводившемся в ходе 24-го краевого слета школьных лесничеств. Еще большего успеха ребята добились на конкурсном этапе «Работа с картой по таксационному описанию», завоевав диплом I степени. Как результат наши ребята выбирают эту профессию для себя. Буквально в следующем году уже закончит обучение наш самый первый выпускник. Он учится в Дивногорском техникуме лесных технологий. В прошлом году в этот техникум поступило сразу пять наших воспитанников. Не так давно о своем желании учиться лесному делу мне рассказали еще несколько ребят. Думаю, это отличная оценка нашей работы, которую будем не только продолжать, но и разносторонне усиливать.

— Какие задачи ставите перед собой на текущий учебный год, с какими инициативами связываете перспективу развития?

— Благодаря руководителю Невонского лесничества Юрию Ковригину у школьного лесничества появилось свое отдельное здание. Новоселье приурочено к профессиональному празднику — Дню лесника. И это очень символично для ребят. В помещении есть кабинет для проведения занятий, оборудованный компьютерами и другой оргтехникой, актовый зал, где разместится экран для позиционирования презентаций и докладов. Есть помещение для организации лесного музея, его создание входит в наши ближайшие планы. Хотелось бы создать свой краеведческий уголок, куда можно поместить коллекцию минералов и необычных камней, найденных в окрестностях поселка. Здесь же найдется место для кузницы дятла и выставки особых видов грибов. Новоселье открыло для нас новые перспективы, в этом году планируем сделать акцент на усиление проектной деятельности. А именно участвовать в краевом конкурсе молодежных проектов «Территория 2020». Есть много идей по продолжению проекта «Сад памяти». Хотелось бы поставить там лавочки, сделать дорожки. В будущем мечтаем создать в поселке дендрарий, для воплощения этой идеи уже подобран участок. Уверена, этот проект, созданный руками школьников, смог бы стать местной достопримечательностью. В дендрарий можно водить экскурсии. Вообще, очень хотелось бы запустить несколько экскурсионных маршрутов. Например, у нас есть желание удлинить нашу экологическую лесную тропу, которая пока небольшая, но вполне может стать длиннее, разнообразнее и интереснее. Такие тропы сейчас очень популярны во многих городах России. Люди специально приезжают, чтобы прогуляться по ним. Уверена, что со временем многие придут к тому, что отдых в лесу может быть полезным не только для здоровья, но и для души. А подрастающему поколению, по большому счету, все подобные проекты помогают расширять кругозор, пробуждают любовь к природе и формируют навык по защите лесных богатств страны. Я вижу в глазах ребят неподдельный интерес к новым для них отраслевым знаниям, а значит, наш труд во благо.

просмотры: 884
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске