Пассажирские перевозки представляют собой сферу повышенной ответственности транспортной компании. Если же предприятие занимается перевозками детей, то требования к нему усиливаются многократно. Доставка школьников к месту учебы согласно законодательным нормам РФ осуществляется в строгом соответствии с утвержденными положениями и правилами. О новых стандартах оснащения школьных автобусов, требованиях к водителям, маршрутах и графиках движения беседуем с директором МБУ «Служба АТП Боготольского района» Михаилом Денего.
— Михаил Александрович, за доставку учеников традиционно отвечали школы, как возникла идея создания отдельного предприятия, занятого перевозками школьников?
— В 2019 году были приняты новые правила перевозки детей, согласно которым на этот вид деятельности требовалась лицензия. И перед муниципалитетом встал вопрос о получении лицензий для всех школ района. Тогда и было принято решение о создании единого оператора для организации школьных автобусных перевозок, что позволило, во-первых, снять со школ дополнительную нагрузку по содержанию автобусов и водителей, во-вторых, повысить эффективность использования техники и людских ресурсов.
Предприятие было зарегистрировано, школы передали свои автобусы на баланс учреждения, которое с 2019 года выполняет муниципальное задание по подвозу детей к месту учебы. Помимо этого обслуживаем сферу культуры района: доставляем по заказам читателей книги в села, где нет своих библиотек, осуществляем доставку самодеятельных творческих коллективов к месту выступлений, возим
спортсменов на соревнования. У предприятия есть специально оборудованный под передвижную сцену автомобиль, который участвует во всех крупных районных культурных мероприятиях.
— Сколько школ обслуживает предприятие, какова протяженность маршрутов?
— Каждый день больше 300 ребятишек доставляем в шесть школ района. Ежедневно на линию выходят восемь автобусов, есть две школы в селах Вагино и Юрьевка, которые обслуживают по два автобуса — ходят в разных направлениях. Маршруты очень разные. К примеру, автобус, обслуживающий село Бакасуль, накатывает в день порядка 40 км, а тот, что ходит во Владимировку, — 140-150 км. И дело не столько в расстояниях, сколько в расписании занятий. Уроки заканчиваются в разное время, не можем же мы заставлять младших школьников ждать по два часа, пока отучатся старшие классы — делаем несколько рейсов.
Радует, что детей становится больше. В прошлом году в Красную Речку школьный автобус делал один рейс, в этом году — уже два, добавилось первоклашек. Значит, молодежь остается, район развивается.
— Насколько Служба АТП Боготольского района укомплектована техникой, соответствующей требованиям к перевозке детей?
— На момент создания предприятия за ним числилось 9 автобусов, на сегодняшний день их уже 14, в том числе четыре совсем новых, полученных районом от министерства образования края по программе обеспечения школьными автобусами. Согласно законодательству, автобусы для перевозки детей должны находиться в эксплуатации не более 10 лет, самому старому автобусу АТП шесть лет, поэтому технику мы не списываем, используем в качестве запасной на случай поломки.
Все транспортные средства, используемые для перевозки детей как относящиеся к классу повышенной опасности оснащены дополнительными системами жизнеобеспечения и перед каждым выездом на маршрут подвергаются обязательному профессиональному осмотру. Автобусы соответствуют техническим требованиям ГОСТа: выкрашены в желтый цвет, снабжены специальными знаками, оборудованы детскими сиденьями, местами для сопровождающих, удобными ступеньками для подъема и спуска детей младшего школьного возраста. Кроме того, несколько раз в течение года все единицы транспортного фонда проходят плановое техническое обслуживание для ранней диагностики и устранения возможных дефектов. Автобусы оборудованы тахографами и системами спутникового слежения ГЛОНАСС/GPS, что позволяет отследить их в любой точке маршрута.
Не менее строгие требования предъявляются и к водителям. Они обязаны иметь права категории Д, не менее 10 лет профессионального стажа и безупречную биографию, что серьезно ограничивает список претендентов на рабочее место. В настоящее время на предприятии трудятся люди с большим стажем и опытом, проработавшие в школах по 15-18 лет, любящие свое дело и относящиеся к нему очень ответственно.