— Светлана Ивановна, подведите итоги прошлого учебного года, какие направления работы станут ключевыми в новом учебном сезоне?
— В рамках развития краевой системы образования мы реализуем несколько проектов. В число основных входят проекты федеральной целевой программы, а также проект «Реальное образование».
В этом году краевой проектной командой разработан межотраслевой проект «Кадры для передовых технологий», одобренный на президиуме Совета при губернаторе края по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Сегодня мы активно включаемся в его реализацию.
Важнейшим достижением считаю сложившуюся проектную культуру управления от внутришкольного до регионального уровней, а также воплощение проекта «Атлас региональных образовательных систем». Это многопрофильный, постоянно обновляемый и пополняемый банк экспертной, аналитической, статистической, мониторинговой информации об образовательном ландшафте нашего края. Основной смысл формирования атласа заключается в выявлении и обеспечении трансфера лучших практик краевой системы образования.
Однако, несмотря на все результаты в продвижении современных форматов управления, мы не можем окончательно решить основную проблему, связанную с неспособностью школ гибко подстраиваться под постоянно меняющиеся внешние социально-экономические условия в территориях. Муниципальные школьные системы образования в большинстве своем остаются закрытыми, что выражается в удержании прежних практик вне зависимости от их эффективности.
Сегодня министерство образования и науки РФ анонсировало масштабную реформу, связанную с переподчинением школ с муниципального уровня на региональный. Новой должна стать позиция по внедрению современной образовательной среды и электронного обучения в каждую образовательную организацию. Реформа возьмет старт с пилотного проекта в 17 регионах. В Самарской, Астраханской областях и Санкт-Петербурге она уже успешно реализуется.
— О каких возможностях с точки зрения создания новой образовательной среды шла речь на августовском краевом педсовете?
— На форуме этого года была выбрана тема: «Управление изменениями: новая образовательная среда и результаты». То есть образовательную среду предлагается рассматривать как базовое условие для достижения новых результатов. В частности, необходима конкретизация педагогических компетенций, степень соответствия им учителей. Важную роль здесь играет реализуемый в крае проект «Кадры и инфраструктура их развития». Продолжается поиск актуального содержания и современных эффективных форматов работы с молодыми педагогами. К примеру, Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования меняет инфраструктуру профессионального развития посредством молодежных педагогических игр с созданием материалов для проведения подобных игр для учителей-стажистов. Участвуя в подобных программах подготовки, педагоги переносят освоенные форматы в практику работы с детьми. Изменяется содержание образования и в педагогическом университете. Вводятся новые курсы, программы переподготовки — такие как «Информационная культура и технологии в образовании», «Проектировщик образовательных сред». Определенным достижением является включение педагогических колледжей в международное движение «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia).
Все это актуально связано с реализацией идеи Национальной системы учительского роста, заявленной президентом РФ, позволяющей выделять уровни квалификации педагогов и строить на этой основе модели карьерных перспектив учителей на отрезках их профессионального становления.
В системе среднего профессионального образования создание современной образовательной среды, достижение новых образовательных результатов перешло в формат плотного взаимодействия с работодателями, общественными молодежными объединениями и муниципальными структурами. В рамках дуального обучения разворачивается работа по переносу части образовательного процесса на предприятия края. Совместно с работодателями создается высокотехнологичная инфраструктура для овладения умениями по наиболее востребованным и перспективным профессиям. Обновление образовательных программ в соответствии с требованиями лучших отечественных и международных стандартов, использование цифровых технологий для освоения современных профессиональных компетенций ставят задачу разработки моделей нового типа учреждений — hi-tech-колледжей, которую нам предстоит решить в предстоящем учебном году.
— В условиях стремительного распространения цифровых технологий, возможностей сети Интернет какие новые программы предстоит внедрять в образовательную среду?
— Цифровизация образования — уже общемировая тенденция. В числе прочего это оnline-курсы, облачные сервисы, электронные библиотеки и многое другое. Происходящие сейчас изменения связаны с размыванием границ школы, а точнее, образовательного процесса. Это означает, что обучение должно выйти за пределы классных комнат. Современные образовательные задачи — открытые, практико-ориентированные, жизненные. Нельзя недооценивать влияние социальных сетей, широкой палитры информационных ресурсов Интернета. В этой связи определенные усилия должны быть направлены на планирование и достижение конкретных результатов уже в новой образовательной среде. Пока, на мой взгляд, мы слабо используем имеющиеся возможности цифровых технологий. Новой задачей должно стать освоение электронной дидактики и, как следствие, смена педагогической позиции от транслятора знаний к организатору самостоятельной деятельности школьников.
— Новшества очередного учебного года включают в себя и расширение возможностей инклюзивного образования?
— Формирование инклюзивной образовательной среды подразумевает наличие специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В течение двух последних лет в нашем крае эффективно решается задача обеспечения равного доступа всех детей к качественному образованию. За два учебных года количество учащихся с ОВЗ возросло на 7%, а это еще почти две тысячи детей дошкольного и школьного возраста.
Кроме того, в 2016 году наш край включился в международное движение «Абилимпикс», поучаствовав во II Национальном чемпионате профессионального мастерства в Москве среди людей с инвалидностью. Специально адаптированная комфортная развивающая среда минусинской школы-интерната, включающая студию мультимедийного творчества «Взгляд-М», способствовала победе на чемпионате учащегося этой школы Дмитрия Левченко. Он был удостоен золотой медали по компетенции «фотография». Еще одно достижение — победа учителя начальных классов ачинской школы №5 Елены Карагаевой на Всероссийском фестивале лучших инклюзивных практик, прошедшем в столице.
Между тем инклюзивная образовательная среда — это еще и подготовленные к работе с детьми с ОВЗ педагоги, которых повсеместно не достает. Не хватает учителей-дефектологов, учителей-логопедов и других специалистов сопровождения. Первостепенными остаются задачи обобщения практик инклюзивного образования и оформления моделей реализации инклюзии, а также подготовка кадров, предусмотренная Концепцией развития инклюзивного образования в крае на 2017–2025 годы.
На пороге нового учебного года подведены итоги, отмечены успехи, заданы целевые ориентиры и задачи. Имея за плечами богатый опыт, в стремлении к новым вершинам образовательное сообщество готовится сегодня взойти на новую ступень своего развития.