— Юрий Михайлович, что чувствуете от того, что рок-опера «Юнона и Авось» продолжает идти с успехом?
— Я не сомневался в успехе этой постановки. Я сам не красноярец, поэтому, приехав сюда, был крайне удивлен: почему все молчат об этой истории? Ведь это русская версия «Ромео и Джульетты». Тем более что в Красноярске находится место упокоения командора Резанова. Мне казалось, в музыкальном театре этот спектакль должен быть прямо-таки «по умолчанию»: наш
соотечественник, русская тема, конфликт культур, религий и мировоззрений, шикарная музыка в конце концов!
Усилиями тогдашнего главного балетмейстера Владимира Романовского и недавно пришедшей в театр директора Натальи Русановой мы пошли на этот эксперимент. Это был именно эксперимент, потому что в успех никто не верил. На тот момент преимущественно шли спектакли классического жанра — оперетта, музыкальная комедия. А тут вдруг рок-опера. Причем знаковая для Красноярска и России. Все говорили, что будут сравнивать. Ну и что? Если кто-то когда-то поставил «Гамлета», разве это налагает запрет на новую постановку?
На главные роли я пригласил Валерия Бурдика, Наталью Тимофееву, Алексея Казанцева. Для них это предложение было шоком, потрясением. Мы начали работать. Я специально просил ребят не смотреть другие инсценировки. И хотя находилось немало скептиков, успех был оглушительным! Обыкновенно о спектакле возникает две-три рецензии. На этот спектакль были десятки публикаций критиков! Постановка зацепила. Ребята, которые были достаточно молодыми, на утро проснулись знаменитыми.
— Как вы считаете, что дает долголетие этому спектаклю? Ведь в феврале состоится сотый показ.
— Я думаю, здесь много составляющих: пронзительная музыка, хороший актерский состав. И конечно же, сама трагическая история любви не может оставить никого равнодушным. Любовь заряжает, дает нам силы, и за этими эмоциями люди идут в театр.
— Совсем недавно состоялась премьера сказки «Аленький цветочек». Как вы считаете, в сравнении с другими вашими сказками она дала вам что-то новое?
— Я уже не раз говорил, что всегда стараюсь делать то, что мне нравится. Это одна из моих любимых сказок. У нас сейчас засилье инородного. Слава Богу, история, написанная Аксаковым, — это русская история. Она очень подходит для того, чтобы ее оживить на сцене. А чтобы эту сказку сделать еще более волшебной, мы наряду с традиционными персонажами добавили целый спектр нечисти: здесь и Баба Яга, и Леший, и Кикимора. Мы не пытались соревноваться с компьютерными технологиями в кино, а сделали все чудеса в спектакле по театральным законам.
— А ведь первый ваш спектакль тоже был «Аленький цветочек»?
— Как ни странно, да. В 1992 году я поставил эту сказку в Забайкальском краевом театре драмы. Но он был совершенно другой, в нем не было нечисти, волшебства. Абсолютно камерный.
— Поделитесь творческими планами?
— Мы вскоре приступим к постановке спектакля по пьесе Островского «Не все коту масленица…» Это непростая классическая история. Здесь актеру надлежит не только хорошо сыграть и спеть, но и соединить на сцене драматургию Островского с уверенным, достойным классическим пением. Этот спектакль, скорее всего, станет для нас гастрольным. В новой постановке хотелось бы задействовать артистов, с которыми я еще не работал.
— Спектакль оставите в своем времени? Сейчас же модно переносить действие в современность.
— Островский, конечно, актуален во все времена. Но мне кажется, публика изголодалась по хорошим классическим пьесам. Поэтому все останется так, как написал русский друматург.
Режиссер Юрий Цехановский известен в театральных кругах как смелый экспериментатор, умеющий создавать на сцене диалог разных стилей и жанров.
с 1984 по 2000 годы работал в Читинском театре драмы. Как актер отмечен званием «Заслуженный артист России». Как режиссер-постановщик он не раз становился призером в региональных, всероссийских и международных фестивалях. Более 50 спектаклей разных жанров успешно поставлены Юрием Цехановским в городских, областных, краевых музыкальных и драматических театрах страны.