Эти и другие планы включены в стратегию развития Красноярска до 2035 года, значительная их часть будет реализована в рамках национальных проектов. Этот вопрос затронула председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в ходе рабочей поездки в Красноярский край в этом году.
— Федеральные средства на подготовку к 400-летию Красноярска мы можем получить с 2025 года, и уже сейчас важно определить, на чем нужно сосредоточиться, чтобы успеть оперативно отработать с федеральными ведомствами и включить мероприятия в трехлетний бюджет. Вместе с администрацией города, Законодательным собранием мы детально разбираем ситуацию, обсуждаем, что необходимо сделать, чтобы юбилей стал поводом вывести Красноярск на новый уровень развития, — подчеркнул губернатор Красноярского края Михаил Котюков в своем ежегодном послании.
Глава региона сделал акцент на волнующей всех горожан теме — развитии транспорта. По плану к 2028 году в Красноярске появится «комплекс рельсового транспорта»: единая система, связывающая метро, трамвай и городскую электричку.
Транспорт и дороги
Самым масштабным и важным приобретением для транспортной системы Красноярска к 2028 году должен стать метротрам. Но пока работы продвигаются медленно.
Как отметил губернатор края, это один из самых сложных проектов, которые реализуются сейчас в регионе. Справедливости ради нужно заметить, что такие объекты, как метротрамвай, ранее в стране нигде не строились. А сейчас такие проекты стартовали сразу в трех городах России: в Красноярске, Нижнем Новгороде и Челябинске, и в каждом — свои особенности. Проектным организациям необходимо разрабатывать технические решения, которые оптимальны для этих сооружений и местных условий.
В Красноярске, по запросу губернатора, в карту будущего подземно-надземного маршрута включили тоннели, построенные для первой версии метро, — более двух километров.
Один из неблагоприятных факторов, который не должен остаться без внимания при строительстве метротрама в краевом центре, — радоноопасность. Красноярск попадает в число радоноопасных территорий, а значит, все связанные с этим риски должны быть учтены при возведении любых подземных объектов, тем более таких масштабных, как метро.
В минувшем году руководитель дирекции по проектированию объектов метрополитена Алексей Авдеев отметил, обращаясь к директору государственного предприятия Красноярского края «Центр транспортной логистики» Андрею Августиновичу: «В ответ на обращение ИД «Реноме» сообщаю, что по результатам инженерно-экологических изысканий, выполненных по объекту «Строительство линии скоростного подземно-надземного легкорельсового транспорта в г. Красноярске. Первый этап» дозы гамма-излучения и плотность потока радона не превышают допустимых значений».
Но риски все же есть. На территории Красноярска, по исследованиям ученых СФУ, было установлено более двух десятков участков, для которых характерны концентрации радона в воздухе помещений подвалов и первых этажей зданий, превышающие гигиенические нормативы (100 Бк/м3 в жилых помещениях). Около 2,3 % зданий находятся в зоне с десятикратным и более превышением среднего значения концентрации радона. В Центральном районе города площадь самого обширного радоноопасного участка составляет около 5 км2, и он расположен вблизи от строящейся станции метро на площади Революции.
Проблемой, замедлившей эту стройку, стали археологические раскопки. Однако в конце прошлого года госэкспертиза в сфере археологии и истории разрешила продолжить строительство метро на площади Революции. В первую очередь здесь проложат инженерные сети к монтажному котловану. Два котлована подготовили на Шахтеров и Высотной. Смонтирован тоннелепроходческий комплекс. Но успеют ли сдать метротрам к 2028 году, пока не понятно.
К юбилею планируют построить второй железнодорожный путь на мосту 777, что поможет организовать кольцевое движение электропоездов. Вместе с этим для развития городской электрички потребуются новые транспортно-пересадочные узлы в районе Шинного завода и на станции Красноярск-Северный.
Уже несколько лет, с начала строительства Николаевского моста через Енисей, ведутся разговоры о том, что его правобережная развязка должна стать «второй Предмостной». Но пока ничего, кроме плотной застройки в жилом микрорайоне Тихие Зори, здесь не преобразилось. Но к юбилею города планируется возвести путепровод над железной дорогой в створе улиц Затонской и Семафорной, что существенно улучшит логистику этой территории.
К 400-летию в Красноярске власти хотят улучшить ситуацию с автодорогами, сейчас это неизменная «болевая точка» для красноярцев. Сделать это предполагают поэтапно. В 2024 обещают провести модернизацию 64 объектов улично-дорожной сети. Самые значительные — улицы Копылова (где работы уже ведутся), Северное шоссе, 60 лет образования СССР. В порядок приведут Семафорную на участке от Предмостной до КрасТЭЦ, проведут реконструкцию улиц Лесопильщиков, Грунтовой. Меняют асфальтовое покрытие на самом протяженном в городе проспекте имени газеты «Красноярский рабочий».
Здания и парки
Красноярцы еще не забыли период подготовки к Всемирной универсиаде, когда центр города подвергся масштабной перестройке, и долгое время передвижение по проспекту Мира, улицам Ленина, Маркса было затруднено. Этим летом в центральной части Красноярска тоже будет много перекрытий.
До 2025 года продолжится реконструкция Центрального парка, который будет полностью закрыт для посетителей. С учетом работ по проекту строительства станции метро на площади Революции, эта локация пока напоминает узкий коридор между двумя заборами. Но это временные неудобства, а главный городской парк с учетом всех планов обещает стать местом притяжения красноярцев и гостей города. Здесь обновят ландшафтный дизайн, появится новая досуговая инфраструктура и будет построен мини-аналог первого здания железнодорожного вокзала Красноярска.
На Театральной площади будет доступна подземная двухуровневая парковка вместимостью 292 машины. Тендер на строительство выиграла УСК «Сибиряк». По условиям контракта, объект должны сдать в этом году. Проект создали в архитектурной мастерской «А2». Эта же компания представила план обновления всей Театральной площади.
А вот проект реконструкции здания театра оперы и балета поручат мировым светилам архитектуры. Завершить обновление фасада и внутренние работы в здании обещают к 2026 году, но подтвержденных фактов, что проектные работы уже ведутся, пока нет. Под вопросом переход под улицей Дубровинского к набережной и новый Дворец бракосочетаний, по форме напоминающий обручальные кольца. «Зависло» и строительство обещанных к юбилею зданий хореографического колледжа и Поздеев-центра на Предмостной площади.
Еще один объект, судьба которого пока непонятна, — здание цирка. Открытие после капитального ремонта запланировано на 2025 год. До этого закончить работы собирались в этом году, но возникли многочисленные сложности. В итоге на 2024 год выделено 100 миллионов рублей из федерального бюджета для продолжения реконструкции здания, которая с большими перерывами ведется уже давно и вызывает неоднозначные реакции.
Зато радует, что этим летом в Красноярске продолжится благоустройство нескольких общественных пространств по программе «Формирование комфортной городской среды». В сквере «Каменный городок» в Кировском районе уже начали прокладывать подземные кабели для нового освещения и формировать пешеходные дорожки. Монтируют основание будущей сцены под открытым небом. Предстоит работа с покрытиями, которых в сквере будет много, к примеру под научную детскую площадку и для катания на скейтах, самокатах и роликах.
Слоганом 400-летия предлагается фраза «Юбилей с моей историей». Это символично, ведь у каждого красноярца есть свой сюжет, который вплетается в городскую летопись: семейные архивы и предания, участие в значимых стройках, трудовые свершения, яркие проекты. Каждый из нас может предложить свои идеи, волонтерские инициативы, чтобы сделать общий праздник еще ярче.