АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 12 (193) 2022 (31.12.2022)

Яркие краски городских улиц

Текст: Елена Баева
В 1417 году мэр Лондона Генри Бартон издал указ, в котором предписал освещать городские улицы, и в столице снизилась уличная преступность. Спустя сто лет при короле Людовике XIV уличные фонари появились в Париже. Не за это ли монарх вошел в историю как «король-солнце»?

На улицы российских городов фонари пришли гораздо позднее. Первые масляные светильники на фасадах домов и стационарных опорах появились в Санкт-Петербурге в начале XVIII века. А с 1730 года — на части московских улиц, в Кремле, Китай-городе, Немецкой слободе. Тогда же родилась и профессия фонарщик.

Свет против

Фонарщики зажигали и гасили фонари в строгом соответствии с графиком, который составлялся на основании «таблицы о темных часах» от ученых академии наук. Более ста лет заправкой для фонарей служило масло, потом источником света стал керосин, а спустя еще несколько лет — газ. Его поставляла английская компания «Букье и Гольдсмит», которая основала в России газовый заводик и проложила в Москве первую газопроводную сеть. В начале XIX столетия фонари стали привычным атрибутом на улицах северной столицы — Санкт-Петербурга. В городе на Неве благодарные горожане установили даже памятник фонарщику.

Свет на улицы провинциального Красноярска пролился только в середине XIX века, но был крайне скуден. Его источником служили стеариновые свечи, которые часто тухли, задуваемые порывами ветра. Освещалась преимущественно центральная Воскресенская улица (пр. Мира), осветительные приборы размещались по 4 штуки на квартал. В 1881 году городская дума приняла решение заменить свечные фонари на керосиновые. Этот вид топлива был дешевле и позволял при тех же затратах увеличить количество фонарей в городе. Так, кроме Воскресенской, освещаемыми стали улицы Гостинская (Маркса) и Благовещенская (Ленина).

А потом в городе появилось электричество. Первопроходцем стал купец Николай Гадалов. В его доме на углу улиц Мира и Кирова, где сейчас размещается магазин «Детский мир», в 1893 году зажглась первая лампочка. Но остальной город продолжал лежать во тьме. Распространению электрического света на улицах Красноярска, как и четыре века назад в Лондоне, способствовали разбойники и воры. Орудовать в темноте, пугая запоздалых прохожих, им было на руку, и главный полицмейстер поставил перед отцами города вопрос ребром. Так в Красноярске начала строиться первая силовая станция для городского водопровода и электричества, и ровно 110 лет назад, а точнее 24 марта 1912 года, на улицах Красноярска появилось электрическое освещение. К концу 1912 года, красноярские улицы освещали 12 тысяч лампочек.

Свет за

С тех давних пор города становятся все светлее. Уходят в прошлое времена, когда с приходом ночи дома, погружаясь во тьму, становились безликими, а улицы выглядели недружелюбно. Специалисты посчитали: криминогенность в освещенных локациях уменьшается в 70 раз, а некогда глухие уголки становятся любимыми местами прогулок горожан.

— Когда речь идет об уличном освещении, большинство представляет себе привычные фонарные столбы, единственная задача которых — направлять свет на дорогу в темное время суток, обеспечивая видимость и безопасность. Такой подход адекватен при освещении магистралей и автотрасс. Но в условиях города функция освещения гораздо шире. К счастью, подход к благоустройству меняется, и сегодня мы можем говорить не просто об освещении улиц, домов, общественных пространств и дворов, но о тенденции к созданию в городе особой световой среды, — начинает разговор Георгий Ворожейкин, руководитель коммерческого отдела Ledvizor.

Благодаря архитектурно-художественной подсветке зданий и сооружений создается гармоничный облик городов, и теперь без световых архитектурных и дизайнерских решений сложно говорить о создании современной и комфортной городской среды. Красноярск уверенно шагает в этом направлении, тем более что краевой центр энергопрофицитен, и света, как говорится, хоть залейся. Но именно от этого предостерегают светодизайнеры. В последнее время появилось даже понятие светового загрязнения, когда света так много, что он начинает мешать: слепить глаза и бесцеремонно вторгаться ночами в спальни горожан. Поэтому один из общемировых трендов световой архитектуры — переход от массовой световой заливки всего вокруг к четкому зонированию. Но горожане видят конечный результат, которому предшествует большая и сложная работа.

Прежде всего специалисты создают подробный световой мастер-план. Это серьезный документ, в котором прописано все: от единой концепции светового оформления пространства до детальной проработки каждого объекта. Важны безопасные световые параметры. Оптимальный уровень цветовой температуры светодиодных ламп, выбранный дизайнерами, — 2700 К, теплый белый свет. Как выяснилось, холодный белый опасен для зрения. Технологии позволяют настраивать на одном фасаде или любой другой поверхности различные оттенки белого — от холодного до теплого, а также их сочетания. Регулирование интенсивности белого позволяет получить любопытное архитектурное оформление и в зависимости от погоды, температуры воздуха и времени года делать его теплее или прохладнее.

— Освещение здания Енисейского речного пароходства в Красноярске — это комплексный проект нашей компании, — рассказывает Сергей Матыскин, технический директор ООО «Оверсан». — Базовая концепция освещения здания разрабатывалась московской компанией, однако с учетом дополнительных требований заказчика она потребовала ряд доработок. Проект освещения получился гибким, позволяющим использовать множество разных сочетаний цветов и режимов, в чем жители и гости Красноярска смогли неоднократно убедиться.

Работа по устройству современного освещения городских улиц лежит на стыке искусства и инженерной мысли. Когда архитектор по свету завершает свою работу, к проекту подключаются светотехники, которые решают, какой светильник использовать на том или ином участке, какие крепления выбрать и пр. Световые приборы не должны в дневное время портить внешний облик здания, поэтому дизайнеры стремятся подобрать их таким образом, чтобы они вписывались в архитектурный облик фасада. Достигается это как путем выверенных размеров, так и цветовым решением корпуса светильника.

— Светильники для улиц должны быть долговечными и экономичными, — говорит Алексей Логинов, руководитель ООО «Кисан», компании по производству светильников для улиц и парков. — Поэтому при производстве уличных осветительных приборов стараемся добиваться оптимальных характеристик, в числе которых наряду с энергоэффективностью ударопрочность, пылевлагозащищенность, солнцезащита и стойкость к температурам в диапазоне от минус 60 до плюс 70 градусов. Используем прочный алюминиевый профиль, ударопрочное стекло и надежные крепления.

Свет в тренде

Возможности светового дизайна напрямую зависят от технологий. Сценариев освещения может быть несколько: декоративное, акцентирующее, фоновое или функциональное, а также их сочетания. Управление городским освещением из одного центра позволяет настроить его энергоэффективность, когда количество света растет, а энергопотребление падает.

У проезжей части дорог, в отличие от тротуаров, свои нормы освещенности, связанные с безопасностью дорожного движения. Для пешеходных дорожек яркость светильников ниже, потому что так уютнее и спокойнее для глаз, а навигация при этом не страдает. Поэтому для пешеходных зон в тренде осветительные устройства не выше метра, так называемые болларды.

Различается подход к освещению в городе и парках или лесопарках, где предпочтительнее чередование освещенных и затемненных участков дорожек. Дизайнеры стремятся минимизировать вмешательство в естественный ландшафт, сохранить баланс между комфортом передвижения и ощущением слияния с природой. Все это достигается сложными расчетами: какими должны быть шаг установки опор, их высота, мощность светодиодов, угол раскрыва, следует ли использовать оптику и т. д.

Этим летом в Красноярске на улицах Красной Армии и Академика Киренского появились здания-экраны, на фасады которых проецируются масштабные изображения — портрет знаменитого красноярского художника Андрея Поздеева и картины Василия Сурикова. В декабре на улице Матросова зажглись еще три экрана с фотографиями скал Такмак, Перья и Дед. Технология мэппинг-подсветки разрабатывается индивидуально для каждой высотки и не мешает жителям домов-экранов, так как «лишний» свет удаляется еще при создании проекции. Видеомэппинг, или проекционный мэппинг, можно смело отнести к визуальным эффектам дополненной реальности. Свои достижения светодизайнеры демонстрируют на фестивале «Круг света» в столице. Технологии проецирования используются уже не только на фасадах, но и в интерьерах общественных пространств. Воспроизводимый контент не только функционален, это уже своеобразный сторителлинг.

Но дизайнеры пошли еще дальше и предложили каждому горожанину интер-активное взаимодействие со светом. И это не привычные датчики, реагирующие на звук и движение. Это, к примеру, танцпол, энергию для подсветки которого генерируют сами танцующие; лестницы, подсвечиваемые кинетической энергией идущих по ним. Или светодиоды, отражающие эмоции проходящих мимо людей.

Наверняка технологии будут только развиваться, а дизайнеры продолжат удивлять и радовать горожан. Но есть среди этого праздника света одно «но»: подсвеченные дизайнерами здания и общественные пространства отнимают у нас звездное небо и возможность мечтать…

 

просмотры: 361
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 2 (205) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске