АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 07 (176) 2021 (27.07.2021)

Востребованная профессия

Текст: Ирина Богатова Фото: архив КГБПОУ «Боготольский техникум транспорта»
КГБПОУ «Боготольский техникум транспорта» является престижным среднеспециальным учебным заведением Красноярского края. Здесь готовят специалистов железнодорожной отрасли, в которой работать не только почетно, но и перспективно.

 

Работу на железной дороге получают почти 100 % выпускников учебного заведения, что говорит о высоком качестве полученного образования. О том, за счет каких ресурсов удается удерживать передовые позиции, говорим с директором Боготолького техникума транспорта Анатолием Францевичем.

— Анатолий Федорович, почему абитуриенты делают выбор в пользу техникума транспорта?

— Техникум готовит рабочие кадры для железной дороги: машинистов локомотивов, слесарей по обслуживанию и ремонту подвижного состава, специалистов по технической эксплуатации подвижного состава, специалистов по строительству железных дорог и путевого хозяйства. Это все очень востребованные специальности, престижные и перспективные. Кроме того, РЖД лидирует в регионе по уровню заработной платы и предоставлению социальных льгот для работников, это также весомый аргумент для вчерашних выпускников при выборе учебного заведения.

К нам поступают большое количество абитуриентов из Боготольского, Тюхтетского, Иланского районов, где проживают порядка 30 тыс. человек. Большая часть трудоспособного населения из этих мест занято на железной дороге, и в основном это рабочие династии. Многие ребята идут к нам, чтобы выучиться и продолжить дело отцов и дедов.

Взаимодействуем со службой занятости: проводим профессиональную переподготовку взрослого населения — в 2021 году по данной программе уже подготовлено порядка 80 машинистов локомотивов.

— Расскажите о преподавательском составе, материально-технической и учебной базах техникума.

— В этом году техникуму транспорта исполняется 92 года. Учебное заведение постоянно развивается, совершенствует качество подготовки специалистов. Происходит это в основном благодаря высокопрофессиональному преподавательскому составу. Особенно хочу подчеркнуть, что абсолютное большинство наших наставников по железнодорожным профессиям имеет богатый производственный опыт. Таким образом, теоретические знания, которые получают студенты, дополняются практическими навыками. Это очень важно, поскольку наша задача — подготовка железнодорожников именно рабочих специальностей, и чтобы их качественно научить, нужно уметь самому, все попробовать руками. Принцип «делай как я» отлично работает при подготовке будущих профессионалов.

Что касается материально-технической базы, стараемся ее поддерживать и наращивать. Кабинеты для общеобразовательных предметов оснащены всем необходимым оборудованием и учебными пособиями. Практические занятия проходят в лабораториях или учебных мастерских, полностью оборудованных, — механообрабатывающей, электромонтажной, слесарной, электросварочной. На территории техникума есть учебный полигон технической эксплуатации и ремонта пути. Вся материально-техническая база на договорной основе предоставлена нашим стратегическим партнером — Российской железной дорогой.

Много внимания уделяем физической подготовке учащихся. Для занятий физкультурой есть стадион с полосой препятствий, беговыми дорожками, брусьями, стендами для стрельбы, футбольными и баскетбольными сетками, в спортивном зале стоят тренажеры для атлетической гимнастики.

В этом году осуществляем реконструкцию главного учебного корпуса в Боготоле, он рассчитан на 500 человек, что почти полностью закрывает наши потребности.

— Как у выпускников техникума обстоят дела с трудоустройством, насколько они востребованы на отраслевом кадровом рынке?

— В Красноярском крае всего два средних учебных заведения, которые готовят железнодорожников. А потребность в кадрах у РЖД, повторюсь, огромная, мы не успеваем ее перекрывать. За год выпускаем только 75 специалистов, когда требуется порядка 200. Пару лет назад кадровую проблему Красноярской железной дороге приходилось решать привлечением вахтовиков из Московской, Архангельской областей. Так что наши выпускники не беспокоятся о будущем трудоустройстве.

Все мы знаем, что сегодня многие коммерческие предприятия не заинтересованы в наставничестве, им бы хотелось, чтоб к ним приходили готовые профессионалы с большим опытом работы. Считаю, что это негосударственный подход. Железная дорога всегда готова принимать вчерашних выпускников. Мы давно и плодотворно сотрудничаем с Боготольской дистанцией пути, наши ребята отрабатывают там производственную практику. Потом приходят на предприятие не статистами, а полноценными участниками производственного процесса. Без такой практики невозможно вырастить хорошего специалиста. Ведь мы видим, какими высокими темпами развивается железная дорога, учебная программа просто не успевает за космическими скоростями новых технологий, потому одной теорией без практики на рабочем месте не обойтись.

Очень важный принцип подготовки рабочих кадров, о котором мы постоянно помним и неукоснительно соблюдаем, — сохранение традиций и правил РЖД. Тотальная производственная дисциплина и стопроцентное качество работы — прежде всего. С первого курса ребята усваивают, что от безукоризненного исполнения правил технической эксплуатации зависят жизни людей. То есть техникум воспитывает не только специалиста, но и личность. Профессиональная ответственность наших выпускников тоже высоко оценивается работодателем.

— Есть ли какие-то планы, нереализованные проекты, которые собираетесь осуществить?

— Есть понимание, что в техникуме нам нужны новые компетенции, прежде всего для девочек. Они должны иметь возможность получать профессию, не уезжая далеко от дома. Кроме того, нужно подумать о специальностях для тех ребят, которые не подходят для работы на РЖД по медицинским показаниям, профотбор на железной дороге по здоровью довольно строгий. Конечно, это потребует крупных финансовых вложений. Думаю, что в образовательном процессе обязательно должны участвовать потенциальные работодатели, а не только государственный бюджет, на который все привыкли рассчитывать.

Система среднего профессионального образования не может сегодня развиваться сама по себе, образовательное учреждение и работодатель должны стать звеньями одной цепи. Рабочие профессии нужны всем, пора понимать, что из воздуха специалисты не возникнут, для их подготовки требуется материально-техническая база, стипендии, возможно, какие-то гранты. Нам нужно разрабатывать взаимовыгодные программы сотрудничества, новые формы социального партнерства с потенциальными работодателями. Отличным решением, на мой взгляд, было бы заключение с крупными предприятиями договоров целевой подготовки специалистов. Таким образом, работодатели перейдут из разряда сторонних наблюдателей и пассивных потребителей в позицию стратегических партнеров, заинтересованных в высоком профессионализме выпускников ссузов.

 

Заместитель начальника Боготольской дистанции пути по кадрам и социальным вопросам Михаил Козлов:

— С Боготольским техникумом транспорта мы сотрудничаем много лет. Каждый год молодые специалисты, выпускники техникума, получают работу на Боготольской дистанции пути. В этом году еще семеро ребят, отучившихся по специальности «бригадир пути», пополнили трудовой коллектив дистанции. Осенью они отправятся служить в рядах российской армии, а по возвращении вернутся на рабочее место.

Производственную практику учащиеся техникума традиционно проходят на железной дороге. Стараемся распределять практикантов по месту жительства. С ноября по июнь они трудятся на железнодорожных путях, стрелочных переводах, осваивая навыки путейского дела. Ведь теория без практики мало чего стоит, только на производстве ребята вникают в путейскую работу как следует, узнают специфику, получают и закрепляют необходимые практические навыки.

В связи с этим администрация Боготольского техникума и топ-менеджмент нашей организацией выступили с общей инициативой по подготовке кадров для железной дороги по целевым договорам. В настоящее время проект находится на рассмотрении в ОАО «РЖД». В таком взаимодействии заинтересованы обе стороны: техникум получит возможность отслеживать меняющиеся требования к специалистам и оперативно корректировать образовательную программу, а железная дорога — рабочих, подготовленных по специальному заказу, владеющих навыками, позволяющими молодому специалисту включиться в производственный процесс без дополнительного обучения на предприятии.

просмотры: 771
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске