АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 05 (197) 2023 (22.05.2023)

Ветер перемен компании-новатора

Текст: Марьяна Долгополова Фото: ООО «ОКБ Микрон»
Машиностроительная отрасль в любом государстве является центральной. Она объединяет десятки направлений от авиа- и судостроения до приборо- и станкостроения. В условиях сложнейшей внешнеполитической ситуации экономика России перестраивается ускоренными темпами. Началось восстановление проминдустрий и строительство новых предприятий, способных достойно конкурировать на рынке.

К таким можно смело отнести красноярскую машиностроительную компанию «ОКБ МИКРОН» — производителя рельсово-рудничного и обогатительного оборудования, нестандартных изделий и металлоконструкций из цветных металлов, специальных редукторов, средств автоматизации производства и оборудования для шахтных подъемных машин. В числе многих российских промышленников предприятие на фоне санкционного давления 2022 года меняло систему поставок, находило новых партнеров, перестраивало бизнес-цепочки под сложившиеся экономические реалии. Компания сделала ставку на пустующие ниши внутреннего рынка и конвертировала вызовы в закономерный успех, завершив прошлый год с прибылью.

НОВЫЕ РЕАЛИИ

Западные рестрикции оказали существенное влияние на отечественную экономическую систему, которая не просто выстояла, а бесповоротно изменилась. Она смогла перестроить производственные процессы и найти новые рынки сбыта. Предприятия, использовавшие европейские комплектующие и оборудование, через параллельный импорт завезли необходимые товары, адаптировались к сложившимся условиям, выстроили новые логистические цепочки поставок. Ключевым моментом явилось то, что введенные ограничения ускорили процесс углубленного импортозамещения, для решения задач обеспечения запчастями крупный бизнес стал кооперироваться с малыми и средними российскими производствами. Уже ясно, что через пару лет производители сельскохозяйственной и складской техники будут полностью отечественными. В остальных сегментах машиностроения прогресс наметился, но предстоит еще много работы. Предполагается, что в ближайшие пять лет отрасль ожидает больше перемен, чем она испытывала в последние годы.

Рынок сосредоточился на текущих задачах: на одних предприятиях ожидают и присматриваются к ситуации, но на других уже поняли, что запасы комплектующих стремительно заканчиваются, а закупить все, что нужно, в любой момент не получится. Параллельный импорт не панацея, и нужно смотреть вперед, срочно решать возможную проблему будущего. Многие понимают, что сотрудничество с отечественным поставщиком гарантирует, что он оперативно выполнит взятые обязательства и обеспечит сервисное обслуживание в течение установленного срока эксплуатации. То есть запчасти будут в наличии при проведении плановых и капитальных ремонтов.

— В стране мало предприятий полного цикла, которые производят всю цепочку востребованных комплектующих. Они уже загружены на много лет вперед. У нас тоже текущий год полностью законтрактован на сумму более одного миллиарда рублей. Сейчас увеличили выпуск запчастей и изделий целиком, но этого мало, надо больше. Предприятие еще строится, но мы работаем интенсивно и понимаем, что реальный спрос еще впереди. Прежняя стратегия развития предприятия требует глобального пересмотра, а вероятность, что европейские компании снимут все ограничения, минимальна. Я не вижу предпосылок на данный момент. Постепенно промышленники это осознают и начинают рассматривать какие-то альтернативы, прорабатывать различные варианты. Сегодня потребности рынка, на которые мы опирались несколько лет назад, кратно выросли. Предприятия РФ на данный момент не могут их закрыть, не производят в нужном объеме номенклатуру, которая требуется. Поэтому мы готовы объединить свои усилия с другими крупными компаниями для того, чтобы в кратчайшие сроки достроить завод и достичь необходимой производительности. Для завершения строительства Центра тяжелого машиностроения и выхода его на полную мощность нам нужно найти дополнительные источники финансирования. Это могут быть любые возможные способы, в том числе вхождение на предприятие новых собственников или государства. Это требуется стране в том числе, — подчеркивает генеральный директор ООО «ОКБ МИКРОН» Дмитрий Салов.

Российское машиностроение пока отстает по темпам внедрения новейших технологий, однако ситуация изменяется к лучшему. В отдельных сегментах машиностроения РФ есть конкурентоспособные решения, предполагается, что инновации будут только увеличиваться. Но необходим координационный центр, который станет контролировать все вопросы, как в советские времена этим занималось Министерство тяжелого машиностроения.

ТОЧКИ РОСТА

Сегодня компания «ОКБ МИКРОН» возрождает мощь тяжелого машиностроения Сибири, помогая промышленным гигантам ремонтировать многотонное станочное российское и зарубежное производственное оборудование. Специалисты не только проводят капремонт и наладку машин, но и улучшают их технические характеристики, устанавливают дополнительные агрегаты и автоматизируют процессы, расширяя их возможности. «Микроновцы» до винтика разбирают станки, по собственным чертежам изготавливают и совершенствуют детали, проводя контрольные испытания и затем передавая модернизированные машины заказчику. Для клиента такое сотрудничество весьма выгодно. Во-первых, не приходится заказывать копии деталей на других предприятиях и финансировать доставку. Во-вторых, это возможность получить улучшенную модель.

В этом году инженерам компании предстоят не менее серьезные работы по ремонту механической, пневматической и гидравлической частей мощного продольно-фрезерного станка для нижнетагильского «Уралвагонзавода». Партнером проекта выступает ООО «Гид-Модерн», которое займется восстановлением систем электроуправления машины. По словам Дмитрия Салова, приступая к работам, «микроновцы» не просто прислушиваются к пожеланиям клиента, а всегда индивидуально подходят к каждому заказу, проявляя творческую инженерную смекалку, стараясь повысить эксплуатационные свойства ремонтируемого промышленного оборудования, скрупулезно доводя его до уровня самых современных требований техники безопасности.

В 2022 году на предприятии расширили линейку номенклатуры для горнорудной и угледобывающей промышленности. В частности, существенно доработали вагонетку ВДР-5,3для Яковлевского ГОКа. В результате шахтная рельсовая техника при прежних габаритах и массе сможет перевозить грузов на 26,4% больше, то есть 6,7 м3 вместо 5,3 м3. Апгрейд вагона привнес заказчику значительный экономический эффект, так как модернизация позволяет загружать больше руды и увеличивает производительность труда. Кроме того, реализовали проект по изготовлению грузопассажирской вагонетки с четырехместной кабиной. Грузовой кузов оснащен откидными дверцами с двух сторон. В производстве находятся четыре изделия и заключены договоры на поставку еще десяти вагонеток.

Одновременно конструкторы «ОКБ МИКРОН» наладили выпуск аналогов импортных деталей, наиболее востребованных предприятиями РФ. Настоящим прорывом можно назвать запуск в серийное производство тормозных гидравлических систем для шахтных подъемных машин. Разработки станций управления тормозными блоками «Шторм» и суппортов МиЦ-1 и МиЦ-2 с прижимным усилием до 89 700 Н и до 164 000 Н в консорциуме с компанией АО СМНУ «Цветметналадка» в рамках программы импортозамещения стали первыми в России. Они уже были представлены на Международной выставке машин и оборудования MiningWorld Russia 2023.

— Для нас производство гидравлических систем для подъемных машин, которые на данный момент в России никто не выпускает, весьма перспективно, мы акцентируем на этом внимание. Наладили выпуск и уже ведем поставки заказчикам, для которых это актуально. Развиваем направление и планируем в течение нескольких лет полностью выйти на производство подъемных машин. Сегодня кроме «Уралмашзавода» никто подъемные механизмы не производит, но и они не делают подъемно-гидравлические системы. Гидравлику стали выпускать мы, с этим связываем большие надежды на будущее, — уточняет руководитель компании Дмитрий Салов.

ПРИЛОЖИТЬ УСИЛИЯ

Молодое предприятие на рынке более десяти лет, и здесь уже наработан богатый опыт благодаря глубокому пониманию индустрии машиностроения. Инженеры изобретательно подходят к любым заказам, нередко предлагая клиентам неожиданные ходы в решении поставленных задач, значительно улучшая агрегаты и детали. В компании отмечают, что на рынке меняется отношение к российскому производителю, многие изъявляют желание работать только с отечественным поставщиком. Начало специальной военной операции (СВО) на Украине позволило конвертировать санкционный вызов в успех, быстрее адаптироваться на отечественном рынке. Запрет на продажу в РФ запчастей и комплектующих для авиационной отрасли дал возможность компании наладить выпуск отдельных деталей для самолетов и вертолетов, заключены первые государственные контракты. Есть заявки от Объединенной судостроительной корпорации. «ОКБ МИКРОН» открыт к работе по техническому заданию заказчиков, даже невзирая на отсутствие проектной документации —конструкторы-технологи самостоятельно подготовят чертежи любой сложности. Машиностроительный комплекс продолжает строительство новых производственных цехов, увеличивает штат сотрудников. Здесь регулярно внедряют в работу инновационные технологии, которые подстегивают эффективность и конкурентоспособность компании.

СВО изменило планы реализации производства тепловетрогенерационного (ТВГ) комплекса. Зарубежные парт-неры отстранились от сотрудничества, и проект «ТеРУС» встал на паузу. Однако от идеи не отказались, и в конце прошлого года она получила второе дыхание. «ОКБ МИКРОН» подписало соглашение о субсидировании части затрат на НИОКР для изготовления ТВГ с Министерством промышленности и торговли РФ. В рамках программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в течение двух лет прототип ветрогенератора мощностью 65 кВт, срок службы которого составляет более 60 лет (и он работает даже при ветре 2 м/с), должен быть построен до конца 2024 года.

— Субсидия, часть которой мы получим во время реализации этапов проекта, позволит компенсировать 70% затрат на получение новой технологии производства ТВГ-комплекса мощностью 65 кВт, диаметром лопастей 20 метров и высотой 35 метров. Модель может разбираться и собираться многократно. Допустим, отработав несколько лет на объекте геологоразведки, она может быть разобрана и транспортирована на другое место, где будет смонтирована и начнет работу. Согласно программе, после успешных испытаний планируется производство и продажа готовой продукции в течение последующих трех лет, — поясняет Дмитрий Салов.

Сейчас конструкторский и технологический отделы занимаются подготовкой необходимой документации на лопасти, прорабатывают мобильность всего механизма. В дальнейшем предполагается получить модельный ряд тепловетрогенераторов различной мощности (0,2 МВт, 0,5 МВт, 1 МВт, 2 МВт, 4 МВт). Проект не имеет химических выбросов и высоких вибраций, что подтверждают различные экспертизы, то есть комплексы могут использоваться в отдаленных поселках северных территорий.

Недавно предприятие посетила делегация из Монголии, которая заинтересовалась проектом «ТеРУС». Монголию сегодня по праву можно считать страной солнца и ветра: более двухсот дней в году здесь ясная погода, круглый год дует сильный ветер. Благодаря этому страна обладает значительным потенциалом развития «зеленой» энергетики, доминирующим направлением которой является ветровая энергетика. Специалисты «ОКБ МИКРОН» вдохновили своих новых коллег на приобретение ветрогенерационных комплексов и были приглашены в «страну ветров», чтобы на месте оценить природные условия и местность региона, а может, и заключить контракт на производство ветряка.

ТРАНСФОРМАЦИИ ИДЕИ

Машиностроение России в настоящее время отстает от мировых локомотивов машиностроительной отрасли, и чтобы этот разрыв не увеличивался, а сокращался, нужно менять подходы к стратегии развития. Чтобы до минимума сократить количество используемого импортного оборудования и комплектующих, отечественным промышленникам следует объединяться под конкретные задачи. Конечно, уникальные станки и механизмы заместить достаточно сложно из-за высокой технологичности, но стремиться к этому нужно.

— Наша компания с большими планами и амбициями готова к изменениям. С ростом потребностей рынка все нужно вчера и в большом объеме, так как российские предприятия не успевают закрывать существующий спрос. Важно, чтобы власти взяли под контроль все вопросы, предложив отрасли стратегический план развития, возможность для создания консорциумов. Вывод на рынок любого изделия требует больших вложений, а в случае объединения затраты будут минимальны и результаты окупятся быстрее. Раньше мы планировали в год определенное количество продуктов, но теперь нужно форсировать события, так как изделий в год следует изготавливать кратно больше. Парт-нерство производственников позволит быстрее достичь поставленных целей. «Мы сможем в ускоренном темпе выпускать больше изделий», — считает гендиректор «ОКБ МИКРОН».

В прошлые годы в «ОКБ МИКРОН» поступали заказы на одни механизмы, но сейчас эти же клиенты просят изготовить совершенно другие. В связи с этим в компании меняется профиль производства на более сложные изделия, которые требуют дополнительных инвестиций. Между тем порой экономика предприятия не позволяет браться за новые задачи из-за нехватки свободных средств. Особенно если учесть, что свои коммерческие предложения здесь стараются выполнить более выгодными в соотношении цены и качества, чем у других отечественных компаний. В ближайшее время предстоит освоить серийное производство достаточно сложных деталей, дорогостоящих агрегатов, подъемных узлов. С точки зрения ресурса на предприятии есть все предпосылки и основные профессии, необходимые для быстрого развития нового многофункционального центра тяжелого машиностроения, где решаются самые нестандартные и специфические задачи в области машиностроения.

— Наши программы развития прописаны на десятилетия вперед. Это касается как изготовления малых и крупногабаритных высокоточных металлоизделий, так и расширения мощностей предприятия. Только нужно ускориться, выполнить 10-летний план за пятилетку, а лучше еще быстрее. Предстоит акцентировать внимание на станкостроении — под эту идею мы создавались изначально. С годами она серьезно трансформировалась, а в последнее время стала наиболее актуальной. Однако для реализации задач необходимы колоссальные финансовые вложения, которые мы не в состоянии привлечь самостоятельно. Конечно, сейчас на российский рынок хлынуло большое количество корейских, китайских и индийских станков. Но если их рассматривать досконально, то ничего технологически нового они из себя не представляют. Уверен, нам следует выпускать передовые автоматизированные станки, но в то же время простые и надежные, как это было в советское время. Наша команда высококлассных специалистов работает над этим направлением. Над тем, чтобы «ОКБ МИКРОН» стал узнаваемым брендом в машиностроительной отрасли как на внутреннем рынке, так и на внешнем, — резюмирует Дмитрий Салов.

 

просмотры: 303
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске