АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 01 (160) 2020 (20.01.2020)

Великаны, малыши и начальники

Текст: Александр Чернявский
Почему отечественный бизнес остается на подтанцовке у власти?
Многие аналитики предрекают, что ближайшее десятилетие окажется крайне сложным для России. Ребром будет поставлена глобальная дилемма: прорвемся ли мы в высшую лигу развитых экономик мира или течением истории будем отнесены на заброшенный остров стран-аутсайдеров? Ведь сегодня РФ явно проигрывает в конкурентной борьбе — как нашим извечным геополитическим западным противникам, так и набирающим мощь азиатским тиграм. Чревата эта гонка большими потрясениями для всех нас, по сравнению с которыми даже катаклизмы 30-летней давности покажутся цветочками.

В этом контексте вопрос — кто имеет потенциальный шанс вытащить Россию из очередного застоя и болота безнадежности? — не кажется совсем уж риторическим. Ведь речь фактически идет о нашем выживании, поэтому и поиск героев выглядит жизненной необходимостью. Кто же может претендовать на эту роль?

На силовиков и нынешнюю номенклатуру за постсоветские десятилетия народ насмотрелся вдоволь, и особых иллюзий по их поводу не питает. Интеллигенция, сыгравшая немалую роль в разрушении советской империи, нынче похожа на вымирающий вид и практически никакого влияния на ход исторических процессов не имеет.

Пожалуй, самыми подходящими кандидатами на роль драйверов, которые могут запустить правильную модернизацию страны, выглядят предприниматели. Амбициозные прагматики, образованные харизматики, без комплексов и фобий. Но способны ли они развернуть штурвал нашего корабля и направить его верным курсом? Ведь еще в девяностые годы на отечественных бизнесменов возлагались аналогичные надежды, но они их не оправдали. Почему?

 

Фактор олигархов

В начале нулевых годов я взял в Москве интервью у Олега Шенина — первого секретаря крайкома КПСС, руководившего нашим красноярским во времена горбачевской перестройки. В начале девяностых годов он стал секретарем ЦК КПСС, а в августе 1991 года был объявлен одним из главных действующих лиц ГКЧП. В нашей беседе, естественно, зашел разговор о крахе красной империи.

Среди прочих причин развала СССР Шенин назвал и фактор появления в стране сословия предпринимателей. По его словам, они быстро «сколачивали капитал, с помощью которого ломали Советскую власть и партию». Хотя все же главной причиной того исторического катаклизма стало, по мнению Олега Семеновича, предательство интересов страны коммунистической верхушкой.

Первые бизнесмены, безусловно, сыграли заметную роль в смене общественно-политической формации в стране. На заре ельцинской эпохи многим казалось, что именно эти предприимчивые ребята станут главной действующей силой в России. Какое-то время так оно и было. Во всяком случае в девяностые годы передовой отряд отечественного бизнеса — олигархи — во многом определяли политический климат в стране. Достаточно вспомнить печально знаменитую «семибанкирщину», когда олигархи в 1996 году сделали все возможное, чтобы оставить у власти полностью устраивавшего их Бориса Ельцина…

С приходом Владимира Путина к власти ситуация для бизнесменов радикально изменилась. На плаву остались только те олигархи, которые согласились встроиться в вертикаль власти и играть по правилам Кремля. Те, кто присягать на верность новому руководству не захотел, с политической сцены были убраны. Кто-то эмигрировал, а кто-то оказался за решеткой. Показательный разгром «ЮКОСа» в 2003 году фактически поставил жирную точку в эпохе, когда бизнесмены чувствовали себя вершителями судьбы России. Последние 20 лет крупный бизнес остается фактически на подтанцовке у Кремля. Безусловно, ФПГ участвуют в играх власти, но, как правило, в очень ограниченном объеме и с четким пониманием того, за какие флажки им заходить запрещено.

 

ФПГ на берегах Енисея

Существенно повлияли олигархи и на развитие событий в Красноярском крае, в частности на губернаторских выборах в 1998 и 2002 годах. На берегах Енисея влияние крупного бизнеса на региональную политику оставалось заметным вплоть до последнего времени. Не просто так Александра Хлопонина и Льва Кузнецова называли «никелевыми губернаторами». Кстати, здесь есть перекличка и с советской эпохой. Один из инициаторов знаменитых красноярских десятилеток, руководивший краем в начале семидесятых годов прошлого века Владимир Долгих также прошел суровую школу Норильского горно-металлургического комбината. И не даром Александр Хлопонин постоянно подчеркивал, что многому научился именно у Владимира Долгих.

Понятно, что речь идет не только о вершине региональной пирамиды. Финансово-промышленные группы регулярно делегировали своих эмиссаров в исполнительную и законодательную власть. И сегодня, например, многих депутатов Заксобрания не без основания называют лоббистами интересов металлургов, энергетиков и прочих отраслевых компаний. Хотя самые важные для себя вопросы руководители ФПГ, естественно, решают с губернаторами, однако и депутатская подпорка в тонком процессе лоббирования бизнес-интересов в коридорах власти лишней не бывает.

Например, это проявляется в щекотливых вопросах налоговых льгот, которые краевая власть щедро раздает крупным компаниям на протяжении многих лет. Так, в 2018 году размер таких льгот составил 12,5 млрд рублей. Больше половины этой суммы составила льгота по налогу на имущество организаций, 45,5% — по налогу на прибыль организаций, 2% — по транспортному налогу и только 1% пришлись на налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей. Показательная разница! В 2019 году несколько крупных компаний, работающих на территории края, получили еще и так называемые экологические льготы.

Во многом от деловой активности ФПГ в регионе зависят и перспективы широко разрекламированной инвестиционной программы «Енисейская Сибирь». Многообещающими выглядят и авансы из уст губернатора края по поводу инвестиционных проектов стоимостью почти два триллиона рублей. Однако от декларации о намерениях до реальных дел дистанция зачастую немаленького размера. Если, например, в силу экономических или иных причин реализация этих проектов затормозится, то неизбежны серьезные политические потери для краевого руководства.

Пока же в правительстве края уверены, что от реализации проектов «Енисейской Сибири» выиграют не только крупные компании, средний и малый бизнес, но и все жители края.

— Реализация проекта «Енисейская Сибирь» позволит крупным предприятиям втягивать в свою орбиту весь край. За счет кооперационных связей мы сможем обеспечить подъем экономики и улучшить работу предприятий малого и среднего бизнеса, — отметил на одном из совещаний губернатор Александр Усс. — Мы с вами не можем быть все металлургами, нефтяниками, угольщиками и энергетиками, поскольку живая ткань предпринимательства, сама жизнь, она требует занятости людей, включения их в нормальные производственные процессы, в том числе формирования бюджета и просто элементарной жизненной активности.

 

Муниципальные войны

Если влияние крупного бизнеса на красноярскую политику несомненно, то с предпринимателями средней руки дело обстоит сложнее. Они, как правило, имеют собственное мнение по многим острым вопросам общественно-политической жизни, которое довольно часто нелицеприятно для власти.

Яркой иллюстрацией к тезису может служить точка зрения одного из известных красноярских предпринимателей, депутата горсовета Красноярска Константина Сенченко, который часто выступает с неудобными для действующей власти заявлениями.

— Два десятилетия Красноярским краем управляет одна и та же команда, работа которой на сегодняшний день уже неэффективна. Край вступил в эпоху застоя, — заявил недавно муниципальный парламентарий в эфире телекомпании ТВК. — Наряду с тем, что с каждым годом увеличивается госсектор, падает уровень жизни населения. Весь финансовый ресурс края аккумулируется в Москве, и распределяется под мегапроекты друзей и родственников. В крае нет адекватного правительства, и диалог не предвидится. Это приведет к тому, что количество инвестиций в бизнес в регионах будет только падать.

Понятно, почему российское начальство с подозрением относится к желанию бизнесменов активно участвовать в политике. Их куда труднее привести к общему знаменателю, чем, например, подневольных бюджетников. Не удивляет, что чем выше уровень власти, тем меньше в ней выходцев из предпринимательской среды. Их там просто никто не ждет. Чиновники понимают, что предприниматели во власти могут стать для них серьезной проблемой. Тем более что отношения бизнеса и власти по-прежнему крайне напряженные.

В качестве примера рассмотрим ситуацию, складывающуюся в краевом центре. Красноярск в последние годы стал ареной перманентных конфликтов между муниципальной властью и бизнесменами. Самые острые сражения разворачиваются в сфере мелкой розничной торговли и общепита. Сводки об этих войнах стали постоянной частью информационной повестки. Сносят павильоны, кафе и различные другие временные строения. В процесс вовлечены самые разные силы — чиновники, депутаты, контролирующие органы… Громкие заявления делают весьма известные персоны.

— Я понимаю, если бы поставили задачу поднять павильоны на более качественный уровень, — приводит мнение бывшего градоначальника Красноярска, ныне депутата Госдумы РФ Петра Пимашкова информационное агентство «Проспект Мира», высказанное им во время встречи с предпринимателями в Центрально-Сибирской торгово-промышленной палате. — Недавно я был на встрече в администрации Советского района, ехал по ул. Партизана Железняка. С левой и правой сторон проезжей части размещаются павильоны — смотрятся достойно. Сегодня в Госдуме прорабатывается вопрос о том, что прежде чем вынести решение о сносе павильона, администрация города должна взвесить все за и против. Об этом я сообщил руководству Красноярска. С одной стороны, это благие намерения, а с другой — нужно понимать, что это, возможно, единственный заработок предпринимателя и его семьи.

В красноярские войны были вовлечены и федеральные начальники. В частности, пытался защитить красноярских ларечников бизнес-омбудсмен Борис Титов, однако все суды администрации Красноярска он проиграл. По-разному относятся к этим войнам горожане: кто-то усилия мэрии по наведению порядка с торговыми точками горячо приветствует, а кому-то, как и Петру Пимашкову, жаль торговцев-предпринимателей, которых фактически прижали к стенке.

В целом в Красноярском крае, по данным статистики, насчитывается свыше 90 тыс. малых и микропредприятий. Вроде бы количество их растет, однако аналитики констатируют и другую тенденцию: срок их деятельности сокращается. Так, весной 2019 года были опубликованы данные, согласно которым наш край попал в тройку регионов, где малые предприятия живут меньше 10 месяцев. Хуже нашей ситуация с малым бизнесом обстоит только в Магаданской области и республике Марий Эл. Для сравнения, в Томской, Самарской и Кировской областях компании в среднем живут по 3 года и более. В зоне риска оказались прежде всего владельцы фирм, занимающихся автосервисом и продажей табака.

Несмотря на то что президент РФ Владимир Путин практически ежегодно призывает дать зеленую улицу развитию бизнеса, предприниматели по-прежнему жалуются на многочисленные препоны в развитии своих предприятий. Согласно последнему анонимному опросу Торгово-промышленной палаты РФ, в котором приняли участие около 45 тыс. бизнесменов, 79% из них заявили, что сталкиваются с коррупцией. Наиболее коррумпированными направлениями бизнесмены назвали получение лицензий, справок, разрешений (36,1%), контроль за предпринимательской деятельностью (29,5%), государственные и муниципальные закупки (25,3%).

 

Охранная грамота

Исторически сложилось, что вершиной политической карьеры для большинства представителей среднего бизнеса являются корочки депутата регионального парламента. Только отдельным счастливчикам, например, Сергею Натарову, удается стать депутатом Госдумы. Для тех, кто работает в малом бизнесе, и попадание в муниципальный совет может считаться большим успехом. В городах и весях Красноярья самые многочисленные бизнес-диаспоры наблюдаются как раз в горсоветах и райсоветах.

Зачем люди, которым явно есть чем заниматься помимо общественной деятельности, идут в депутаты? Есть, конечно, идеалисты вроде Константина Сенченко, которые надеются что-то изменить к лучшему в нашей жизни, но таких в законодательной власти становится с каждым годом все меньше. В наш циничный век у тех, кто тратит свои кровные на избирательные кампании, мотивы в основном прагматичные.

Во-первых, это шанс поучаствовать в распределении бюджетных потоков. Во-вторых, депутатский мандат дает дополнительные возможности для политической защиты бизнеса. Так, неслучайно в столице края всплеск политической активности «малышей» вызвал массовый снос павильонов в последние годы.

Правда, переоценивать эти бонусы не стоит. Предыдущий созыв горсовета Красноярска дал немало негативных примеров, когда депутаты-бизнесмены становились объектами пристального интереса силовиков к их основному роду деятельности. Мандат муниципального парламентария по большому счету ни от чего не защищает, а иногда даже становится отягчающим обстоятельством. Для защиты бизнеса куда важнее не статус, а хорошие связи с руководством в исполнительной власти и влиятельные защитники в силовых структурах.

Парадокс нынешней ситуации состоит в том, что у предпринимателей, по сути, сегодня нет в России своей партии. Хотя попытки создать такие структуры неоднократно предпринимались в нашей стране и в девяностые, и в нулевые годы, но по разным причинам эти проекты оказались пустышками. Именно поэтому депутаты-бизнесмены вынуждены использовать в качестве политического трамплина то, что есть под рукой, — то есть участников парламентского квартета. Например, в нынешнем созыве горсовета сложилась уникальная ситуация, когда во всех без исключения партийных фракциях есть выходцы из бизнеса.

Хотя сегодня бизнесмены во власти находятся на вторых и третьих ролях, не исключаю, что в какой-то момент ситуация может измениться. Общественно-политическая ситуация в стране постепенно сгущается. Власть чувствует себя все более неуютно. В такие предгрозовые времена уникальный шанс получают как раз люди предпринимательского склада. Впрочем, для начала им не мешало бы, наконец, понять свои сословные интересы и предложить людям реальные рецепты развития страны.

просмотры: 1256
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске