Сергей Мачехин, генеральный директор УК «Сибирь» г. Ачинска, член Общественного союза работников ЖКХ и энергетики Красноярского края, много лет посвятил работе в отрасли, а потому отлично знает все ее сильные и слабые стороны.
— Сергей Михайлович, сегодня вы возглавляете крупнейшую в Ачинске управляющую компанию, как пришли к этому?
— Прежде чем стать руководителем предприятия, я прошел достаточно долгий трудовой путь: начинал работать механиком транспортного цеха муниципальной жилищно-коммунальной структуры, затем был назначен главным механиком, а позже — главным инженером. Директором муниципального предприятия я стал в 2004 году, как раз на рубеже масштабных изменений в жилищно-коммунальной сфере — тогда вышел новый Жилищный кодекс РФ. В нем были прописаны формы собственности, в соответствии с которыми должно существовать жилищно-коммунальное хозяйство. В частности, предлагалось три формы: непосредственное управление жилищным фондом, товарищество собственников жилья и управляющая компания. Мы выбрали третий вариант.
Надо сказать, что это было непростое время для отрасли, многие предприятия, в том числе муниципальные, находились на грани банкротства. Не стала исключением и организация, которую я к тому моменту возглавил: задолженность по зарплате составляла порядка 3-4 месяцев, налоги не выплачивались. К счастью, нам удалось вывести предприятие из кризиса: сначала оно трансформировалось в подрядную организацию, а затем в управляющую компанию. На сегодняшний день в УК «Сибирь» на обслуживании находится 324 жилых многоквартирных дома.
— Это достаточно большое и хлопотное хозяйство, как удается обеспечивать своевременное и качественное выполнение работ на всех объектах?
— Первое правило эффективной деятельности управляющей организации — выстраивание грамотной и логичной работы коллектива. В УК «Сибирь» работников не слишком много, но каждый занят тем делом, которое он хорошо знает и умеет выполнять. В целом в нашей отрасли ситуация с кадрами оставляет желать лучшего: много неквалифицированной рабочей силы. Часто люди, которые приходят к нам трудоустраиваться, не умеют и не хотят работать. Сложнее всего обстоит дело с уборщиками лестничных клеток и дворниками, ведь результат их деятельности сразу видят жители и по нему составляют мнение об управляющей компании. Поэтому данной категории работников мы стараемся уделять повышенное внимание.
Что касается инженерно-технических кадров, то здесь ситуация обстоит лучше: большая часть из них трудится на предприятии еще с момента образования УК, это грамотные специалисты, костяк нашего трудового коллектива. Конечно, работа квалифицированных работников и оплачиваться должна соответственно. У нас действует система премирования. Премии сотрудники получают за счет оказания предприятием дополнительных услуг — это направление хорошо развивается. Кроме того, у специалистов должны быть возможности для профессионального роста. С этой целью они регулярно выезжают на стажировки, перенимают передовой опыт, а также совершенствуют свои знания в изучении законодательных норм, которые в сфере ЖКХ крайне подвижны.
— Действительно, уследить за нововведениями бывает непросто, как порой и понять их смысл… А как вы относитесь к законодательным изменениям?
— Я убежден, что большинство сложностей в нашей отрасли возникает и не решается только из-за несовершенства законов, регулирующих ее деятельность. Главная проблема в том, что принимают эти законы теоретики, слабо владеющие ситуацией на местах и не вникающие в тонкости нашей работы. В результате принятые ими законы рождают множество противоречий, которые мы вынуждены разрешать, пытаясь найти золотую середину между законодательно установленными нормами и правилами с одной стороны и реально существующими обстоятельствами — с другой. Иногда на это уходят годы, а ведь страдает прежде всего население, интересы которого мы должны соблюдать в первую очередь. Управление многоквартирными домами — это социальный бизнес, и мы чувствуем свою ответственность за качество жизни людей. А между тем о коммунальщиках уже давно идет недобрая слава, ЖКХ не ругает только ленивый. У нас действительно есть проблемы, но не больше, чем в любой другой сфере, однако на слуху у всех только жилищно-коммунальное хозяйство.
Справедливости ради стоит отметить, что есть в нашей отрасли недобросовестные компании, которые заходят на рынок, не имея ни представления о том, как эффективно управлять жилым фондом, ни желания учиться этому. В результате снова страдают жители домов, в которых создаются далекие от комфортных, а иногда просто невыносимые условия проживания. Я общаюсь с коллегами из Красноярска и знаю, что там это довольно распространенная проблема. А ведь стабильная УК, как и любое другое успешно работающее предприятие, — основа устойчивой экономики: это и рабочие места со стабильной зарплатой и социальными гарантиями, и отчисления в бюджет всех уровней.
— Одна из распространенных проблем в ЖКХ — взаимоотношения управляющих организаций с ресурсоснабжающими, как вам удалось ее решить?
— Мы выбрали, я считаю, единственно верный путь: перешли на прямые платежи ресурсникам от населения и исключили из этой цепочки управляющую компанию. Таким образом, была достигнута та самая золотая середина: в условиях существующего законодательства мы нашли форму работы, которая устроила все стороны — управляющую организацию, РСО и собственников. Полный переход на прямые платежи был непростым и занял около трех лет, зато сегодня никто не может обвинить УК «Сибирь» в недобросовестном расходовании средств, поступающих к нам от жильцов. Прозрачность деятельности — очень важный фактор в оценке работы управляющей компании. И достигаться она должна не за счет публикации списков расходов, а за счет информированности жителей о том, сколько они платят за каждую услугу, предоставляемую им УК.
В своей работе я всегда придерживаюсь принципа открытости, стараюсь решать все вопросы в формате прямого диалога. Это касается и наших партнеров, и собственников, и представителей власти. В частности, по этому принципу выстроены взаимоотношения с городской администрацией, благодаря чему мы сообща решаем многие проблемные вопросы, касающиеся управления социальным жильем, квартирами, закрепленными за детьми-сиротами, выморочным жильем, и многие другие. Точно так же, в прямом диалоге, принимаются решения совместно с собственниками жилья. Например, при формировании перечня работ на очередной сезон я всегда стараюсь донести до населения идею о первостепенности подготовки к отопительному периоду, который в нашем регионе длится девять месяцев. Сегодня в сфере ЖКХ большое внимание уделяется вопросам благоустройства, и это вполне обосновано: сибирское лето коротко, и всем нам хочется в теплый период больше времени проводить на воздухе — во дворах. А значит, необходимо сделать их привлекательными внешне и удобными для пребывания всех категорий жильцов. Но нужно помнить, что вслед за коротким летом придет долгая зима, и наша первоочередная задача — создать комфортные условия проживания в домах на этот продолжительный период: обеспечить их теплом, избежать аварийных ситуаций. Поэтому наибольшие объемы средств вкладываются именно в это направление.
— Тем не менее работы по благо-устройству УК «Сибирь» также ведутся, какие из них были выполнены прошедшим летом?
— В последнее время большое внимание в части благоустройства придомовых территорий мы уделяем асфальтированию, поскольку во многих дворах Ачинска внутриквартальные и дворовые проезды находятся в ужасном состоянии. Между тем их ремонт не менее важен, чем реконструкция магистральных дорог, ведь большую часть времени человек проводит не за рулем, а дома, где его должны окружать чистота и порядок. И нам пора привыкнуть, что в понятие «дом» входят не только собственная квартира, но и подъезд, двор, а также дорога к нему. Руководствуясь этим, мы за лето заасфальтировали пять дворов — на первый взгляд немного, но ведь и процедура эта недешевая и небыстрая.
В следующем году планируем продолжить эту работу, как и реализацию другого направления — благоустройства детских площадок. В 2007 году специалистами УК «Сибирь» была разработана программа по строительству спортивных комплексов с учетом особенностей каждого двора. Ежегодно в летний период мы устанавливаем 10–12 таких площадок. В общей сложности за девять лет реализации программы их смонтировано около 90, а к 2018 году, по нашим расчетам, мы должны обеспечить игровыми зонами все придомовые территории, которые находятся у нас в обслуживании. Все устанавливаемые комплексы соответствуют утвержденным СНиПам и безопасны для детей. Мы сотрудничаем только с непосредственными изготовителями, которые имеют лицензию как на производство, так и на установку малых форм. Это аккредитованные предприятия, четко понимающие свои задачи. Раньше мы хорошо работали с томской фирмой «Игромир», но, видимо, сказался кризис, и организация приостановила производство. В настоящее время наши партнеры — красноярские компании. Их сооружения также соответствуют всем требованиям, на них дается гарантия — два года, в течение которых устраняются все повреждения, которые наносятся горожанами в ходе эксплуатации.
Подводя итог, хочу отметить, что деятельность управляющей компании многопрофильна и многогранна, и проблем возникает немало. Но все они решаемы, если есть желание и представление о том, как сделать это оперативно и с учетом интересов всех сторон.