АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 11 (192) 2022 (07.12.2022)

В первой десятке регионов страны

Текст: Елена Баева
Красноярский край входит в первую десятку регионов страны по объему валового регионального продукта (ВРП). Несмотря на негативное влияние существующих геополитических вызовов, в крае отмечается рост промышленного производства. Причем в регионе он на порядок выше, чем по стране в целом: 4,8 % при среднем показателе по России 0,4 %. Загрузка производственных мощностей также остается на достаточно высоком уровне, что составляет порядка 90 %.

Основа экономики края — промышленность, которая обеспечивает половину краевого ВРП. Традиционные для края отрасли — цветная металлургия, энергетика, а также активно развивающаяся в последние годы нефтегазовая отрасль. Все вместе они составляют 80 % объема промышленного производства региона. Самый высокий подъем в 7 % показывает обрабатывающая промышленность.

Инвестиции

Прошлый год край завершил с наилучшими за много лет показателями. Параметры краевого бюджета преодолели отметку в 300 млрд рублей, ожидаемый размер ВРП впервые превысил 3 трлн рублей, объем инвестиций в экономику края составил более 500 млрд рублей. По мнению Евгении Бухаровой, директора института экономики государственного управления и финансов СФУ, цифры говорят о том, что в крае создана хорошая подушка безопасности, и она работает, так что санкции не так остро отразились на краевой экономике. Но влияние санкций имеет отложенный эффект, поэтому надо думать о завтрашнем дне, и времени на раскачку нет.

— За предыдущие годы мы с вами создали надежную платформу для прорыва в будущее. Как известно, бюджет текущего года по своим параметрам был лучшим за всю историю Красноярского края. Весной мы не только не отказались от намеченного, но и поставили для себя новые задачи, увеличив финансирование за год почти на 50 миллиардов рублей, — цитирует Александра Усса, губернатора Красноярского края, пресс-служба краевого правительства.

По мнению губернатора, комплексный инвестиционный проект (КИП) «Енисейская Сибирь» вывел край на первое место в СФО по объемам инвестиций. Инвестиционный потенциал КИП губернатор представил в ноябре руководству Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, уделив особое внимание совместным проектам в сельскохозяйственной, космической и лесной сферах.

— Программа «Енисейская Сибирь», стартовавшая в 2018 году, стала сегодня ресурсом для экономики края, которая переориентируется географически и структурно, — уверен и Егор Васильев, депутат ЗС Красноярского края.

В крае в разной степени готовности развивается сразу несколько крупных инвестиционных проектов. Создание новых производств планируется в особой экономической зоне «Красноярская технологическая долина», которую открыли в декабре 2020 года на территории промплощадки в районе КрАЗа. К 2030 году здесь предполагается создать не менее 1300 рабочих мест и инвестировать свыше 18 млрд рублей.

Ряд значительных инвестиционных проектов планируется реализовать в машиностроении. К 2025 году объем отгруженной продукции машиностроительного комплекса вырастет на четверть по сравнению с 2021 годом. Почти на треть по отношению к прошлому году увеличит свой объем металлургический комплекс. В крае планируется строительство Западно-Таймырского промышленного кластера по производству угольных концентратов из коксующихся углей. В ближайшие годы продолжится реализация инвестпроектов по развитию нефтедобычи на месторождениях Ванкорской группы и юга Эвенкии, созданию новой нефтегазовой провинции в Арктике, а также модернизация мощностей нефтеперерабатывающего производства в Ачинске. Объем инвестиций в ТЭК Красноярского края до 2025 года составит свыше 800 млрд рублей.

— Мы видим, что предприятия в ключевых для нашего региона отраслях, несмотря на санкционное давление, подтверждают свои инвестиционные планы. Соответственно, прогноз социально-экономического развития Красноярского края не претерпит существенных изменений. В отдельных секторах экономики возможны колебания, которые мы видели и в прежние годы по менее значительным поводам, но не более того, — уверен Сергей Верещагин, вице-премьер краевого правительства.

Инфраструктура

В крае реализуются важные для региона инфраструктурные проекты: строительство Высокогорского моста, увеличение пропускной способности участка Артышта — Междуреченск — Тайшет: строительство вторых путей и двухпутных вставок, работы по усилению устройств электроснабжения.

— Несмотря на негативное влияние внешнего санкционного давления, краевая экономика пока сохраняет устойчивость, — отметила Анна Гарнец, министр экономики Красноярского края. — Но последствия санкционного давления могут еще сказаться в будущем. Это заставляет нас даже на фоне довольно положительных показателей формировать меры поддержки экономики, думать о создании благоприятных и гибких условий для маневров наших предприятий, в том числе реализующих крупные инвестиционные проекты. Финансовая стабильность ближайших лет зависит от заготовленной сегодня «подушки безопасности».

На уровне правительства РФ утвержден комплексный план социально-экономического развития Норильска, благодаря которому один из самых крупных за полярным кругом городов ждет радикальное преображение и переход в статус ни больше ни меньше столицы российской Арктики. План предусматривает комплекс работ по термостабилизации грунтов, капитальные ремонты инженерных сетей и разработку проектно-сметной документации для строительства нового жилья в северной столице края.

В краевом центре положено начало строительству метро. Развивается проект «Красноярск-Сити»: четыре офисные башни на территории бывшего комбайнового завода в новом микрорайоне Новоостровский скоро изменят профиль левобережной части города.

Выделено дополнительное финансирование на благоустройство городов и районов, подготовку к празднованию 200-летия Минусинска и 200-летия Енисейской губернии. Продолжается подготовка к 400-летию Красноярска. Запланированные мероприятия выведут столицу края на новый уровень, в том числе благодаря модернизации транспортной системы города, ликвидации ветхого и аварийного жилья, благоустройству территории.

Территории

В 2021 году принята новая государственная программа «Комплексное территориальное развитие Красноярского края», которая коренным образом меняет подход к развитию городов и районов. Во главу угла поставлено комплексное планирование: государственные органы вкладываются в инфраструктуру, которая придаст импульс для инвестиционной активности. До 2024 года вложения краевого бюджета в инфраструктуру населенных пунктов составят 1,68 млрд рублей. Ядром этих программ должны стать инвестиционные проекты местного бизнеса. Одним из ярких примеров снятия инфраструктурного ограничения стало строительство самого северного в крае Высокогорского моста. Введение его в эксплуатацию будет способствовать появлению нового малого и крупного бизнеса в Лесосибирском макрорайоне.

— Соседние территории объединены сетевой инфраструктурой. Они обросли активными кооперационными связями между хозяйствующими субъектами. Мы решили выделить их в экономические макрорайоны и поддерживать в рамках госпрограммы по комплексному территориальному развитию. Логика выделения макрорайонов и их поддержки продиктована самой жизнью: если есть возможность получить мультипликативные экономические эффекты при условии снятия инфраструктурных ограничений, то их нужно снять, — считает Анна Гарнец.

Логистика

Красноярский край экспортно ориентированный, с преобладанием — продукции металлургии. По отношению к 2021 году металлурги планируют нарастить объем экспорта почти на треть, а объем инвестиций до 2025 года должен составить свыше миллиарда рублей.

Еще до вступления в силу санкций треть экспортных потоков края была ориентирована на Китай. Но не все так просто. Металлургические компании — это вертикально интегрированные холдинги, производственные цепочки которых простираются по всему миру, а производства локализованы за пределами страны, и в этой структуре зашиты возможные санкционные ограничения, которые можно расшить, если перенести производственные мощности на территорию РФ.

Основным каналом перевозки грузов в Китай служит железная дорога, но свои «бутылочные горлышки» есть как на Транссибе, так и на БАМе. Железнодорожники пытаются расшить узкие места, строят вторые ветки, тоннели и мосты, но в условиях, когда все экспортеры переориентируются на восток, инфраструктурные ограничения только обостряются.

По мнению Владимира Косого, президента московского Центра экономики инфраструктуры, одним из направлений развития экономики региона может стать создание транспортно-логистических центров на его территории.

— Узкое место начинается в Забайкалье, и Красноярск, в силу своего географического положения, мог бы стать центром накопления и перегрузки грузов. Другой драйвер роста тоже связан с транспортной инфраструктурой — через Монголию в западный Китай. Думаю, в решении этих задач можно добиться поддержки федерального центра. Все вместе это может радикально поменять транспортную инфраструктуру не только края, но и всего востока страны, — уверен Владимир Вульфович. — Что касается воздушных ворот края, красноярский аэропорт вполне может стать хабом для заправки китайских самолетов при перелете через территорию РФ.

Минувшим летом делегация Красноярского края побывала с деловым визитом в Монголии, где губернатор Александр Усс обсудил перспективы развития двусторонних отношений. Особое внимание было уделено проекту строительства железнодорожной ветки Курагино — Кызыл с дальнейшим выходом через Монголию в Китай. Трансграничный коридор позволит соединить Юго-Восточную Азию через Енисей с Северным морским путем и станет важнейшей транспортной артерией на континенте.

Поддержка

Проблемы, связанные с санкциями, особенно остро ощутила лесная отрасль. Вслед за закрытием западных рынков производство пиломатериалов снизилось на 11 %. Но нет худа без добра. В этой ситуации компания «Сегежа Групп» пересмотрела приоритетность проектов по запуску новых целлюлозно-бумажных производств. По словам Елены Романовой, директора «Сегежа Групп» по работе с инвесторами, с учетом закрытия европейского рынка и переориентацией поставок на восток реализация проекта «Сегежа-Восток» в Красноярске более вероятна. Первоначально компания планировала запустить к началу 2025 года «Сегежа-Запад» и только потом приступить к реализации проекта мощностью до 2 млн тонн продукции в год на восточном направлении.

— Теперь «Сегежа-Запад» в Карелии под большим вопросом, потому что с поставщиками оборудования проблемы. Да и везти из Карелии в Китай супер неэффективно. «Сегежа-Восток» сейчас выходит на первый план, и нам кажется более интересным прорабатывать этот проект, — сообщила Елена Романова.

Аналитики WhatWood отмечают, что значительная доля компаний лесопромышленного комплекса до сих пор не нашли замену закрывшимся рынкам сбыта, и мощности в среднем по отрасли загружены на 30-40 %. Однако на востоке страны дела у предприятий идут лучше, чем у западных коллег.

— Структура экспорта не будет претерпевать каких-то глобальных изменений в силу особенностей экономики, которая базируется на деятельности крупных предприятий. Но качество экспортной продукции должно измениться. Особенно это касается лесопромышленного комплекса, где надо переходить на более глубокую переработку древесины, — считает Анна Гарнец.

По прогнозу возглавляемого ею министерства, в среднесрочной перспективе ЛПК восстановит объемы. В целом за три прогнозных года прирост производства составит 5,1 %.

Частично идет переориентация на внутренний рынок. Например, производство пеллет в крае снизилось на четверть, однако потребность в этом виде топлива может вырасти благодаря системной работе по модернизации котельных. Более 100 бюджетных учреждений края уже отапливаются от автоматизированных котельных установок, потенциал по замещению имеют еще 60 теплоисточников. Модернизация котельных не только кратно повышает качество и надежность теплоснабжения, но и расширяет сферу применения отходов лесопиления и лесопереработки, то есть пеллет, что в свою очередь положительно скажется на улучшении экологической ситуации.

Положительные примеры подобного рода есть у энергетиков, машиностроителей и металлургов. В крае активно заработали центры прототипирования, отрабатывая спецзаказы по индивидуальным чертежам. С весны этого года владельцы центров отмечают стабильный рост загрузки своих мощностей.

По словам губернатора Красноярского края, бюджет развития не просто сохранится, а будет увеличен. В 2023 году общий объем средств, направляемых в территории, составит минимум 120 млрд рублей. Это проекты комплексного развития, обеспечения чистой водой, ремонта коммунальной, дорожной инфраструктуры и многие другие. Но к поставленным целям еще необходимо прийти.

— Впереди у нас немало новых вызовов и тяжелых задач, которые с сегодняшних позиций еще не видны. Но в одном я убежден: мы не просто выстоим, а будем уверенно идти вперед. Даже не сомневайтесь! — выразил уверенность Александр Усс.

просмотры: 539
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 2 (205) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске