Основные итоги работы в прошедшем году сотрудникам антимонопольной службы еще предстоит подвести на предстоящей в апреле ведомственной коллегии в Крыму. Там же будут определены оценки деятельности службы согласно принятым в международной практике критериям системы KPI. Вместе с тем уже сейчас концентрируются усилия на выполнении задач, обозначенных в подписанном в конце 2017 года президентом страны указе, определяющем цели современной антимонопольной политики государства на перспективу ближайшего десятилетия.
По словам руководителя краевого УФАС государственного советника РФ 2 класса Валерия Захарова, Указ президента России «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции в Российской Федерации» определяет стратегию формирования конкурентного рынка, обозначает ключевые экономические показатели, нацеливает на необходимость и важность совместных действий всех ветвей власти и институтов гражданского общества в формировании условий для экономического роста. В числе поставленных задач снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти к 2020 году не менее чем в два раза по сравнению с уровнем 2017 года, а также активизация участия в экономике малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций через наращивание их доли закупок в сфере государственного и муниципального заказа.
— В рамках национального плана развития конкуренции на 2018–2020 годы предполагается снижение доли государственного участия в конкурентных сферах экономической деятельности, эффективное предупреждение и пресечение антимонопольных нарушений, ограничивающих здоровую конкуренцию на товарных рынках. Это и ориентир на поддержку, стимулирование со стороны государства конструктивных предпринимательских инициатив, добросовестных практик хозяйственной деятельности, — поясняет Валерий Михайлович. — В числе приоритетов по-прежнему остается импортозамещение. Например, в области информационных технологий предусматривается повышение доли российских программных продуктов (ежегодно не менее чем на 10%), в том числе в таких социально значимых отраслях, как энергетика, ЖКХ, здравоохранение, образование, транспорт, безо-пасность. Ставится задача дальнейшего снижения зависимости внутреннего рынка от иностранной сельскохозяйственной продукции, селекционного и генетического материалов зарубежного производства.
Разумеется, отмечает Валерий Захаров, успешность воплощения обновленной стратегии существенно зависит от того, насколько эффективно отечественная экономика действует в существующем правовом поле, как она защищена от нарушений в том числе антимонопольного законодательства. Сложившаяся практика, согласно предварительным итогам работы УФАС по Красноярскому краю в прошлом году, выявляет некоторые тенденции.
В частности, более чем на треть сократилось количество поступивших в управление заявлений от граждан по признакам нарушения антимонопольных правил на рынках товаров и услуг. Такая динамика объясняется тем, что по причине произошедших не так давно корректировок в законодательстве теперь в антимонопольных органах не принимаются на рассмотрение заявления от физических лиц. Это сделано для того, чтобы высвободить сотрудников службы для работы на других направлениях, ведь вал частных обращений был гигантским. Люди видели эффективность работы антимонопольщиков и спешили к ним за помощью.
А работы у антимонопольной службы в последнее время только прибавилось. В минувшем году возросло число дел, связанных с фактами недобросовестной конкуренции. Речь идет о практике выявления и пресечения нарушений Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В этой сфере в краевое УФАС в 2017 году поступило 957 заявлений, что выше показателя 2016 года на 1,7%.
— Выявляются и пресекаются нарушения, квалифицирующиеся по статьям 10, 11, 14.1–14.8 закона «О защите конкуренции», — рассказывает заместитель руководителя УФАС по Красноярскому краю Олег Харченко. — Есть резонансные дела. Например, приходится разбираться с причинами дороговизны авиаперелетов по направлению из Красноярска в Норильск. К числу постоянных тем относится и мониторинг условий ценообразования на розничном рынке ГСМ в крае. Вот уже два десятилетия ситуация в этой сфере отслеживается в еженедельном режиме. Данные отправляются для аналитической оценки в Москву. Одно время цены в регионе были заметно ниже общероссийских, потом они стали динамично догонять средние по стране показатели. Все это вызывало большой общественный резонанс. По мнению экспертов, в настоящее время признаков глобальных ценовых сговоров в сфере топливной розницы не наблюдается. Цены определяются условиями открытого рынка.
Еще одним важным направлением в работе с законом «О защите конкуренции», отмечает Олег Харченко, является выявление и пресечение актов и действий (бездействия) со стороны органов исполнительной власти разного уровня и местного самоуправления (иных органов и организаций, предоставляющих государственные или муниципальные услуги), направленных на ограничение или устранение конкуренции — по признакам нарушений по статьям 15 и 16 Закона. В прошлом году выявлено 40 нормативных правовых и ненормативных актов органов местного самоуправления, противоречивших требованиям антимонопольного законодательства. В целом же прослеживается снижение количества антимонопольных нарушений в действиях органов власти, что в существенной степени связано с постоянной профилактической работой со стороны краевого УФАС.
Осуществляется регулярный контроль соблюдения Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (№381-ФЗ). По данным Красноярского УФАС России, в 2017 году было проведено несколько внеплановых проверок целого ряда крупных торговых сетей, действующих на территории края, проанализировано 92 договора поставки. В прошлом году, как и в 2016-м, дела по признакам нарушения норм закона о торговле не возбуждались. Также на предмет соблюдения антимонопольного законодательства анализируется деятельность организаций в сфере электроэнергетики.
Совместно со специалистами Управления Роскомнадзора по Красноярскому краю сотрудниками Красноярского УФАС России ведется контроль и надзор за соблюдением требований Федерального закона «О рекламе» (№38-ФЗ): отслеживается размещение рекламы в СМИ, на Интернет-ресурсах, наружной рекламы, в СМС-рассылках. Ведется собственный мониторинг, анализируются сигналы обращений. В 2017 году было возбуждено 317 дел по признакам нарушения в сфере рекламы. В числе наиболее распространенных — нарушения, связанные с рекламой медицинских препаратов и услуг.
— Как правило, дела с признаками нарушений действующего законодательства в той или иной сфере экономической деятельности анализируются специалистами антимонопольной службы с точки зрения не одного, а сразу нескольких правовых актов. Это четко просматривается на примере оценки соблюдения законов при организации и проведении аукционных торгов на осуществление государственного или муниципального заказа, — подчеркивает Валерий Захаров. — Чаще обжалуются торги, закупки, реализуемые в рамках федеральных законов «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (№223-ФЗ), «О несостоятельности (банкротстве)» (№127-ФЗ), «О концессионных соглашениях» (№115-ФЗ). Много вопросов возникает в отношении правоприменения пресловутого Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№44-ФЗ).
По данным Красноярского УФАС России, около 60% от общего числа нарушений в сфере закупок (более 1500 за 2017 год) приходится на чрезмерную детализацию требований в закупочной документации. Чаще такие требования не отражают реальную потребность заказчика и лишь затрудняют подготовку заявок, тем самым ограничивая круг участников закупки. Представители государственных и муниципальных заказчиков постоянно сообщают в антимонопольные органы о систематических проблемах, связанных с исполнением контрактов недобросовестными поставщиками, срывом сроков, низким качеством товаров, работ, услуг. При проведении закупок в должной мере не учитывается квалификация и деловая репутация поставщиков, что в итоге и приводит к проблемам. Есть определенная несогласованность в регламентировании деятельности заказчиков с нормами Бюджетного кодекса. Очевидная проблема — демпинг при проведении торгов. В жалобах постоянно фигурируют ссылки на резкое снижение цен на торгах, что зачастую уже является указанием на потенциальную недобросовестность или некомпетентность участников конкурсных процедур. Аналитическая статистика показывает, что проблемы с исполнением контрактов чаще фиксируются при закупках через электронные аукционы — в силу того, что в таких аукционах не учитываются репутационные критерии отбора участников.
В целом деятельность УФАС по Красноярскому краю остается важнейшим инструментом контроля исполнения законодательства и формирования условий для эффективной экономической политики в регионе. При том что штатный кадровый состав управления, как и в прежние годы, составляет около 50 человек. Успех деятельности управления определяет высокая квалификация сотрудников, успешное взаимодействие с институтами гражданского общества. Как отмечают в руководстве Красноярского УФАС России, лучшее в наработанной практике антимонопольных органов края будет только усиливаться, особенно в свете сформулированной в президентском декабрьском указе 2017 года стратегии развития конкуренции на отечественном рынке товаров и услуг.