Узел связи
Василий Савельев
Красноярский край все активнее втягивается в международную экономическую систему. В прошлом году началась реализация проекта формирования на базе красноярского аэропорта современного международного грузового хаба. Инициатором и лоббистом этого проекта как на краевом, так и на федеральном уровне выступил ключевой российский авиаперевозчик – компания «Красэйр».
Проект будет обязательно успешным, убеждено руководство компании «Красэйр». Главное – реализовать потенциал, обусловленный расположением Красноярска на пересечении путей, соединяющих Азию с Америкой и Европой. Однако до сих пор транспортные потоки одного из самых экономически активных регионов мира обходят территорию России. Сегодня транспортные компании мира перевозят 35 млн тонн груза в год, из них на долю России приходится не более 0,5 млн тонн. При этом объемы и трафик перевозок с каждым годом стремительно растет. В последние годы все крупнейшие европейские и американские компании перемещают свои производственные мощности в страны Юго-Восточной Азии, обладающие дешевой рабочей силой, что создало предпосылки для оживления экономики этих стран и обеспечило устойчивые транспортные потоки готовой продукции.
Завести эти потоки на российскую территорию, «завязать» их на красноярском транспортном узле и является ключевой задачей проекта по созданию мультимодального хаба. Преимущества Краснояр-ска очевидны. Главной проблемой, с которой сейчас столкнулись перевозчики, является неравномерность объемов перевозимых грузов. Так, если из Азии самолеты летят с полной загрузкой, то обратно они идут полупустые. В конечном итоге издержки отражаются на стоимости конечной продукции. По оценкам российских специалистов, использование красноярского хаба позволит транспортным компаниям увеличить уровень рентабельности своего бизнеса на 5-10 процентов. Такую рентабельность формирует возможность переконсолидации грузов, идущих по ключевым линиям в Азию и обратно, тем самым сформирует и условия для дозагрузки самолетов, идущих из Америки и Европы.
В рамках подписанного в мае 2004 года трехстороннего соглашения между «Красэйр», администрацией Красноярского края и авиакомпанией «AirBridgeCargo» было принято решение о создании красноярского мультимодального транспортного узла. 6 сентября этого же года «Боинг-747» компании «AirBridgeCargo» начал совершать регулярные международные грузовые рейсы по маршрутам «Пекин – Красноярск – Люксембург», «Тянь-Цзынь – Красноярск – Люксембург» и «Франкфурт – Красноярск – Южно-Сахалинск». Для приемки самолета в красноярском аэропорту была оборудована специальная стоянка, приобретен необходимый комплекс наземного оборудования для обслуживания самолетов подобного класса и согласованы все процедуры прохождения таможенного контроля.
Впрочем, это только начало. По замыслу руководства «Красэйр» в самом ближайшем будущем интенсивность движения в рамках хаба должна вырасти принципиально – с 3 до 62 посадок в неделю. Загрузку бортов планируется довести до 10-15 тонн груза вместо нынешних 5 тонн за рейс.
Согласно оценкам специалистов компании, в ближайшие пять лет потребуется порядка 20 млн долларов на дооснащение аэропорта «Красноярск» перронной складской техникой и оборудованием, провести реконструкцию существующих грузовых складов, а также оснащение аэропортового хозяй-ства современными складскими, информационными и управленческими технологиями.