АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME

Уроки столетия через призму духовного восприятия

Текст Мария Назарова Фото: архив Канского педагогического колледжа
В Канске состоялись IV рождественские образовательные чтения. Мероприятие прошло на базе Канского педагогического колледжа при участии главы Красноярской митрополии.
Традиция проведения епархиальных рождественских чтений была заложена в 2012 году, и уже трижды площадкой для их проведения становился Канский педколледж. Обусловлено это тем, что особое внимание на форуме уделяется вопросам образования и просвещения подрастающего поколения, воспитания молодежи в духе патриотизма и гражданственности, уважения к отечественной истории. И, безу-словно, эти проблемы должны рассматриваться в тесном контакте с образовательными учреждениями. Причем особое значение имеет участие в подобных мероприятиях не только педагогов образовательных учреждений, но и студентов — будущих учителей, которые, проникнувшись проблематикой чтений, будут поднимать эти вопросы в рамках своей педагогической деятельности. Данную миссию форума отметил глава Красноярской митрополии митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон на церемонии открытия:

— Церковь со вниманием относится к рождественским чтениям и возлагает особые надежды на их результат как на орудие просвещения нашего народа. Чтения — это возможность с духовной точки зрения взглянуть на судьбу нашего Отечества, увидеть сегодняшний день через призму духовного восприятия всего происходящего в нашей стране.

Также с приветственным словом к участникам чтений обратился управляющий Канской епархией епископ Канский и Богучанский Филарет. Он подчеркнул актуальность проблематики мероприятия, приуроченного к 100-летию начала государственных преобразований в России: «1917–2017: уроки истории».

— Тема настоящего форума весьма непростая: это взаимоотношения церкви, государства и общества в период революционных преобразований 1917 года. Анализируя уроки столетия истории, мы должны сегодня вести разговор о воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, уважения героических и трудовых традиций многих поколений наших предков. И, конечно, о развитии системы образования и просвещения, об укреплении непреходящих нравственных, семейных ценностей. Несомненно, это те сферы, где необходимо расширять сотрудничество государства, Русской Православной Церкви и общественных организаций, наполнять его новыми, востребованными идеями и инициативами.

После приветственных слов гостей и организаторов участники приступили к одной из главных частей рождественских чтений — пленарному заседанию. Все выступления докладчиков так или иначе были посвящены осмыслению итогов последнего столетия: в контексте российской и мировой истории, как предмета современного церковного и общественного дискурса, а также их отражению в русской литературе на примере творчества таких знаковых писателей, как А. И. Солженицын и В. П. Астафьев. По итогам обсуждения и докладчики, и слушатели сошлись во мнении: пока современное общество не придет к конструктивному осмыслению этих событий, которое подразу-мевает принятие самых разных точек зрения, их последствия будут долго напоминать о себе и влиять на нашу действительность. Ведь, как сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «если люди не знают историю, они снова и снова повторяют ошибки своего народа, ошибки предшествующих поколений».

По окончании пленарной части форума в актовом зале педагогического колледжа митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон и епископ Канский и Богучанский Филарет провели встречу с духовенством Канской епархии, в ходе которой обсудили насущные проблемы духовной жизни митрополии. После этого директор Канского педагогического колледжа Александр Андреев провел для гостей экскурсию по учебному заведению. Иерархи ознакомились с историей колледжа и посетили рабочие площадки образовательного форума.

Четвертые рождественские чтения стали, пожалуй, самыми содержательными и информационно насыщенными за всю историю форума. Работа участников была организована в нескольких форматах: шесть основных секций, три дискуссионные площадки и два круглых стола. Их участниками стали более 200 человек, в том числе руководители муниципальных управлений образования и ресурсных методических центров, авторы книг по истории Канска, педагоги воскресных и общеобразовательных школ, а также студенты педагогических вузов и ссузов. Только в качестве волонтеров в проведении форума было задействовано более 30 студентов Канского педколледжа, еще около 50 ребят стали слушателями.

Организаторы чтений отметили высокую активность школьных учителей, а также их грамотную, взвешенную позицию по отношению к обсуждаемым проблемам. Так, на секции «Исторический опыт России: осмысление, традиции, перспективы» целый ряд докладов представили педагоги школ Канска и других городов края: «1917 год: осмысление», «Память — лучшая прививка от внутригосударственной вражды», «Октябрьская революция глазами современников» и другие. Еще один блок докладов был посвящен анализу подвигов священнослужителей в годы войн — Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной, а также современной проблеме исламизации Запада, следствием которой становится потеря осознания людьми своей культурной и духовной идентичности.

Одним из вопросов, обсуждавшихся на секции «Духовно-нравственное воспитание в образовательных организациях: опыт, система работы, результаты», стала презентация программы «Молодежь на перепутье», которая реализуется в школах Канска. Ее цель — поддержать подростков, находящихся в переходном возрасте и одновременно переживающих кризисный период истории, в целях профилактики рискового поведения приобщить их к традиционным для русской культуры ценностям, составляющим основу духовной нравственности. Участники секции обсудили особенности духовно-нравственного воспитания учащихся в системе начального, среднего профессионального и дополнительного образования, ознакомились с опытом работы классов казачьей направленности в школах г. Бородино, а также рассмотрели возможность изу-чения истории страны через призму родословной отдельной семьи.

Методические вопросы обсуждались на секции «Методика и практика преподавания основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) в школе». Ее участники — педагоги общеобразовательных школ — рассмотрели возможность использования проектной деятельности, техники сторителлинга (англ. — storytelling, «рассказывание историй») и других методов для повышения эффективности образовательного и воспитательного процесса в преподавании ОРКСЭ, гармонизации отношений в межэтнических классах, при взаимодействии с родителями учеников и в других аспектах.

Значение литературных произведений как носителей духовных и православных ценностей и их роль в воспитании детей — эти вопросы рассматривались в рамках секции «Образы и символы веры в русской литературе». Комментируя представленные доклады, участники обсудили актуальную для современного общества проблему приобщения детей к чтению и формирования у них правильной читательской культуры. В ходе беседы был презентован опыт работы читательских клубов, в которых студенты знакомятся с современными произведениями, продолжающими традиции классической русской литературы.

Канские рождественские чтения традиционно являются площадкой для обсуждения вопросов, актуальных для Красноярской и Канской епархий, и четвертый форум не стал исключением: для обмена опытом между представителями духовенства были организованы секции «Духовное наследие Канской епархии — православное краеведение», «Работа воскресных школ Канской епархии: опыт и перспективы», а также круглые столы «Актуальные проблемы миссии и катехизации» и «Проблемы духовного окормления заключенных». Канская епархия поддерживает тесные связи с Канской воспитательной колонией для несовершеннолетних преступников, единственной на сегодняшний день в Красноярском крае. Взаимодействие с системой исполнения наказаний абсолютно обосновано и оправдано, поскольку является логическим продолжением сотрудничества епархии с системой образования, которое направлено в том числе на предотвращение развития подобных сценариев. Духовные беседы, наставления играют важную роль в процессе нравственного возрождения несовершеннолетних заключенных, поддерживают их в трудный период и дают стимул для возвращения к нормальной жизни по христианским и общечеловеческим законам.

— Важно понимать, что на нашем форуме акцент делается на универсальные духовно-нравственные ценности, патриотизм, воспитание подрастающего поколения в системе уважения к историческому опыту своей Родины и осмысление этого опыта, — отмечает Александр Андреев, директор Канского педагогического колледжа. — Именно поэтому рождественские чтения объединяют всех, кто имеет отношение к этим аспектам: и церковные приходы, и органы системы исполнения наказаний, и, конечно, образовательные учреждения. Наша общая миссия — оказать поддержку молодежи в период формирования жизненных ценностей, направить их по верному пути, дать основу, стержень для дальнейшего развития. И такие форумы, как наш, играют важную роль в достижении этой цели. Причем в отличие от других подобных мероприятий участниками Канских рождественских образовательных чтений становятся не только состоявшиеся педагоги, служители церкви, общественные деятели, но и студенты — недавние подростки и будущие учителя, которым предстоит продолжать эту миссию.

Помимо основных секций и круглых столов в программу чтений вошли дискуссионные площадки, также пользовавшиеся популярностью гостей форума, в том числе благодаря актуальности рассматриваемых вопросов и авторитетности выступавших экспертов. Так, основным докладчиком на площадке «Глобальное образование в обозримой перспективе: тренды и проблемы» стал Вячеслав Кудашов, заведующий кафедрой философии СФУ, доктор философских наук, профессор. По просьбе преподавателей литературы в программу форума было включено обсуждение «Религиозные аспекты в творчестве В. П. Астафьева». Доклады по заявленной теме представили кандидаты педагогических наук, доценты Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева — Татьяна Садырина, декан филологического факультета, и Наталья Лебедева, педагог кафедры мировой литературы и методики ее преподавания. Экспертом на площадке «Подвиг новомучеников Приенисейской Сибири: проблемы исследования, перспективы увековечения, возможности медийного освещения» выступил Геннадий Малашин, руководитель отдела Красноярской епархии РПЦ по взаимодействию церкви с обществом и СМИ, профессор кафедры филологических и гуманитарных дисциплин КФ СПбГУП. Он представил авторский документальный фильм «Эхо гражданской войны», к обсуждению которого активно подключились все участники дискуссии.

— По итогам научной составляющей программы чтений выпущен сборник докладов, в который вошло 60 публикаций. Благодаря тому, что среди них есть доклады, подготовленные педагогами ссузов, учителями общеобразовательных школ городов края, этот сборник носит не только научный, но и методический, прикладной характер, — подчеркивает Александр Андреев. — Это очень важно для нас: чтобы все сказанное на форуме не осталось в границах данной площадки, а транслировалось нашим коллегам из других территорий. Также отмечу, что с каждым годом расширяется география чтений, и это, безусловно, радует. Так, в этом году к нам приехали гости из Канского и Богучанского районов, Красноярска, Абана, Бородино.

Работа научных площадок рождественских чтений была удачно дополнена богатой культурно-образовательной программой, подготовленной в соответствии с тематикой форума. Так, в рамках торжественной церемонии открытия состоялось выступление вокального ансамбля канского Свято-Троицкого кафедрального собора «Верую». Во время обеденного перерыва гости могли посетить выставки педколледжа: «Вальдорфская игрушка» и «Символы русской культуры: колокольчик среброзвонный», а также Канского краеведческого музея: «Два мира» и «Сияние святости» (картины канской художницы и иконописца Татьяны Климовой из фондов музея). Канская епархия в свою очередь выступила организатором фотовыставки «Ретроспектива Канских рождественских чтений». Образцовый детский фольклорный ансамбль «Звонница» из п. Абан провел музыкальную гостиную «Вечерка», а гости из Бородино организовали мастер-классы: «Иван-чай», где рассказали о традициях сибирского чаепития, и «Удаль казацкая», на котором продемонстрировали навыки фланкировки саблями, палкой и секирой.

В целом все участники и гости Канских рождественских образовательных чтений отметили высокий уровень его организации и созвучность заявленной проблематики вызовам современности. Несомненно, традиции форума будут продолжены, поскольку очевидна актуальность его проведения: именно такие мероприятия заставляют нас хотя бы на время отстраниться от повседневной суеты и попытаться понять, что лежит в основе наших поступков, какими ценностями мы руководствуемся на жизненном пути. И здесь как нельзя кстати вспоминаются слова Патриарха всея Руси Кирилла: «Иногда нас спрашивают: «Каково ваше послание миру?» Мы должны ответить: «Это сочетание знаний, интеллекта, образования и духовности. В этом сплаве — сила нации, сила народа. Именно это сочетание и определяет жизнеспособность государств». 

просмотры: 1283
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске