АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 06 (154) 2019 (05.07.2019)

Умение бороться и побеждать

Текст: Елена Баркова Фото: архив Енисейской СПК
Енисейская сплавная контора в 2019 году отметит свой 85-летний юбилей. Одно из старейших предприятий Красноярского края, по-прежнему продолжающее успешную деятельность, уже стало не только неотъемлемой частью экономики, но и одним из узнаваемых символов Лесосибирска — столицы лесной отрасли региона.

 

На протяжении многолетней истории предприятие никогда не шло по пути наименьшего сопротивления. Руководителям и коллективу приходилось бороться и преодолевать трудности, отвечая на вызовы эпохи — природные, экономические, политические, человеческие.

— Енисейская сплавная контора почти 85 лет успешно работает с лесом на самых могучих реках Сибири. Так уж исторически сложилось, что без сплавщиков в Ангаро-Енисейском бассейне не обойтись. Наследники отважных енисейских плотогонов, современные сплавщики сохраняют традиции предшественников и развивают новые подходы к своему делу. Сплоченный коллектив мужественных  сильных людей способен выполнить любую, даже самую трудную профессиональную задачу, — говорит генеральный директор АО «Енисейская сплавная контора» Александр Рыбьяков. — Символично, что такие важнейшие понятия, как «сплоченность» и «оплот» в своем корне несут слово «плот» — главный объект деятельности сплавщиков леса. Благодаря их нелегкому труду в Ангаро-Енисейском бассейне для обеспечения потребителей Красноярского края был поставлено более 210 млн куб. м леса.

В сложную структуру предприятия входит множество подразделений: такелажный цех, стрелковский рейд, лесопильно-деревообрабатывающие и транспортные цеха, флот, ремонтно-механические мастерские. Однако главным направлением деятельности всегда был и остается лесосплав. Для нужд активно развивающейся в период индустриализации СССР промышленности и экспортной торговли требовалось большое количество леса. Для этого на сибирских водных артериях стали создавать лесосплавные рейдовые организации. В их число вошел и организованный в 1934 году в районе слияния Ангары и Енисея Стрелковский рейд.

Главной задачей предприятия было формирование и доставка плотов для Игарского лесопильно-перевалочного комбината и по Ангаре для Маклаковского и Енисейского лесозаводов. Труд плотогонов тогда был преимущественно ручным, крайне тяжелым и зачастую опасным, требовал напряжения всех физических сил.  Тогда и плоты местного сплава по Ангаре, и транзитные по Енисею двигались самосплавом, управляемые с помощью рей, плюх, цепей и якорей. Однако потребности предприятий в древесине росли, объемы лесосплава увеличивались. В 1954 году весь флот из Енисейска был передан в поселок Стрелку. В распоряжение конторы поступили несколько десятков самоходных катеров, и их количество увеличивалось. В пятидесятых годах широкое распространение получила буксировка плотов. Флот активно использовался и на рейдово-маневровых работах, завозе такелажа, разводке плотов по причалам, перевозке ГСМ и других технических грузов.

Бурное развитие лесозаготовок в Нижнем Приангарье заставило коллектив Енисейской сплавной осваивать и развивать в Стрелке погрузку круглого леса на баржи для лесопереработчиков Красноярска — ДОКа, ЛПК, Енисейского ЦБК и других потребителей. Совершенствовалось техническое оснащение — простейшие лебедки Мерзлякова на погрузке сменились на эффективные плавучие краны (отечественные «Кировцы», немецкие «Блейхерт», «Ганц») грузоподъемностью 16 тонн.

Формирование плотов и погрузочно-разгрузочные работы невозможны без такелажа — комплекса приспособлений (тросов, цепей, скоб) для сплотки (скрепления бревен) и перемещения грузов. Поэтому важнейшим участком Енисейской сплавной конторы было и остается такелажное хозяйство. В 30-е годы перечень такелажа исчерпывался канатами из пеньки и сизаля. Позднее ленинградские инженеры разработали комплект эффективного лесосплавного такелажа, которым мастера Енисейской сплавной конторы обеспечивали не только свои рабочие процессы, но и весь Ангаро-Енисейский бассейн.

— Если сложить все изготовленные лежни, счалы, бортовые обвязки, соединительные скобы, то это миллионы тонн металла, переработанного вручную тружениками такелажного цеха за все эти десятилетия, — говорит Александр Рыбьяков.

Семидесятые годы прошлого века считаются золотыми для всей лесной отрасли. Среднегодовой объем лесосплава в Ангаро-Енисейском бассейне составлял около 7 млн куб. м. Енисейская сплавная контора поставляла по 700-750 тыс. куб. м на Игарский, Ново-Енисейский, Маклаковский, Лесосибирский ЛПК, ЛДК №1; около 300 куб. м потреблял Лесосибирский мачтопропиточный завод. Обеспечивалось лесом строительство Норильского комбината, газопровода Мессояха — Норильск, Хантайской ГЭС. Енисейкая СПК внесла серьезный вклад в экономику края, и, более того, предприятие осуществляло организацию и координацию порядка 10% лесосплавных работ всего Советского Союза.

Как раз в этот период — в 1974 году — пришел на предприятие на должность мастера выпускник лесоинженерного факультета Сибирского технологического института Александр Рыбьяков. Далее были годы профессионального роста: технорук, начальник Стрелковского рейда, главный инженер, директор по производству. Когда в 1999 году Александр Сергеевич возглавил Енисейскую сплавную контору в качестве генерального директора, ситуация была уже совершенно иной. Экономика страны разваливалась, объемы лесосплава падали. Однако команда Енисейской сплавной конторы мобилизовалась: по инициативе Александра Рыбьякова в 90-х годах началось развитие других направлений деятельности — лесопильно-деревообрабатывающего производства и паромных перевозок. Сегодня активным потребителем шпалопродукции Енисейской СПК является гигант металлургии «Норильский никель», а паромная переправа считается одной из лучших в Красноярском крае. Предприятию удалось выжить и в 2000-х годах сохранить коллектив и производство. Хотя об объемах работ уровня 70-х годов пока приходится только мечтать, одна за другой уверенно решаются проблемы, которые встают перед предприятием.

Одним из самых серьезных вызовов 2017 года для сплавщиков стала чрезвычайно короткая навигация. Причем «чрезвычайно» в прямом смысле: правительством Красноярского края в Лесосибирске и отдельных северных районах края даже был введен режим ЧС из-за маловодности Ангары. Ситуация обсуждалась, в частности, на собрании Ассоциации енисейских судовладельцев, где генеральный директор АО «Енисейское речное пароходство» Андрей Яковлев заявил, что о нормальной навигации по Ангаре говорить не приходится: в связи с резким сокращением попусков воды через плотину Богучанской ГЭС в августе навигация на этой реке практически прекратилась. По словам Александра Рыбьякова, от маловодья речники и сплавщики страдают не первый год: проблемы начались во время заполнения Богучанского водохранилища. Однако навигация минувшего года оказалась особенно тяжелой. Она продолжалась всего лишь чуть больше трех месяцев вместо обычных семи. В результате предприятия лесной отрасли и «Норильский никель» недополучили порядка 200 куб. м древесины. И то, что основную массу обязательств сплавщики все-таки выполнили, так это только благодаря настоящему трудовому героизму.

— Люди рисковали здоровьем, не спали по нескольку суток, в результате поставки партнерам древесины, шпалопродукции, пиломатериалов мы все-таки обеспечили и даже сработали в плюс: в 2017 году смогли перешагнуть миллионный рубеж, тогда как в позапрошлом сплавили только 900 тыс. куб. м. В итоге год сложился для нас положительно. Но теперь мы будем бороться за большую воду — обращаться к губернатору и президенту, — подчеркивает руководитель Енисейской сплавной конторы.

Итак, несмотря на все трудности, АО «Енисейская сплавная контора» и сейчас, в XXI веке, остается одним из крупнейших лесосплавных предприятий лесной отрасли и входит в пятерку стабильно работающих компаний города деревообработчиков Лесосибирска. Александр Рыбьяков считает предприятие, которым руководит почти 20 лет, уникальным. Почему?

— Во-первых, труд большинства ее работников связан с рекой и лесом. Человек изначально находится с природой в особых отношениях — он и зависит от нее, и навязывает ей свои условия, и покоряет ее, и покоряется ей. Природа тоже предъявляет человеку свои требования: она не терпит слабых духом, не прощает непродуманных действий. Во-вторых, труд сплавщиков, вальщиков леса и деревообработчиков — один из древнейших. И все подсознательно ощущают, что являются наследниками старинных традиций, продолжателями дела, которым люди исконно занимались на земле. А это обеспечивает душевное равновесие, столь необходимое всем в нынешнее непростое время. В-третьих, жизнь в XXI веке невозможна без внедрения техники и новых технологий, без современных методов организации труда на самых разных участках работы. Сочетание всех этих особенностей и создает уникальность предприятия, позволяет ему не только выживать, но и уверенно двигаться вперед, — подводит итог Александр Рыбьяков. 

просмотры: 1118
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске