АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 08-09 (209) 2024 (27.09.2024)

Уголь Красноярья: возможности и перспективы

Текст: Владимир Пантелеев
Угольная промышленность — одна из важнейших отраслей многих национальных экономик, и не только потому, что без коксующегося каменного угля современная черная металлургия существовать реально не может. Для любой хозяйственной деятельности нужна энергия, и здесь без угольной генерации пока не обойтись.

В настоящее время свыше 99 % транспортировки хозяйственных грузов осуществляется по морю. В силу сравнительной дешевизны перевозок товаров морским путем страны, имеющие выход к морю, находятся в более выгодном экономическом положении по сравнению с сухопутными державами.

Если говорить о сухопутном транзите, то при его осуществлении на дальние расстояния наиболее высокую значимость имеют железнодорожные транспортные артерии. Что нужно железной дороге, чтобы она существовала? Необходим достаточный объем перевозимых грузов. Если брать историю России, то очень часто необходимость перевозки угля становилась первопричиной строительства железных дорог.

Немного истории

Возьмем примеры из истории Приенисейского края. Основательницей города Черногорска выступила Вера Баландина. В 1907 году на открытом ею угольном месторождении близ будущего города началась добыча этого минерального сырья. Уголь нужно было возить. И через несколько лет возник проект сооружения Ачинск-Минусинской железной дороги. Не было бы открыто месторождение — не было бы этой дороги.

В 30-х годах прошлого века встала проблема освоения норильских месторождений цветных металлов. Для того чтобы рудники, горно-обогатительные и металлургические предприятия работали, нужно было найти источник энергии. Лишь после того как в Кайеркане, неподалеку от заполярной столицы края, нашли уголь, реально началось строительство рудников на территории создаваемого в ту пору Норильского промышленного района. И опять же от Кайеркана до Норильска первым делом была проложена железная дорога.

Но как только в 1970 году в Норильск пришел газопровод от открытого годом ранее Мессояхского газового месторождения, эта дорога потеряла свою значимость. Энергоснабжение Норильска было переведено на газ.

Игроки рынка

За 2023 год на станциях Красноярской железной дороги было погружено 55,8 млн тонн угля, то есть это минеральное сырье дало 69,4 % всех отправленных по магистрали грузов. За первый квартал этого года было погружено 15,6 млн тонн угля, а его доля в общем объеме грузов составила уже 72,2 % всей погрузки.

Основными предприятиями, осуществляющими добычу угля на территории края, являются АО «СУЭК-Красноярск», АО «Красноярсккрайуголь», которое входит в структуру АО «Русский уголь»; ООО «Ирбейский разрез» (находится в управлении ООО «Компания «ВостСибУголь» и входит в группу компаний ПАО «Иркутскэнерго») и ООО «Сибуголь».

По информации министерства промышленности и торговли Красноярского края, наибольший удельный вес по добыче угля на территории региона, составляющий 72 %, занимают предприятия, входящие в состав АО «СУЭК-Красноярск» — это филиал «Разрез Бородинский имени М. И. Щадова», филиал «Разрез Березовский», филиал «Разрез Назаровский», АО «Разрез Канский».

Добытый на территории края уголь закрывает потребности края, а также поставляется за его пределы, в том числе в Алтайский, Забайкальский, Приморский, Хабаровский края, Амурскую, Иркутскую, Кемеровскую, Мурманскую области, республики Бурятия, Башкортостан, Якутия и др.

Кроме того, в настоящее время компании заинтересованы в дополнительных поставках угля, в том числе в восточном направлении. Рынок сбыта есть. В том числе экспортный. Однако железные дороги Восточного полигона ОАО «РЖД» перегружены. Что сдерживает рост угольной промышленности.

В угледобывающей отрасли края задействованы более 5400 человек. Добыча полезных ископаемых предприятиями угольной отрасли на территории Красноярского края в 2023 году выросла на 2,9 % по сравнению с годом предыдущим. Имеет место рост добычи и в этом году. Так, за первые семь месяцев этого года предприятиями АО «СУЭК-Красноярск» добыто свыше 20 млн тонн угля, то есть почти на 10 % больше, чем за соответствующий период прошлого года.

По оценкам специалистов, рост добычи предприятиями АО «СУЭК-Красноярск» во многом объясняется тем, что не только в азиатской, но и европейской части страны последние три года являются маловодными. Что снижает возможности генерации электроэнергии гидростанциями и усиливает спрос на электроэнергию, производимую ТЭЦ и ГРЭС.

По этой же причине растет спрос на уголь Ирбейского разреза. Чтобы его обеспечить, ведется строительство второй колеи железнодорожного пути от разреза до Транссибирской магистрали. Кстати, поскольку строительные грузы для этого проекта (щебень и пр.) возятся тяжело нагруженными грузовиками, то на сегодня часть дороги от Красноярска до райцентра — села Ирбейского буквально разбита, и автомобилистам приходится искать объездные маршруты. К сожалению, пресс-служба «Востсибугля» так и не ответила на мой письменный запрос и не сообщила, когда дорога будет отремонтирована.

Если говорить о компании «Сибуголь», добывающей в Балахтинскоим районе в год более трех миллионов тонн угля, то здесь объемы производства не имеют существенного роста. Основным потребителем его продукции, в том числе и за рубежом, является система жилищно-коммунального хозяйства, где спрос на уголь стабилен.

Торможение Тунбасса

Перспективы у угольной промышленности региона на сегодня огромные.

В 2012 году на Красноярском экономическом форуме случилась сенсация. Польско-американский фонд Станислава Пашинского заключил соглашение с владельцами Карабульского угольного разреза на инвестирование 1 млрд долларов. Предполагалось, что эти деньги пойдут на освоение южной части крупнейшего в мире Тунгусского угольного бассейна.

К тому времени на Карабульском угольном разрезе добывалось порядка 500 тысяч каменного угля в год. Были и потребители у этого угля — наиболее значимым из них являлась Дальневосточная генерирующая компания. Велись геологоразведочные работы по уточнению запасов других месторождений угля Богучанского района. Газетчики в ту пору заговорили о грядущем рождении новой угольной провинции, названной (по аналогии с Кузбассом) Тунбассом.

Если почитать прессу того времени, то можно прийти к выводу, что между собственниками и участниками этого проекта возникли междоусобицы, потому он и прекратил свое существование, погрязнув в долгах. Кто-то неведомый стал отговаривать потребителей карабульского угля от его закупок. В итоге на экономической карте Богучанского района сегодня нет Карабульского угольного разреза, как и разрезов, которые могли возникнуть в других местах этой территории.

В ответ на мой вопрос о перспективах разработки Тунгусского угольного бассейна пресс-служба министерства промышленности и торговли Красноярского края ответила весьма деликатно: «Разработка данных месторождений требует от компаний — владельцев лицензий проработки в первую очередь логистики и рынков сбыта продукции».

С моей же точки зрения, именно административные барьеры в первую очередь федерального, а также регионального уровня стали первопричинами крушения столь значимого для экономики региона проекта. Откуда шло и до сих пор идет торможение сверху? Тунгусский угольный бассейн огромен. Территориально он расположен не только в Красноярском крае, но и Иркутской области. В нем есть залежи и коксующегося, и энергетического угля.

На Карабульском угольном разрезе раньше добывался и может добываться каменный уголь марки «СС», то есть слабоспекающийся. Его теплотворные способности гораздо лучше, чем у бурого угля, под который спроектированы электростанции Красноярского края и ряда других регионов. Использовать его в электроэнергетике гораздо эффективнее, однако для этого необходимо реконструировать действующие ТЭЦ и ГРЭС под эту марку угля. Такие затраты окупятся не сразу, да и встанет вопрос о существовании целых городов, специализирующихся на угледобыче. Таких как Бородино, Шарыпово, Назарово.

На подобные социальные издержки здравомыслящие власти не могут пойти. Выход один — экспорт того же карабульского угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где наблюдается дефицит этого вида энергетического сырья. Но уголь, близкий по своим качественным характеристиками, добывается и в ряде шахт Кузбасса. Глубина залегания угольных пластов южной части Тунгусского бассейна 30-70 метров, их мощность — от трех до восьми метров. Шахты не нужны. Добывать можно открытым способом. Соответственно, себестоимость добычи почти в два раза меньше, чем на Кузбассе. К тому же плечо доставки на экспортные восточные рынки почти на 1000 километров меньше, чем из Кузбасса.

Понятно, что конкуренты никому не нужны. И хотя в начале 2010-х годов не было особых проблем с транспортировкой угля на восток из-за перегруженности Транссибирской магистрали, а БАМ страдал от недогруза и не нуждался в сооружении второй колеи, с моей точки зрения, необходимые административные барьеры были созданы.

Подобная судьба ожидала и проект по сооружению железной дороги Курагино — Кызыл. В 2011 году был построен только один километр дороги, а потом стройка затормозилась. Непосредственными инициаторами сооружения железной дороги являлись обладатели лицензии на разработку Элегестского месторождения каменного угля в Тыве. От Кызыла дорогу можно продлить в западную Монголию и далее в Китай.

Однако нашлись либеральные вещатели, утверждавшие, что нельзя строить дорогу до Кызыла и далее Монголии и Китая, так как это может привести к зависимости России от Поднебесной. Заговорили в полный голос разные экологи, неизвестно кем проплаченные, что железная дорога до Кызыла может создать определенные трудности. Объективно все эти разговоры были выгодны странам так называемого коллективного Запада. Важнейшая транспортная железнодорожная артерия, которая бы позволила осуществлять доставку тувинского угля в восточном направлении до угольного терминала в порту Ванино, а в перспективе и в Китай через Монголию, так и не была построена.

Сегодня уголь Элегестского месторождения имеет ограниченный сбыт, возится грузовиками до станций Абаканского участка Красноярской железной дороги, что обходится недешево. Окончательное решение о начале реального строительства железной дороги Курагино — Кызыл еще не принято.

УГОЛЬ ТАЙМЫРА

Зато повезло Сырадасайскому угольному месторождению на Таймыре. Проект его разработки, начавший реализовываться в 2020 году, должен венчаться в 2025-м началом отгрузки угля на морские сухогрузы и далее его транспортировкой Северным морским путем в страны Юго-Восточной Азии. Планируемый объем добычи — 5 млн тонн в год с общим объемом инвестиций свыше 33,8 млрд рублей.

В настоящее время завершено строительство причальной стенки длиной 129,4 метра первой очереди грузового причала на терминале «Енисей» морского порта Диксон. Продолжаются сборка и монтаж судопогрузочной машины. Построен вахтовый поселок (жилая площадь — более 5,5 тысяч квадратных метров). Завершен первый технологический этап строительства автодороги протяженностью 56 км от морского порта до угольного разреза.

Нет никаких сомнений, что уголь Сырадасайского месторождения будет востребован на экспортном рынке. И реализация указанного проекта окажет положительное влияние на показатели социально-экономического развития Красноярья.

 

просмотры: 32
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 08-09 (209) БСМП № 21 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
ООО «Назарово Агро» № 3 Век земли Минусинской № 1 Оберег № 6
«ЗДЕСЬ МЫ ЖИЛИ,  ЖИВЕМ И БУДЕМ ЖИТЬ» № 1 Канский район. Люди, события, факты № 1 ЖИТНИЦА КРАСНОЯРЬЯ  НАЗАРОВСКИЙ РАЙОН 20 ЛЕТ СПУСТЯ № 1
ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2 Группа компаний «АВАНГАРД» № 1
Маргарита Николаева № 1 ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2
Магсибмет № 1 Референтный центр № 1 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске