О перспективах развития мегаполиса беседуем с Петром Пимашковым, депутатом Государственной Думы РФ, прекрасно знающим жизнь краевой столицы благодаря многолетней работе в качестве главы города.
— Петр Иванович, как вы оцениваете влияние Универсиады на инфраструктуру и внешний облик Красноярска?
— Первые зимние Студенческие игры, состоявшиеся в нашей стране, стали крупнейшим спортивным, имиджевым и социально значимым событием для Красноярска. В краевом центре построены великолепные объекты олимпийского уровня, решен целый ряд важных инфраструктурных задач, связанных с дорожным строительством и благоустройством. Стадион «Енисей», кластер «Сопка» (единственный в мире комплекс, где одновременно можно проводить соревнования по шести дисциплинам фристайла), современный аэропорт, четвертый мост через Енисей, отремонтированные магистрали и центр Красноярска, новые корпуса больниц — все это наследие Универсиады.
Неудивительно, что тема использования наследия Игр в инвестиционном контексте станет одной из важнейших на предстоящем Красноярском экономическом форуме.
— Какие из заложенных вами начинаний нашли продолжение в современной городской политике, какие направления следует развивать?
— Начиная с 1996 года, когда горожане избрали меня главой Красноярска, были приложены большие усилия для улучшения качества городской среды и развития города. В 90-х годах в Красноярске практически прекратилось строительство: не было инфраструктурных возможностей, не хватало источников тепла. Но проблемы постепенно решались; были приняты документы, определяющие основные направления социально-экономического развития Красноярска с перспективой до 2020 года, в их числе Генеральный план развития города, разработанный территориальным градостроительным институтом «Красноярскгражданпроект» совместно с Санкт-Петербургским институтом урбанистики. Город стал расти и даже вышел на первое место в России по масштабам и объемам строительства. Реализовывались крупные общественно значимые проекты: обустройство Театральной площади, набережной Енисея, привокзальной площади, зоопарка в «Роевом ручье», благоустройство берегов Качи, городских окраин. Мало кто знает, что строительство нового здания железнодорожного вокзала во многом велось за счет городских средств, и что именно в Красноярске, впервые в России, возникло движение «Мой красноярский двор», опыт которого тиражировался в других городах страны. Проект позволил ежегодно благо-устраивать порядка 200-250 дворовых территорий и вывел Красноярск в тройку самых благоустроенных городов России. Говоря об успешности Красноярска, отмечу громкую победу города в 2009 году — первое место во всероссийском конкурсе «Самый динамично развивающийся город России».
В этот же период Красноярск вошел в число самых спортивных городов страны. Красноярцы активно участвовали в массовых спортивных проектах — таких как «Здоровый мир», «Стартуют все» и других. Я хорошо помню всероссийское совещание в Барнауле — именно тогда, в 2009 году, идею о том, чтобы Красноярск вошел в число претендентов на проведение Всемирных зимних студенческих игр поддержали Сергей Шойгу, министр МЧС, и Андрей Воробьев, в то время заместитель председателя Государственной Думы (наш земляк). Красноярск успешно преодолел все конкурсные этапы и стал столицей XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года.
Сегодня, как мне представляется, Красноярску необходим единый стандарт благоустройства, чтобы у города сохранился свой стиль и почерк. Нужна отлаженная система в озеленении, ведь мало посадить дерево или кустарник — растения нуждаются в постоянном качественном уходе. Прежде мы высаживали по 30-40 тыс. деревьев ежегодно, но в дальнейшем темпы, к сожалению, снизились. Требуется закончить благоустройство берегов Качи в границах города — произвести работы по берегоукре-плению, довести обустройство набережной реки до поселка Солонцы. Считаю, что давно пора принять решение по перспективам развития микрорайона «Солнечный»: в частности, важно, чтобы жители понимали, какие объекты социальной инфраструктуры там могут появиться уже сегодня, а какие через несколько лет. Для развития Красноярской агломерации необходимо четкое планирование — как на уровне города в целом, так и на уровне отдельных микрорайонов.
— Какие аспекты в подготовке Красноярска к 400-летнему юбилею, на ваш взгляд, требуют особого внимания руководства и общественности города?
— Предстоящая юбилейная дата дает возможность придать развитию Красноярска дополнительный импульс. Относительно подготовки города к 400-летию вышел указ президента России, создан оргкомитет, готовится постановление Правительства России с перечнем инфраструктурных и социальных объектов, строительство которых будет поддержано за счет федерального бюджета. И, что особенно важно, на федеральном уровне обозначен вопрос сохранения в городе историко-культурного наследия.
К примеру, обсуждается строительство большого историко-культурного кластера. Есть предложения архитекторов и научной общественности по созданию знаковых исторических объектов — Красноярского острога, музейных комплексов под открытым небом. Для города это возможность в короткие сроки сформировать масштабное общественное пространство с акцентом на историю, где могли бы проходить уроки краеведения, городские праздники. Такая локация будет интересна и туристам, всем гостям города.
Сегодня много говорится о преемственности поколений, возрождении наставничества. Уместным будет вспомнить советский опыт — движение «Превратим Сибирь в край высокой культуры». Я в те времена работал начальником цеха на Красноярском заводе комбайнов — нам, как и всем остальным коллективам предприятий и организаций, ставились задачи по поддержке и развитию культурного строительства, и мы их четко выполняли. Именно тогда, например, был построен дворец культуры «Комбайностроителей». И в наши дни подготовка Красноярска к будущему юбилею — дело общее, ведь это наш город и наш праздник.
— Петр Иванович, а есть ли у вас рекомендации или предложения по решению назревших экологических проблем Красноярска?
— Убежден, что городу и краю нужна «зеленая энергетика». Так сложилось исторически — существенную роль в развитии экономики территорий региона стали играть угольные предприятия, и в ближайшей перспективе Красноярск, как и другие города края, не откажется от этого вида топлива. И тем не менее должна быть альтернатива. В настоящее время специалистами отрасли разрабатываются способы более эффективных методов сжигания бурого угля. Одна из таких технологий была опробована во время Универсиады, когда от АО «СУЭК-Красноярск» поступило предложение использовать новый продукт — топливные брикеты. Это бездымное топливо, спрессованное под большим давлением и при высокой температуре, что удаляет вредные летучие вещества еще на стадии производства, оказалось весьма практичным решением. Есть и другие технологии, позволяющие перевести городские ТЭЦ в более экологичный формат работы. Кроме того, следует активизировать борьбу с полулегальными производствами, которые загрязняют воздух в приземном слое городской воздушной среды.
Стоит сказать и о работе крупных предприятий, работающих в черте краевого центра. В свое время администрации города удалось убедить руководителей и владельцев компании РУСАЛ в важности принятия защитных экологических мер. В итоге на эти цели были выделены значительные средства, но вместе с тем еще далеко не все сделано. Красноярский алюминиевый завод требует дальнейшей модернизации. Здесь есть к чему стремиться: принадлежащий тем же собственникам Богучанский завод, построенный по современным стандартам, дает значительно меньше вредных выбросов.
Городской транспорт также является одной из болевых точек города: чем быстрее краевая столица избавится от старых чадящих автобусов, тем чище станет воздух. Незамерзающий в зимний период Енисей также создает экологическую проблему. Ученые разработали несколько вариантов ее решения, способных сократить полынью с 200 км до 15. Это технологически сложные и затратные проекты, но вполне осуществимые. Их реализация могла бы кардинально улучшить микроклимат и экологическую обстановку в городе.
— Какие приоритеты наиболее отчетливо просматриваются в развитии Красноярска, на чем следует акцентировать внимание?
— Полагаю, очень важно завершить инфраструктурное строительство вблизи Николаевского моста, причем по обоим берегам Енисея, а не только на левом. И необходимо продолжить обустройство правобережной набережной. Кроме того, в Красноярске еще остаются дома из категории «ветхое и аварийное жилье», и надо системно решать эту проблему, добиваться, чтобы город развивался более равномерно. Также следует обратить внимание на состояние городских окраин — там есть что приводить в порядок. Здесь может пригодиться опыт, полученный при реализации проекта «Город без окраин».
— С помощью каких идей и проектов можно развивать городские территории, как вовлечь бизнес и общественность в эти процессы?
— Ранее в Красноярске был хороший опыт привлечения предпринимательского сообщества к решению задач по благоустройству. Помните, если кто-то строил кафе, то обязательно облагораживал прилегающую территорию. А вообще, надо давать предпринимателям больше свободы и возможностей проявлять инициативу. К примеру, представители бизнеса хорошо помогли во время подготовки Красноярска к Универсиаде, когда брали на себя ответственность, в том числе финансовую, за реализацию проектов по архитектурной подсветке мостов, зданий, городскому благоустройству.
Сейчас на красноярской земле происходят важные события: головной офис компании «Полюс» уже переехал в Красноярский край, РУСАЛ переводит свою головную компанию в Красноярск. Уверен, что данную инициативу могут поддержать и другие крупные корпорации, работающие на территории края, а значит, у администрации города есть хорошие перспективы по выстраиванию взаимовыгодного сотрудничества.
— Петр Иванович, что бы вы хотели пожелать администрации Красноярска и жителям столицы края в этот рубежный период развития города?
— У краевого центра есть одна и, пожалуй, главная задача — город должен становиться привлекательнее для жизни, профессиональной самореализации граждан и ведения бизнеса. Ему нужна образованная и инициативная молодежь. Должно быть больше бюджетных мест в вузах, и объемы культурного строительства необходимо поддерживать на высоком уровне: способствовать развитию театров, музеев, творческих вузов, общественных объединений.
Замечательно, что в краевом центре все же будет реализован проект по строительству метро, за который город так долго боролся. Метрополитен поможет сформировать в Красноярске новое качество жизни, в частности, решать вопросы экологии. Кстати, у города при подготовке к грядущему 400-летию есть прекрасная возможность оформить станции «подземки» в историческом стиле.
Желаю всем жителям нашего замечательного города — любимого Красноярска — здоровья, процветания и успехов во всех начинаниях.