О развитии республики, строительстве и благоустройстве городов и сельских поселений, а также желании жителей участвовать в создании нового облика дворовых и парковых территорий беседуем с главой Республики Тыва Владиславом Ховалыгом.
— Владислав Товарищтайович, создание комфортной городской среды является одним из приоритетов развития республики, есть ли встречный интерес жителей?
— За всех земляков не скажу, но у меня в семье к федеральному проекту «Комфортная городская среда» относятся очень даже живо, участвуют в нем лично. Довольны как дети. Это же мечта каждого, когда ты можешь решить, где проложить дорожки, разместить качели и скамейки, посадить деревья, разбить цветники и клумбы. Многих этот проект, думаю, тем и привлекает, что есть возможность личного участия в создании нового облика своего двора или улицы. Первые реконструированные по программе «Формирование комфортной городской среды» городские дворы появились в Кызыле в 2017 году, я тогда находился в должности мэра. Честно скажу, людей приходилось тормошить, вытаскивать на сходы и собрания для участия в решении вопросов, связанных с благоустройством. Непривычен был сам факт, что власть спрашивает их, что делать, да еще и деньги на это дает. Сегодня картина другая. Не только старшее поколение, но и молодежь подключилась. Вопрос облика и функциональности городских пространств стал важным для каждого жителя республики. Городские пространства должны отвечать запросу на спорт и активный отдых, на детский, молодежный и семейный досуг, на комфортное времяпрепровождение людей пожилого возраста. За пять лет в Туве благоустроено 90 дворов и общественных территорий, освоено около 260 млн рублей. Есть и особые успехи, которыми гордится республика: исходя из результатов рейтинга Минстроя России по реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» наш Шагонар вошел во всероссийский перечень городов с самой благоприятной средой, набрав 181 балл из 360 возможных.
Успешной стала и инициатива жителей Турана, которые решили заложить парк в честь первых русских переселенцев, и победили во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях.
— Каковы, на ваш взгляд, должны быть главные требования к проектам по созданию комфортной городской среды?
— Если пространство притягивает людей — это всегда интересно бизнесу. Комфортная городская среда должна быть удобна с точки зрения потребительской экономики. Магазины, заведения общественного питания, центры семейного досуга и отдыха, магазины, салоны красоты и многое другое — все должно быть в шаговой доступности для человека. А для того чтобы предприниматели могли развиваться, нужны соответствующие возможности, и в первую очередь это коммунальная, коммуникационная, транспортная, энергетическая и иные инфраструктуры. По крайней мере, скверы, парки, спортивные площадки наших городов к этому располагают. Интересным инфраструктурным решением в Кызыле стала велосипедная дорожка, прокладываемая по периметру столицы. Проект решает сразу две задачи: инфраструктурную и спортивную. Дамба, являющаяся основой для велосипедной дорожки, защищает город от наводнений, да и сама дорожка стала очень востребованной у горожан, сторонников активного и здорового образа жизни. Строительство спортивного объекта продолжается. На данный момент его протяженность приближается к 20 километрам.
Количество любителей велосипедных прогулок среди кызылчан увеличилось в разы, одно время даже велосипедов было не найти в магазинах — так резко вырос спрос на них. Велосипедный бум потянул за собой создание прокатного бизнеса, байкшеринга.
— В республике при утверждении проектов по благоустройству учитывается мнение жителей? Как осуществляется взаимодействие с населением?
— Я уже говорил о сходах и собраниях. Они, как правило, проводятся в самом начале, когда идет выбор участков и пространств, или, наоборот, ближе к завершению проектных работ, когда обсуждаются эскизы и проектные решения по территориям, которые планируется обустраивать. Но между ними есть несколько этапов, в ходе которых формируются проекты, в них вносятся поправки и дополнения с учетом пожеланий жителей. На этих этапах формы взаимодействия могут быть самыми разными, как очными, так и заочными. Активно задействуем социальные сети, портал госуслуг, в частности единую интернет-платформу za.gorodsreda.ru. Заходишь, выбираешь проект по дизайну, местоположению и голосуешь. Проекты, набравшие максимальное количество голосов, включаются в план программы «Формирование комфортной городской среды» на следующий год. У нас в Туве план на 2022 год уже практически сверстан. В рейтинговом голосовании по предложенным территориям и проектам приняли участие свыше 35 тыс. человек. На сегодня отобраны для благоустройства в будущем году 26 территорий во всех 19 муниципальных образованиях республики.
— Какие проекты были реализованы в области развития инфраструктуры и благоустройства, что запланировано на 2022 год?
— Решение вопросов по развитию инфраструктуры — самая сложная часть работы по формированию благоприятной городской среды. Сложность заключается не столько в дороговизне инфраструктурных проектов, сколько в непродуманности инфраструктурных и проектных решений, выполненных в советское и постсоветское время. Города и поселения большей частью развивались хаотично, без учета среднесрочных и долгосрочных перспектив. На застройке Кызыла и его пригородов эта хаотичность отразилась особенно сильно. Появлялись целые микрорайоны без централизованного электроснабжения, без транспортной, торговой, социальной и иной инфраструктуры. В итоге сегодня инфраструктурные объекты строятся, что называется, по факту, вписываясь в застроенную территорию. Но нам удалось многое. В первую очередь была решена сверхактуальная для развития Кызыла проблема энергодефицита — за счет строительства дополнительных электромощностей, серьезной модернизации теплосетевого хозяйства. Огромная работа была проделана и по обновлению городской дорожной сети, включая дворовые проезды и тротуары. Наводим порядок в подходах к застройке городских территорий. Во всяком случае, от «точечных» проектов уходим однозначно. Сегодня земля не выдается под отдельные объекты. Только под комплексное строительство, где предусмотрена вся инфраструктура жизнеобеспечения от тепло- и электросетей и канализации до игровых площадок, парковок и магазинов. На сегодняшний день активно застраиваемых территорий в республике пять — это микрорайоны Спутник, Иркутский, Московский в Кызыле, микрорайон Преображенский в поселке Каа-Хеме, а также Юбилейный и Первомайский, расположенные в селе Хову-Аксы. В общей сложности будет построено порядка 85 многоквартирных домов, две школы, семь детских садов, легкоатлетический манеж, центры торговли, досуга, бытовых услуг. Планы территориального развития городов и поселений республики увязаны с реализацией крупных инвестиционных проектов в промышленности. К примеру, в Кызыле, Шагонаре, Хову-Аксы с 2022 года начинается работа по проектированию и строительству новых очистных сооружений. В перспективных планах объединить город Кызыл и поселки Каа-Хем и Сукпак в единую агломерацию с общей дорожно-транспортной системой и прочей инфраструктурой. Планов громадье, главное, что их поддерживает федеральное правительство — как по линии национальных проектов, так и в рамках Индивидуальной программы социально-экономического развития Тувы. Специально под инфраструктурные проекты разработаны особые инструменты финансирования, которые составляют так называемое «инфраструктурное меню» для регионов. Для нашей республики утвержденный в пределах этого меню лимит составляет порядка 989,5 млн рублей. Деньги эти возвратные, поэтому требуют грамотного вложения, способного гарантировать быструю отдачу — через развитие жилищного строительства, туризма, обновление городов, создание новых рабочих мест.