АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 10 (179) 2021 (02.11.2021)

Транспортный синергизм

Текст: Марьяна Долгополова
Текст: Марьяна Долгополова
Развитие мегаполиса невозможно без постоянно совершенствующейся системы общественного транспорта, отвечающей всем запросам мобильности граждан. Она должна выдерживать нагрузку растущего пассажиропотока и предлагать новые маршруты. Властям следует непрерывно улучшать работу системы, чтобы по городу было комфортно передвигаться.

 

В наши дни в городах схожие проблемы, связанные с сокращением муниципального общественного транспорта, увеличением числа частных маршруток и личных транспортных средств. Заторы на кольцевых развязках и пробки на магистралях в час пик дело привычное. Власти не в силах пересадить горожан с индивидуального транспорта на общественный, без обеспечения должного комфорта в передвижении. В связи с чем задаче по обновлению парка автобусов-троллейбусов-трамваев уделяется особое внимание. Наряду с этим требует модернизации дорожная инфраструктура и система перевозок.  Эксперты считают, что улучшить ситуацию можно только комплексно: ремонтировать и расширять старые магистрали, строить новые автодороги и путепроводы, предлагать удобные маршруты и делать перехватывающие парковки, по ключевым направлениям создавать комфортные пересадочные пункты, предоставляя эстетичные виды городской мобильности.

 

КРАСНОЯРСКИЕ РАЗВИЛКИ

В миллионной столице Красноярского края общественным транспортом пользуются около 205 млн пассажиров в год. По своим делам ежедневно ездят порядка 680 тыс. пассажиров как по 65 маршрутам, так и в городской кольцевой электричке. Метрополитена пока нет, но его строительство обещают возобновить в 2022 году. Уже в пятый раз за последние 30 лет городскую легенду хотят превратить в реальность, возобновив прокладку по проложенным тоннелям, на консервацию которых тратится в год 77 млн рублей. Проект АО «КрасноярскТИСИЗ» скорректировал в 2021 году и направил в Главгосэкспертизу. Первую ветку подземки в девять станций введут в эксплуатацию в два этапа. Сначала шесть станций от ГорДК до БКЗ («Высотная», «Улица Копылова», «Вокзальная», «Площадь Революции», «Проспект Мира» и «Ленинская»), а затем еще три до Октябрьского моста («Красный Яр», «Аэровокзальная», «Октябрьская»). Стоимость работ оценили в 128 млрд рублей, затем сократили до 89 млрд. Если все получится, метро запустят в 2026-2028 годах, что должно улучшить ситуацию с экологией и пробками.

— Красноярский край как регион-донор, который ежегодно направляет в госбюджет порядка 600 млрд рублей, рассчитывает на финансовое содействие федерального центра. Край обладает очень хорошим кредитным рейтингом, мы серьезно сократили госдолг и вполне можем претендовать на государственные инфраструктурные кредиты, — отметил губернатор края Александр Усс.

Тенденции развития транспортной инфраструктуры наметились накануне Универсиады-2019 и ожидаемо привели к стержневым изменениям в столице края. У общественного транспорта появилась узнаваемая бело-зеленая с красными полосками цветовая гамма, на некоторых улицах и проспектах для него обустроили выделенные полосы, местами сделали «умные» остановочные комплексы, а расплатиться за проезд теперь можно несколькими способами: наличными, социальной, транспортной или банковской картами, а также по QR-коду в мобильном приложении. С 1 октября 2021 года заработала система безлимитных проездных, действительных везде: в троллейбусах, трамваях, муниципальных и коммерческих автобусах. К расчету стоимости проездного подо-шли с точки зрения рентабельности, подсчитав, сколько в среднем тратится на поездки ежемесячно: 2100 рублей. Абонемент выгоден тем, кто совершает несколько поездок или пересадок в день. Владельцы транспортных карт могут пополнить счет на данную сумму и пользоваться проездным, а остальным придется сначала приобрести эту карту. Единственное неудобство — безлимитный абонемент действителен только календарный месяц, независимо от даты пополнения счета.

— Лучше всего вносить деньги заранее, пока месяц не начался. Если оплатить проездной до 10 числа включительно, то срок его действия закончится вместе с календарным месяцем: 30 или 31 числа. Абонементы, купленные после 10 числа, начнут действовать с наступлением нового месяца: если внесете оплату 11 октября, то воспользоваться проездным сможете только 1 ноября, — пояснил замруководителя департамента транспорта Красноярска Игорь Манченко.

В рамках реформирования системы общественного транспорта остановочные павильоны стали приводить в соответствие с ГОСТами, учитывающими удобство для маломобильных горожан. Красноярцы давно не простаивают на остановке по полчаса в ожидании маршрута, а выходят к определенному времени благодаря интеллектуальному приложению отслеживания рейсов «Автобус онлайн». Из новаций — в 2021 году на некоторых линиях отказались от кондукторов, пассажиры оплачивают проезд сами или через водителя.

Каждый день на улицы города выходят 882 автобуса, троллейбуса и трамвая, красноярцы пользуются каршерингом (аренда авто), в летнее время ездят на велосипедах и активно осваивают кикшеринг (аренда электросамокатов). Мэрия намерена внедрить «умные» светофоры, пропускающие общественный транспорт в приоритетном режиме. Выделяются средства на обновление парка, за последние три года заменили 500 автобусов, запустили 24 новых магистральных троллейбуса на автономном ходу. По нацпроекту «Чистый воздух» в 2021 году кабмин РФ выделил 2,4 млрд рублей на закупку 50 троллейбусов и 25 новых трамваев. Уже совсем скоро в Красноярск прибудут 19 низкопольных современных рельсовых машин 71-911 ЕМ «Львенок», оснащенных интерактивным управлением и системой видеоконтроля. Это позволит рассмотреть варианты запуска скоростных маршрутов на правобережье города, возможно, появятся экспрессы. В ближайшие три года на обновление общественного транспорта и другие мероприятия муниципальной программы потратят 3,5 млрд рублей.

Со временем строительство и ремонт улично-дорожной сети будут учитывать перспективы роста мегаполиса, опережая проекты жилой и коммерческой недвижимости: транспортный каркас продолжит развитие с учетом пригородного сообщения.

 

ПО ДОРОГАМ АБАКАНА

Столица Хакасии расположена в центре «Енисейской Сибири»: через город, где проживают около 175 тыс. граждан, проходят магистрали, соединяющие республику с Красноярским краем и Тувой. Это логистический узел, транспортный скелет которого представлен речным, авиационным и автомобильным сообщением. Дорожная сеть Абакана развивается: строятся новые развязки, создаются пересадочные узлы, расширяются улицы, монтируются камеры фотовидеофиксации. В 2021 году на реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» было направлено 1,09 млрд рублей, из которых 125 млн рублей пошли на ремонт и реконструкцию пяти участков магистральных дорог столицы республики.

В городе функционируют три вида общественного транспорта: автобусы, троллейбусы, маршрутки. Передвижение горожан по 34 маршрутам осуществляется 185 автобусами, принадлежащими 38 индивидуальным перевозчикам и компаниям. По информации правительства региона, обновление подвижного состава идет медленно: износ составляет 55-70 %.
Ситуация с троллейбусами, находящимися в ведении МУП «Троллейбусное управление», намного лучше. За правопорядком на линиях следит вневедомственная охрана Росгвардии по Хакасии, салоны оснащены «тревожной кнопкой».
Контактная электросеть в хорошем состоянии и пассажиропоток ежегодно возрастает: в 2020 году было перевезено 3,8 млн граждан по 11 направлениям 27 троллейбусами.

Несмотря на то что все города мира обустроены «под автомобиль», сейчас все больше внимания уделяется «чистому» электротранспорту, как частному, так и общественному. Мэрия закупает такие машины для пассажироперевозок: в 2018-м появилось пять электробусов с автономным ходом, планируется увеличить их количество взамен старых троллейбусов.

— Опыт развития городов показывает, что электротранспорт эффективно развивается там, где сформирована контактная сеть. Наши троллейбусы — это надежность, комфорт, точность расписания, широкая сеть и наиболее стабильные пассажирские перевозки, что особенно ощущается в пандемийные годы. Мы хотим жить в городе с чистым воздухом, с бесшумным транспортом. Поэтому нет другой перспективы, кроме троллейбусов, — уверен глава Абакана Алексей Лемин.

Благодаря современным технологиям маршруты интегрированы в навигационную систему, узнать о приближении троллейбуса можно через приложение «Умный транспорт» или сервис «Умная остановка» по QR-коду на пластиковых планшетах 11 остановочных пунктов. У экологического транспорта есть перспективы, и в Абакане в строящиеся районы города прокладывают новые троллейбусные линии, что увеличило маршрутную сеть с 75 км до 92 км. Как и во всех городах РФ, у жителей города в тренде электросамокаты и кикшеринг. Зимой этот вид транспорта ожидаемо потеряет свою популярность до весны, но для него нужно создавать инфраструктуру и вырабатывать четкие правила игры, не ущемляя права пешеходов. Общественный транспорт — относительно сложная система, которой следует постоянно заниматься. Чтобы горожане отказались от личного авто, парк автобусов и троллейбусов необходимо полностью обновить, добавить маршруты, вывести на линию дополнительный транспорт и сделать для него выделенные полосы с приоритетом прохождения на светофорах.

 

КЫЗЫЛЬСКИЙ РЕНЕСсАНС

Для столицы Тувы, где проживают более 120 тыс. человек, общественный транспорт — больная тема. Кызыл расширяется и обрастает развязками, в него переселяются люди из районов, но пассажирский транспорт представлен лишь небольшими автобусами. Ежедневно около 84 тыс. пассажиров перевозят 30 ПАЗов МУП «Кызылгортранс» и около 470 маршрутных «Газелей» индивидуальных предпринимателей — общественный транспорт постоянно переполнен. За частными перевозчиками закреплен 21 маршрут, а в ведении МУП 18 городских и еще восемь пригородных линий, связывающих город с Кызылским кожууном. Кроме того, в будние дни специализированные автобусы делают шесть рейсов для бесплатной перевозки школьников. Два года назад эксперты ООО «Центр аналитики и экспертизы» из Томска совместно со специалистами ТувГУ по заданию департамента горхозяйства исследовали загруженность городского транспорта и скорректировали его работу по ряду направлений, увеличив количество автобусов. Республиканские власти отмечают, что развитию автотранспортного комплекса мешает его убыточность. Тува весьма удаленный регион в РФ, где нет железнодорожного сообщения: ГСМ, автошины, запчасти и обслуживание техники дорогое, а тариф за проезд самый низкий в стране — 20 рублей. Оплатить его можно как наличным, так безналичным способом, расчет льготников осуществляется картами национальной платежной системы «МИР».

Мэрия Кызыла поставила задачу повысить качество пассажирских перево-зок за счет усовершенствования дорожной сети, обустройства остановочных пунктов и обновление автопарка, износ которого составляет около 80 %. Власти поддерживают предпринимателей, занимающихся социально значимыми перевозками пассажиров и уделяют внимание реновации подвижного состава. Для обеспечения безопасности движения на обновление парка до 2024 года преду-смотрено 345 млн 228 тыс. рублей. Через льготный лизинг (государство компенсирует 60 % стоимости) МУП приобретает автобусы ПАЗ, в 2020 году на улицы уже выехали 20 новых машин.

— Пассажирские перевозки являются одной из самых острых проблем. Мы планируем увеличить долю муниципального транспорта, намерены из бюджета поддержать перевозчиков, — подчеркивает мэр Кызыла Карим Сагаан-оол. — Москва переводит общественный транспорт на электробусы и высвобождаются вполне хорошие бензиновые и дизельные машины. По договоренности с московскими властями мы закупим у них более современные автобусы: 40 машин в 2021 году и столько же в 2022 году.

Группа специалистов из Кызыла направилась в столицу, чтобы на месте выбрать технику и договориться о ее транспортировке. Сейчас для работы на автобусах в районах Тувы подбирают водителей и гастарбайтеров, обустраивают для них общежитие. Обеспечить бесперебойную работу регулярных пассажирских перевозок в рамках расписания позволит создаваемая сеть диспетчерских пунктов с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС. Строительство трасс дает синергетический эффект развития окружающих земель, поэтому в регионе разрастается дорожно-транспортная инфраструктура. Так как в городских автобусах пассажиры нередко уклоняются от оплаты проезда, проблему должна решить реформа повышения качества обслуживания общественного транспорта. Она уже послужила созданию автовокзала как единого узла для перевозки пассажиров пригородного и межмуниципального сообщения с перспективой внедрения единой социальной карты в Туве. Это должно вывести из тени действующих коммерческих перевозчиков и защитить интересы муниципальных автопредприятий. Подвергнувшись коренному усовершенствованию, общественный транспорт станет конкурентным с личным.

просмотры: 636
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске