В правительстве края проработаны ее ключевые задачи в горизонте до 2030 года. Некоторые из них успешно решаются уже сегодня. Как гласит утвержденная в региональном министерстве транспорта отраслевая стратегия, особое внимание уделяется вопросам обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения, а также сохранения тесных экономических связей между территориями.
С новым качеством
В условиях масштабности сибирских пространств одним из приоритетных направлений традиционно остается совершенствование автодорожного комплекса. Прежде всего это капитальный ремонт, реконструкция и строительство автодорог, зимников и обходов, возведение и модернизация дорожной инфраструктуры, расширение улично-дорожной сети, обновление парка общественного транспорта, в том числе с ориентиром на технику с электротягой.
Специалисты уже оценивают некоторые достигнутые результаты. В частности, Красноярский край сегодня входит в первую десятку регионов страны с наилучшим качеством автодорог — как федеральных, так и региональных.
Большим подспорьем в достижении таких показателей послужила, как известно, Зимняя универсиада прошлого года. Тем не менее темпы обновления автодорожного комплекса в крае стараются не сбавлять, что является залогом успешного развития макрорегиона Енисейской Сибири. Так, с весны текущего года на автодорожной сети в разных уголках края развернулись масштабные ремонтно-строительные работы.
По информации ФКУ «Упрдор «Енисей», в 2020 году на участках федеральных автотрасс в красноярском регионе должно быть приведено в нормативное состояние более 100 км дорожного покрытия. В частности, на отдельных отрезках автодороги Р-255 «Сибирь» предусмотрены реконструкция, а также расширение проезжей части, текущие и капитальные ремонты, включающие укрепление дорожного основания, замену верхних слоев покрытия, устройство обочин и, при необходимости, установку барьерного ограждения, сигнальных столбиков и дорожно-знаковой информации. Такие работы развернулись в Емельяновском, Боготольском, Ачинском и Манском районах края. Аналогичные задачи дорожники выполняют и на нескольких участках автотрассы Р-257 «Енисей» в Абанском, Балахтинском и Новоселовском районах. Кроме того, на федеральных трассах Р-255 «Сибирь» и Р-257 «Енисей» в крае, Хакасии и Туве активно ведется обновление дорожной разметки.
Также на этот год запланированы возведение моста через Енисей у поселка Высокогорский, ремонт автотрасс в территориях Нижнего Приангарья, продолжение капитального ремонта дороги Епишино — Северо-Енисейский и строительства автодорожного обхода Канска. В дальнейшем появится и объездная дорога вокруг Ачинска.
Вместе с тем в рамках национального проекта БКД в регионе ведутся дорожно-ремонтные работы на 76 объектах автодорог регионального и межмуниципального значения — на участках общей протяженностью около 250 км. В числе прочего продолжится ремонт автодорожного обхода Железногорска, закончится восстановление дорожного покрытия на подъезде к поселку городского типа Кедровый. Существенный объем работ в рамках проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» проводится в этом году в краевом центре. Стоит отметить усиление роли общественного контроля качества дорожных ремонтов.
На речных просторах
По-настоящему значимым и одновременно ярким событием в жизни транспортной отрасли Красноярья стала состоявшаяся в конце июля на верфях Средне-Невского судостроительного завода в Санкт-Петербурге торжественная закладка пассажирского теплохода «Андрей Дубенский». Участвовавший в церемонии губернатор Красноярского края Александр Усс справедливо охарактеризовал масштаб события как новую страницу в истории судоходства на Енисее.
С таким определением сложно не согласиться, ведь новый теплоход будет первым в истории современной России крупным гражданским судном для Арктической зоны класса «река-море». Он положит начало малой серии из двух кораблей, предназначенных для пассажироперевозок в крае, строительство которых предусмотрено в рамках заключенного в апреле 2020 года контракта между судостроителями и Государственной транспортной лизинговой компанией.
Вторым в серии станет теплоход аналогичного проекта «Виктор Астафьев». Свои имена корабли получили в результате народного голосования. Согласно контракту «Андрей Дубенский» прибудет в Красноярск в 2023 году, а «Виктор Астафьев» — в 2024-м. Теплоходы будут курсировать по маршруту Красноярск — Дудинка — Красноярск.
На маршруте протяженностью до 5000 км судно «Андрей Дубенский» сможет перевозить 245 пассажиров. Важной особенностью конструкции корабля является возможность посадки и высадки людей в условиях необорудованного причала — теплоход снабдили быстроходным катером. На трех палубах судна предусмотрены каюты I, II и III класса, а также класса люкс, каюта для лиц с ограниченными возможностями. Будут ресторан, фитнес-комплекс, деловой офис и камеры хранения.
— Закладка теплохода «Андрей Дубенский» — без преувеличения исторический день и для нашего края, и для соседних Тывы и Хакасии, объединившихся не так давно в большой макрорегион Енисейской Сибири. Убежден, «Андрей Дубенский», которому предстоит принять благородную эстафету флагмана енисейского пассажирского флота, станет достойным продолжателем лучших традиций отечественного речного судоходства, — отметил глава края Александр Усс.
Действительно, миссия у теплоходов нового проекта чрезвычайно важная — со временем они сменят на речных маршрутах таких долгожителей енисейского флота, как «Александр Матросов» и «Валерий Чкалов». И хочется верить, появление современных кораблей окажется большой поворотной вехой в развитии судовождения на Енисее после сложного периода постперестроечной эпохи. Кроме того, с появлением теплоходов нового поколения эксперты прогнозируют доступность речного туризма. Как известно, в настоящее время стоимость туристических туров по Енисею обходится большинству российских граждан астрономически дорого.
Еще одним стратегически важным направлением в области наращивания возможностей енисейского водного транспортного узла для экономики Сибири и страны в целом являются проекты развития арктических портов Диксона, Хатанги, Дудинки.
По стальным путям
По-прежнему глобальная роль в решении транспортных задач принадлежит железнодорожникам. В ближайшее десятилетие первоочередной целью является последовательная модернизация существующей железнодорожной сети и инфраструктуры. Прежде всего на участке Междуреченск — Тайшет южного хода Красноярской железной дороги — для увеличения пропускных способностей станций и перегонов в условиях роста грузооборота.
Также, отмечают отраслевые специалисты, необходимо продолжение реализации крупного проекта по строительству железнодорожной линии Кызыл — Курагино, обеспечивающей доступ к минерально-сырьевой базе Республики Тыва и перспективным железорудным месторождениям Казырской группы.
В Нижнем Приангарье после завершения строительства ветки Карабула — Ярки с мостовым переходом через Ангару одним из ключевых инфраструктурных проектов может стать строительство Северо-Сибирской железной дороги (СевСиб). Воплощение такого замысла будет способствовать разгрузке Транссибирской железнодорожной магистрали и обеспечению транспортной безопасности России.
А в развитии пассажирских железнодорожных перевозок на территории Красноярской агломерации наиболее актуальной задачей является разработка концепций регулярного сообщения Красноярска с Сосновоборском, Железногорском и Дивногорском, расширение проекта «Городская электричка» с обновлением пригородного железнодорожного транспорта.
Воздушные ворота
Сложная эпидемиологическая обстановка, связанная с пандемией коронавируса, ощутимо ударила по сфере авиационного сообщения. По официальным данным, в период января — апреля текущего года пассажиропоток в главной красноярской гавани неуклонно снижался, в марте были отменены международные авиарейсы. Однако с начала лета ситуация стала постепенно выправляться. Уже в июне красноярский международный аэропорт имени Дмитрия Хворостовского принял и отправил в 3,5 раза больше авиапассажиров, чем в апреле, когда в регионе действовал усиленный режим самоизоляции.
Как поясняют эксперты, рост связан с запуском несколькими авиакомпаниями рейсов на юг России и с возвращением после карантина рейсов во Владивосток и Москву, а также с вводом новых вылетов в Анапу и Сочи.
Между тем объемы перевозок грузов воздушным транспортом через красноярские воздушные ворота с начала года остаются довольно высокими. Так, в период с января по апрель аэропорт и вовсе поставил новый рекорд по числу грузовых рейсов.
Новый этап развития авиасообщения в крае связывается с перспективой открытия на базе красноярского международного аэропорта авиационного хаба «Аэрофлота». Это событие должно было состояться уже этой весной, однако COVID-19 внес свои коррективы, из-за чего запуск работы нового транспортного узла одного из крупнейших в мире авиаперевозчиков перенесен на июнь 2021 года. Как сообщают отраслевые аналитики, увеличение присутствия «Аэрофлота» обещает помочь красноярской воздушной гавани равномерно (всесезонно) загрузить международные воздушные линии и увеличить пассажиропоток на внутренних линиях.
Еще одним шагом в реализации амбициозной «крылатой стратегии» Красноярья, как отмечается в экспертном сообществе, должно стать развитие международного грузового авиахаба и создание на территории международного аэропорта особой экономической зоны. В настоящее время уже ведется работа по привлечению резидентов.
По словам губернатора края, такие проекты обладают значительным потенциалом и являются мощными драйверами для развития транспортной системы и, как следствие, всей экономики сибирских территорий.