АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 10 (179) 2021 (02.11.2021)

Только самолетом можно долететь

Текст: Ирина Богатова Фото: архив АО «КрасАвиа»
На 72-м градусе северной широты, в селе Хатанга, состоялось торжественное открытие нового современного здания аэровокзала. Строительство одного из самых значимых для Арктики объектов продолжалось три года и обошлось в 90 млн рублей, выделенных из федерального бюджета.

 

Хатанга, основанная в 1626 году, находится в десятке самых северных населенных пунктов страны и одновременно является самым крупным, современным и благоустроенным: многоэтажные дома, центральное отопление и водоснабжение, морской порт, районная больница, школы, детские сады, библиотеки, музей и несколько гостиниц. И, главное, в Хатанге расположен пока крупнейший аэропорт Арктики.

 

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Первый аэропорт в этих местах появился еще в 1938 году. Он располагался на галечной косе мыса Косистый в Хатангском заливе. От аэропорта до села по прямой было около 300 км. В 1939 году в Хатанге был образован аэрогидропорт для приема гидросамолетов, и с этого времени воздушные суда стали прибывать сюда круглый год. В зимнее время для принятия самолетов на воде расчищали длинную полынью — гидрополосу для взлета и посадки.

Первая половина ХХ столетия была «золотым веком» изучения советской Арктики, многочисленные полярные арктические экспедиции вдоль Северного морского пути и по Таймыру отправлялись из аэропорта Хатанги. На дрейфующих льдах ежегодно создавалось по нескольку баз с аэродромами и парком самолетов АН-2, обеспечивающих доставку грузов и научных работников к месту зимовки. В 1945 году была построена грунтовая взлетно-посадочная полоса, позволившая селу принимать колесные самолеты на регулярной основе. Устойчивая летная погода зимой и летом позволили выбрать Хатангу для обустройства транзитного аэропорта на трассе Москва — Чукотка.

В начале 50-х годов на Таймыр прибыли первые строители, которым предстояло соорудить взлетно-посадочную полосу, способную принимать все типы самолетов того времени; в порт Хатанги прибывали суда, груженые строительными материалами и специальной техникой. К концу 50-х годов строительство взлетно-посадочной полосы было закончено. После проведения всех необходимых испытаний полоса была принята в эксплуатацию. В 1954 году были построены здание аэропорта и гараж для автотранспорта, а в 1955 году в Хатанге появилось первое каменное здание — авиационно-техническая база, которое эксплуатируется до сих пор. Хатанга стала крупнейшим аэропортом Арктики. Отсюда выполнялись рейсы в Москву, Ленинград, Красноярск, Тикси, Норильск, Певек, Анадырь, Сыктывкар и многие другие города СССР.

Кроме того, в Хатанге долгие годы базировались подразделения ПВО СССР, и аэропорт использовался в том числе и для военных нужд.

 

ВАЖНЕЙШИЙ ОБЪЕКТ

В 2009 году взлетно-посадочная полоса аэропорта Хатанга прошла капитальную реконструкцию. Полоса стала полностью железобетонной, ее размеры — 2725 на 48 метров. Аэропорт получил возможность принимать в круглосуточном режиме и при любой погоде практически любые типы судов с массой до 170 тонн, включая
Ил-86, Ил-76, Ту-154, не говоря о более легких самолетах, таких как Як-42, Sukoi Superjet 100. Хатангу даже рассматривали как основной запасной аэропорт для трансполярных пассажирских перелетов из Америки и Азии в Европу по кратчайшему пути.

В 2019 году Красноярский край передал в собственность ФКП «Аэропорты Красноярья» аэропорты Туры, Ванавары, Байкита, Хатанги и Енисейска. Такое решение было продиктовано необходимостью сохранить жизненно важные объекты для обеспечения транспортной доступности северных территорий, а также перемещения почты и грузов.

— На протяжении длительного времени аэропорт не получал должного финансирования. Вся инфраструктура аэропорта Хатанга, построенная в Советский период, была практически изношена, поэтому передача аэропорта в 2019 году в федеральную собственность стала стратегически важным решением, поскольку восстановить аэропорт силами региона задача нереальная, — отметила генеральный директор ФКП «Аэропорты Красноярья» Юлия Логачева.

Сегодня аэропорт Хатанга — крупнейший в Арктике, имеет статус гражданского и является запасным вариантом для всех рейсов в Норильск. Кроме того, используется полярной авиацией и многими авиакомпаниями, выполняющими чартерные рейсы, для дозаправки и технического обслуживания судов. Аэропорт Хатанга работает круглосуточно и в любое время года. В настоящее время он способен обеспечивать прием/выпуск воздушных судов 1-го класса и ниже. Отсюда осуществляются регулярные пассажирские и грузовые рейсы в Красноярск, Норильск и Диксон, также выполняются социально значимые почтово-пассажирские рейсы по Таймыру, кроме того, обеспечиваются полеты транзитных воздушных судов. Учитывая, что в Арктике авиация является, по сути, единственным круглогодичным средством доставки грузов и перевозки людей, аэропорт Хатанга — жизненно важный объект для развития северной территории.

 

СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИ

Прежнему зданию аэровокзала Хатанги было около 70 лет, оно остро нуждалось в реконструкции. Суровые климатические условия, которые определяют короткий строительно-монтажный сезон, непродолжительный период навигации — основные сложности, с которыми приходится сталкиваться строителям в Арктической зоне. Поэтому работы по возведению нового аэровокзала в Хатанге были реализованы в три этапа. В 2019 году был изготовлен блок-модуль будущего аэровокзала, в прошлом году готовый модуль доставили в Арктику, и в мае 2021 года подрядчик ООО ПСК «Ремстрой» приступил к монтажу. Инициатива строительства нового терминала принадлежит федеральному казенному предприятию «Аэропорты Красноярья», в ведении которого сегодня находится аэропорт Хатанга.

В новом аэровокзале предусмотрены все удобства для пассажиров, включая маломобильные группы населения, учтены производственные интересы всех сопровождающих авиаперелеты и обеспечивающих эксплуатацию аэропорта технических служб. Терминал занимает площадь более тысячи квадратных метров, зал ожидания для пассажиров — 125 квадратных метров, накопитель — больше ста. В блок-модуле установлено новое оборудование, предназначенное для досмотра, паспортного контроля, предусмотрены помещения для пассажиров с детьми, для полиции, комната хранения оружия, санитарные комнаты. Аэровокзал подключен к сетям центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения.

Торжественное открытие нового аэровокзала состоялось 8 октября. В праздничных мероприятиях приняли участие жители и гости Хатанги, в их числе и. о. начальника управления аэропортовой деятельности Росавиации Александр Аверкиев, министр транспорта Красноярского края Константин Димитров, руководитель КрасМТУ Петр Клундук, генеральный директор АО «КрасАвиа» Андрей Егоров, генеральный директор ФКП «Аэропорты Красноярья» Юлия Логачева и многие другие. Гостей встретили хлебом-солью, на привокзальной площади была оборудована импровизированная сцена, с которой прозвучало немало теплых слов благодарности в адрес всех, кто принимал участие в возрождении аэропорта Хатанга.

— Открытие нового аэровокзала — долгожданное событие для жителей Таймыра. В период с сентября до июня на полуострове держится отрицательная температура. Навигация в Хатангу длится всего месяц, с конца августа до сентября, поэтому единственным круглогодичным вариантом добраться туда остается авиасообщение, — отметил министр транспорта Красноярского края Константин Димитров.

 

РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Развитие аэропорта Хатанга продолжается. В этом году, помимо строительства здания аэровокзала, на Таймыр были доставлены блок-модули для гаража и аварийно-спасательной службы, Их строительство запланировано на будущий год в рамках реализации проекта по восстановлению инфраструктуры аэропорта Хатанга. Кроме того, будут продолжены работы по замене плит искусственной взлетно-посадочной полосы и ремонт аэропортовой гостиницы.

В Красноярском правительстве уверены в высоком экономическом потенциале Хатанги. Этот регион чрезвычайно притягателен для туристов как российских, так и европейских, большой интерес северные маршруты представляют для иностранных гостей из Китая и Японии. Сегодня северное направление также становится перспективным для инвестиций: богатые полезными ископаемыми земли притягивают бизнес, для которого важно качественное авиасообщение. Аэропорт Хатанга является ключевым пунктом для реализации планов по дальнейшему освоению красноярского Крайнего Севера.

— Красноярский край уделяет огромное внимание развитию авиации, без которой функционирование такого региона практически невозможно, поскольку до 80 % — это территории Крайнего Севера, где авиация является единственным видом транспорта. Кроме того, Красноярский край и Красноярск являются очень хорошим плацдармом для того, чтобы обеспечивать транзитные перелеты. Мы серьезно продвинулись в создании аэропортовой сети на территории края. Прежде всего, это передача в федеральную собственность целого ряда наших северных аэропортов. Они на сегодняшний день приводятся в современное состояние. Красноярский край — это инвестиционно активный регион, север региона разрабатывается нефтяниками, угольщиками и золотодобытчиками. Все это требует развития авиационной сети и новых площадок. И реконструкции того, что было раньше. Чтобы развивать авиацию в Красноярске и Красноярском крае, нам понадобится помощь федеральных властей, — сказал губернатор Красноярского края Александр Усс.

просмотры: 1089
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске