А кукольный уже стартовал – 15 сентября премьерой спектакля «Гадкий утенок» в постановке лауреата «Золотой маски» Сергея Иванникова. Спектакль поставлен по пьесе Владимира Синакевича «Дикий», созданной по мотивам сказки Андерсена. К Новому году здесь также ожидается премьера «Кошкин дом» в постановке известного кукольного режиссера Людвига Устинова – к ней уже делают куклы.
Красноярский театр музкомедии 22-24 сентября приглашает на премьерные показы мюзикла Джерри Бока «Скрипач на крыше» (по пьесе Григория Горина) в постановке Александра Зыкова. Далее в предварительных планах театра – рок-опера «Юнона и Авось» и балет по пьесе Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы». А к Новому году здесь обещают устроить настоящую карнавальную ночь.
В Красноярском театре юного зрителя открытие намечено на 28 сентября прошлогодней премьерой «Тойбеле и ее демон». А на сезон прожектов у ТЮЗа, как всегда, громадье. Для детей – «Золотой цыпленок», «Кот в сапогах» и «Мама» в постановке Андрея Няньчука, «Король Лев» (режиссер из Улан-Удэ Владимир Витин). Для взрослых – «Путешествие дилетантов» Окуджавы, «Прощание в июне» Вампилова (режиссер Леонид Федотенко), «Хитрющий» (Алла Васильева). Андрей Няньчук осенью грозится выпустить комедию Рэя Куни «Очень женатый таксист». А в дальнейшем –
целых пять спектаклей по произведениям Аркадия Аверченко.
Красноярский театр им. Пушкина откроется одновременно с Норильским заполярным драматическим театром – 29 сентября. В краевой драме наконец-то появился главный режиссер – труппу возглавил москвич Олег Рыбкин. На открытие он представит свою премьеру «Король Лир» Шекспира. Оригинальность спектакля – в его решении: режиссер использует сразу восемь исполнительниц на ролях дочерей Лира, от их детства до старости. Но старчество здесь обозначает не возраст, а умирание души, некое ведьмовство. Очень современная подача, впрочем, как и всегда у Рыбкина. Конфликт пьесы опрокинут в сегодняшний день, в отношения близких людей, которые при дележе имущества превращаются в монстров. Плюс интересная сценография Игоря Капитанова и костюмы Фагили Сельской – спектакль претендует на то, чтобы стать хитом сезона. Главную роль в нем исполнит народный артист России Валерий Дьяконов.
Сразу после открытия театр со спектаклем «Бывшие сестры» Андрея Васильева отправится в Улан-Удэ на фестиваль «Сибирский транзит».
Также в ближайших планах «пушкинцев» – «Трехгрошовая опера» Брехта, «Дядя Ваня» Чехова, сказка по «Рождественским повестям» Диккенса и «Кукла для невесты» А. Коровкина (в постановке Сергея Селеменева).
А северной «Маяковке» только предстоит решить проблему с главным режиссером. Ее бывший руководитель Александр Зыков теперь возглавляет новосибирский «Красный факел». Сезон в театре откроется его последней премьерой «А этот выпал из гнезда...» по роману Кена Кизи «Полет над гнездом кукушки». Роль бунтаря Мак-Марфи в нем играет заслуженный артист России Сергей Ребрий. 5 ноября театр отметит торжественным вечером свое 60-летие. После этого ожидаются две премьеры – «Слишком женатый таксист» в постановке Андрея Максимова и «Два вечера в веселом доме» по пьесе Вячеслава Вербина, написанной по мотивам «Ямы» Куприна (режиссер Анатолий Кошелев).
– Сезон в Красноярском театре оперы и балета начинается неожиданно – в октябре его закроют на ремонт электропроводки, и труппа будет вынуждена два месяца кочевать по другим площадкам. Но нет худа без добра. Театр рассматривает эту ситуацию как возможность придти к тем зрителям, которым сложно добираться в центр. Среди рабочих площадок оперного будут: Большой зал филармонии, здания театра музкомедии, ТЮЗа, ГорДК и окрестных районных домов культуры.
Но открытие сезона все-таки состоится на родной сцене. 21 сентября артисты представят публике большой гала-концерт. И новые премьеры тоже здесь ожидаются. Первой из них станет концертная версия оперы Леонкавалло «Паяцы» – скорее всего, ее можно будет увидеть уже в октябре. На осень также намечен фестиваль, посвященный столетию со дня рождения Дмитрия Шостаковича.
В конце зимы оперный отметит 70-летие своего солиста, заслуженного артиста России Анатолия Березина, предположительно, концертным исполнением оперы Гуно «Фауст». После этого театр намерен представить зрителям оперетту Штрауса «Летучая мышь» в совместной постановке главного режиссера театра Вячеслава Цюпы и московского режиссера Юлианы Малхасьянц. Уже сам выбор материала привлекает внимание к этому спектаклю. Нет, музыкально венская классическая оперетта идеально подходит для оперной сцены. Неслучайно же многие оперные вокалистки охотно включают в свой репертуар классические опереточные арии. И весьма успешно. Но смогут ли они с таким же успехом танцевать и, главное, говорить? Оперетта – синтез жанров, и драматическое мастерство здесь не меньше важно, чем вокальное. Интрига разрешится весной.
Ближайшая из балетных премьер – «Золушка» С. Прокофьева в оригинальной постановке художественного руководителя театра. Как пояснил сам Сергей Бобров, театр начинает готовиться к своему 30-летию, и в честь этого события хотелось бы вывезти его в Москву с двумя знаковыми для него постановками – оперной и балетной. Поэтому выбор остановили на «Золушке». Похоже, худрук театра неравнодушен к Прокофьеву – предыдущая его оригинальная работа, «Ромео и Джульетта» – тоже поставлена на музыку этого композитора. А «Снегурочка» будет поставлена как опера, хотя ранее намечалась постановка балета «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.
Кстати, «Золушку» и «Летучую мышь» будет оформлять берлинский театральный художник Валерий Кунгуров.
В ближайших планах красноярского балета – уже традиционные гастроли в Мексике и Англии. Впервые за долгое время появился шанс выехать за рубеж и у оперной труппы – ею заинтересовались британские импресарио. В ближайшее время театр должен отправить приглашающей стороне качественные аудио и видеозаписи всех вокалистов. Есть надежда, что эти гастроли состоятся – красноярской оперой сейчас вплотную займется новый заместитель Боброва Константин Костырев – легендарный концертмейстер Большого театра. Он проработал на главной музыкальной сцене страны 38 лет, работал со знаменитыми певцами Иваном Козловским, Галиной Вишневской, Зурабом Соткилавой, многими другими звездами отечественной и мировой сцены. В Красноярске Константин Константинович не впервые – в 1983 году он приезжал сюда для участия в сольном концерте Жанетты Тараян.
Новый заместитель заявил, что готов позаниматься с каждым вокалистом, если в том будет потребность. А в качестве упущений театра отметил, что его репертуар не мешало бы пополнить отечественными операми: «Мне странно, что в русском театре всего три русских оперы. Это недопустимо».