АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 11 (137) 2017 (06.12.2017)

Таймырский колледж растит профессионалов

Текст: Елена Баркова Фото: архив ИД «Реноме»
Успешно и динамично пройти восьмидесятилетний путь для учреждения означает быть важной составляющей социально-экономического развития территории, быть востребованным. Все это с полным основанием относится к Таймырскому колледжу, который в 2017 году вступает в свой девятый десяток.
На протяжении всей истории многоуровнего и многопрофильного образовательного учреждения здесь готовили квалифицированных рабочих и специалистов для предприятий Крайнего Севера. О прошлых и настоящих достижениях, задачах на будущее размышляет директор КГБ ПОУ «Таймырский колледж» Вера Черкасова.

— Вера Николаевна, с чего 80 лет назад начиналась история учебного заведения, ставшего Таймырским колледжем? 

— Прошлое учреждения неразрывно связано с событиями непростой истории развития северных территорий, да и всей страны в целом. Точка отсчета находится в довоенном 1937 году. Первоначально это было сельскохозяйственное учебное заведение. Активно развивавшийся и заселявшийся Таймырский округ испытывал острую потребность в специалистах сельского хозяйства, поэтому окружной комитет Коммунистической партии принял решение организовать в Дудинке постоянно действующую школу для подготовки колхозного актива, председателей колхозов, бригадиров и счетоводов. В хозяйствах с нетерпением ждали квалифицированных работников, и учащиеся должны были в кратчайшие сроки усваивать знания о том, как непосредственно на местах сочетать производственную и политическую работу. Поэтому период на обучение для каждого набора отводился небольшой — всего 3 месяца.

Задумываться над названием учебного заведения тоже не было времени, и оно стало именоваться просто Школой колхозных кадров. Занятия в школе начались 27 февраля 1937 года, первый набор составил 20 человек. За 80 лет учреждение не раз подвергалась реорганизации. В 1959 году оно стало Дудинским зооветеринарным техникумом, в 1995-м — Дудинским сельскохозяйственным техникумом, а в 2001 году впервые появилось его современное наименование — Таймырский колледж.

В 2005 году его реорганизовали кардинально, объединив на одной учебной площадке профессиональное училище №104, филиал Санкт-Петербургского морского технического лицея, педагогический колледж. Так на Таймыре появилось современное многоуровневое и многопрофильное учреждение образования, реализующее профессиональную подготовку кадров для развивающейся экономики Красноярского края.

— Какие образовательные направления предлагает колледж в современных программах обучения?

— Содержание и формы организации учебного процесса диктует северная специфика учреждения. Сегодня выбор образовательных программ для молодежи Крайнего Севера впечатляет: в КГБ ПОУ «Таймырский колледж» их 26.

Во-первых, это актуальные специальности для нефтегазовой и горно-металлургической отраслей, включая такие, как «бурильщик нефтяных и газовых скважин», «машинист на буровых установках», «бурильщик эксплуатационных и разведочных скважин», «оператор нефтяных и газовых скважин». В этом плане мы активно сотрудничаем с ПАО «ГМК «Норильский никель». Для лидера отрасли мы ведем целевую подготовку квалифицированных специалистов — машинистов и мотористов буровых установок, сварщиков, электромонтеров и монтажников оборудования. Сформирована система взаимодействия с крупнейшим работодателем. В частности, наш партнер принимает участие в формировании содержания образовательного процесса, помогает совершенствовать материальную базу колледжа и организовывать прохождение практики, содействует трудоустройству выпускников.

Во-вторых, мы готовим специалистов для отраслей традиционного природопользования (среди них — ветеринары, оленеводы-механизаторы), а также в сфере декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (в том числе недавно добавленные в учебный план специальности «резчик по кости» и «вышивальщица»). Также сформированы актуальные предпринимательские компетенции, такие как «повар», «автомеханик», «парикмахер», «швея» и многие другие. Свидетельства о профессии, которые по окончании получают выпускники, дают ребятам возможность правильно построить карьеру и стать успешными: устроиться в поселковых хозяйствах и на предприятиях, открыть свое дело или продолжить обучение в учреждениях среднего или высшего проф-образования.

Численность набора в этом году составила 215 человек (среди них две группы ребят с ограниченными возможностями здоровья), а всего в колледже учится около 600 человек.

— Значительная часть работы студентов и преподавателей — внеурочная развивающая деятельность. В чем она заключается?

— Проектная деятельность в колледже — неотъемлемая часть образовательного процесса. Студентам предоставляется возможность для развития навыков технического творчества, предпринимательской и инновационной деятельности в рамках работы мастерских и центров, форумов и презентационных площадок. В центре инновационного творчества «ФабЛаб Таймыр» студенты при участии преподавателей, экспертов, работодателей, используя современное оборудование, создают макеты, прототипы, приспособления для жизнедеятельности в экстремальных условиях и городской среде, «умные игрушки», предметы дизайна и интерьера, сувенирную и имиджевую продукцию, а также воплощают другие креативные идеи. При поддержке «Норникеля» организован инновационный центр дополнительного образования «Молодежный коворкинг» — экспериментальное пространство для сотрудничества, творчества, неформального образования, где создана практикоориентированная среда. Успешно действуют учебно-производственная фирма «Хозяин тундры» и сеть мастерских «Молодежный северный Арбат».

Вопросы обеспечения и приобретения оборудования решаются за счет собственных средств колледжа и грантовых проектов «Молодое поколение Севера «Nord-Next», «Россия. Арктика. Таймыр», «Северный сувенир». Работают также STEM-центр, летняя кочевая школа, бизнес-инкубатор «Звезда Заполярья». Студенты Таймырского колледжа ежегодно принимают участие в международном соревновательном движении молодых профессионалов WorldSkills, а в прошлом году даже отважились представить там свою компетенцию — оленеводов-механизаторов. В перспективе это направление может стать конкурсным.

При содействии Северного Арктического федерального университета имени М. В. Ломоносова мы успешно выходим на международный уровень: развиваем сотрудничество с образовательными учреждениями Норвегии, Финляндии, Швеции, Канады. Так, совместно с центром развития в Финляндии мы разработали проект «Образование коренных народов. Международный бакалавриат». Теперь нашим студентам доступна возможность приобретения практического опыта в Финляндии и Норвегии, а иностранным — в России.

— Какие формы дополнительного образования используются в колледже, как они помогают улучшить процесс освоения профессии?

— В колледже богатая творческая и спортивная жизнь. Здесь работают вокальная и танцевальная студии по трем направлениям — современному, эстрадному и этническому. Творческие коллективы учащихся выступают на наших внутренних праздниках, участвуют в городских торжествах Дудинки. Патриотизм, силу и выносливость развивают в ребятах школа допризывника, игры «Зарница», ежегодные военные сборы. В 2017 году наши первокурсники вступили в ряды регионального отряда Всероссийского военно-патриотического движения Юнармии. Есть в колледже своя медиастудия, где студенты вживаются в роли корреспондентов и телевизионных операторов, монтируют видеоролики, выпускают газету.

Одним из самых популярных остается спортивное движение. Во внеурочное время работают секции мини-футбола, волейбола, баскетбола, тенниса. В этом году студенты и преподаватели колледжа присоединились к районной спортивной акции «Кросс наций». Отдельного внимания заслуживает участие наших спортсменов в северном многоборье. В этом году чемпионат проходил в Дудинке. Одна из оригинальных дисциплин многоборья — прыжки через нарты, где спортсмен прыгает через десять поставленных в ряд саней, а в итоге побеждает тот, у кого прыжков оказалось больше. Интересен и конкурс по метанию маута — кожаного аркана. Он вырабатывает точность и четкость движений, необходимых при ловле оленей.

С 2005 года в колледже работает музей «Истории профессионального образования на Таймыре». Он расположен в корпусе студенческого общежития и состоит из пяти залов, где представлена история учреждения, демонстрируются его современные проекты, рассказывается об этапах освоения месторождений нефти и газа на Таймыре, размещены материалы о фронтовиках. Здесь студенты встречаются с творческой интеллигенцией края, с выпускниками разных лет и ветеранами. Важную воспитательную функцию имеет участие в волонтерском движении «Добрый Таймыр». Волонтеры организуют игры и праздники для младших детей, в том числе для сирот, помогают инвалидам, пенсионерам, участникам войны, работают со школьниками в плане профориентации.

— Для качественного обучения необходимы крепкая материальная база и профессиональный педагогический коллектив…

— Можно констатировать, что у Таймырского колледжа надежный учебный фундамент: четыре компьютерных класса, актовый, спортивный и тренажерный залы, библиотека. Для практических занятий оборудованы слесарная, сварочная, электромонтажная мастерские, цех по резьбе по кости и рогу, мастерская кулинарии, учебная парикмахерская, автомобильный тренажер. Все это позволяет студентам заниматься научно-исследовательской деятельностью, получать практические навыки, готовиться к участию в профессиональных конкурсах. В этом молодежи помогает сильный педагогический коллектив, который сложился здесь за годы работы. Многие преподаватели имеют государственные звания, награды. Ежегодно преподаватели и мастера производственного обучения успешно выступают на конкурсе педагогического мастерства Красноярского края, участвуют в подготовке студентов для участия в международном движении WorldSkills.

Главное, здесь работают неравнодушные профессионалы, отличающиеся творческим подходом к воспитанию молодых специалистов. В коллективе есть по-настоящему яркие, неординарные личности, такие, к примеру, как преподаватель нганасанского языка Виктория Момде. На ее уроках царит творческая атмосфера, образность и эмоциональность сочетаются с научным знанием об истории и самобытной культуре пяти этносов коренных народов Севера. Виктория Сайбовна является автором нескольких учебных программ и учебно-методических пособий, литературных и живописных произведений, занимается общественной деятельностью, являясь членом Общественного совета при главе Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Успехи Виктории Момде в профессиональной деятельности, ее вклад в развитие национальных традиций Севера отмечены государственной премией Красноярского края в области профессионального образования, почетной грамотой Законодательного собрания. Своим примером педагог формирует у молодого поколения желание работать и совершать открытия на благо своей малой родины.

— Таким образом, у студентов колледжа много возможностей для реализации своего потенциала, а насколько они сами активны?

— С учетом необходимости объединения усилий молодежи для развития северных территорий и создания эффективных форм сетевой кооперации учебных заведений в нашем учреждении развиваются новые масштабные формы студенческого самоуправления. Организовано сетевое взаимодействие студенческого совета Таймырского колледжа со студенческой молодежью арктических территорий. При поддержке Российской ассоциации студентов по развитию науки и образования создана Ассоциация студентов Арктики.

В формате так называемого виртуального коворкинга студенты обсуждают совместные проекты в сферах сохранения культурных традиций, развития молодежного предпринимательства и научно-технического творчества, дуального образования, студенческого самоуправления, молодежной политики. Студенческий совет колледжа одним из первых в стране включился в общероссийское общественное движение «За качественное образование». Сегодня на площадке колледжа функционирует региональное отделение движения, создана студенческая комиссия по качеству образования, внедряются технологии участия студентов в оценке условий и результатов образовательной деятельности. Совместно с педагогическим коллективом и администрацией колледжа студенческий актив включается в работу, направленную на повышение качества образования, на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов для развития Севера. 

просмотры: 3344
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске