Лет двадцать назад у нас была общая молодежная компания, в которой Наталья пользовалась непререкаемым авторитетом, имела репутацию человека, который может разрулить любую ситуацию. Поэтому на свой внутренний вопрос «Как может женщина управлять мужским по определению предприятием?» я сама себе и ответила: «Соловьева может!» Хотя для меня очень неожиданным оказалось нынешнее направление ее деятельности, ведь Наталья по образованию инженер-строитель.
– А мы и выросли из компании, которая занималась строительством автозаправочных станций оптово-розничной продажи ГСМ. Конечно, компаньоны скептически отнеслись к моему предложению сделать фирму такси – ведь это совершенно не те деньги. Но 9 лет назад, когда «Такси Блюз» была задумана и создана, в Красноярске практически не существовало подобных услуг, и поле нашей будущей деятельности являло собой большое белое пятно. Поэтому мне удалось доказать привлекательность этого бизнеса, и 10 наших машин – ярких, красивых, заметных – появились на улицах города.
От «Волги» до КАМАЗа
– Наталья, почему ты все-таки выбрала такси?
– С детства терпеть не могла общественный транспорт – в автобусе взрослые пассажиры меня постоянно прижимали так, что не вдохнуть – не выдохнуть. И мой брат, который работал на такси, частенько возил меня по городу. В институтские годы, когда я училась в КИСИ, а жила на станции Енисей, я на «троечке» доезжала до конечной остановки на Предмостной площади, а там все равно умудрялась садиться на такси, чтобы добраться до дома. Так что к такси у меня какая-то патологическая любовь. Вот она, наверное, и привела к тому, что у меня появилась собственная компания.
Но «Такси Блюз» – это не только легковые такси. Это многопрофильное предприятие, на котором работают около 300 человек. «Такси Блюз» имеет собственные АЗС и автостоянку, позволяющие нам самостоятельно обслуживать нашу технику. У нас очень большой объем грузовых и пассажирских перевозок. В последнее время начали развивать услугу транспортного аутсорсинга (автомобильное обслуживание юридических лиц). Мы работаем с различными клиентами, начиная от детских домов и заканчивая властными структурами, с коммерческими предприятиями и общественными организациями. Мы выполняем массу различного рода перевозок, для которых требуются машины, начиная от «Волги» и автобусов, заканчивая огромными КАМАЗами или спецтехникой. За девять лет нас, конечно, узнали в городе. Бывают звонки из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов: «встретьте, пожалуйста, делегацию». Я даже и не знаю, как они меня находят.
Такси – не просто шашечки на кабине
– И все-таки горожанам вы прежде всего известны как легковое такси. Как вам, стоявшим у истоков этого бизнеса, работается сейчас, когда в городе существуют десятки фирм, занимающихся пассажирскими перевозками?
– Автомобиль с шашечкам на кабине – это еще не такси. Такси, как я понимаю этот бизнес, это многопрофильность, та ответственность предприятия, которая служит гарантом безопасности пассажиров, необходимое количество машин, которое позволяет гарантировать заказчикам время прибытия автомобиля в назначенное место. Таких в городе на сегодняшний день – 7-8 предприятий. А когда у фирмы всего три автомобиля, ее возможности сильно ограничены, особенно в нашем городе, где пробки постоянно перекрывают движение на ключевых развязках.
Конечно, и у нас случаются ситуации, когда машина стоит по полчаса практически рядом с домом и из-за пробки не имеет возможности подъехать к нему. В такой ситуации очень многое зависит от диспетчеров. Мы учим их, как правильно разговаривать с клиентами, поскольку диспетчеры должны слышать, с кем они общаются, и быть немного психологами. Бывает, что раздраженные задержкой машины клиенты начинают запугивать: «Если сейчас не будет машины, то я приеду к тебе!» Диспетчер спокойно отвечает: «Ну приезжайте – будем ждать. Всех любим, всех ценим, всем рады». И успокаивается человек.
Было у нас немало и казусных ситуаций. Однажды в 20-градусный мороз искали молодого нетрезвого мужчину в Северном. Сначала он говорил: «Я лежу», затем: «Я сижу, ищите меня на лавочке рядом со столбом, на нем табличка», потом стал кричать: «Замерзаю, найдите меня! Хочу вашу «Блюзу»!» Еле нашли мы этого мужчину. Мы и детей потерянных, и бабушек искали, можно сказать, агентами детективными работали.
Я хочу, шофер, чтоб тебе повезло!
– Как ты принимаешь людей к себе в фирму – по резюме или по интуиции?
– У меня очень хороший заместитель по кадрам, она интуитивно чувствует, кого следует взять на работу, а кому нужно отказать. Потому что таксист – это не просто профессия, это особая категория людей. У них неуловимо схожи привычки, повадки, наблюдательность. Опытные таксисты знают точно, когда и на какой дороге можно заработать.
– Ты же говоришь не о лихачестве и некорректности на дороге?
– На сегодняшний день в городе некорректность проявляется очень жестко не только среди водителей такси. Я сама за рулем уже 10 лет и прекрасно понимаю, что, когда пассажир опаздывает в аэропорт, водителю, естественно, приходится спешить. Но если я вижу такую некорректность в обычных поездках, то имею беседы со своими водителями очень разнопланового характера, потому что по работе каждого из них судят о работе всего предприятия.
– А увольнять кого-то приходилось?
– За 9 лет всякое было – и увольняли, и принимали, и переживали за каждое увольнение, потому что это ведь судьбы человеческие. Мы за годы работы в одном коллективе становимся близкими людьми: и праздники вместе справляем, и в спортивных соревнованиях участвуем, о домашних проблемах нам водители рассказывают, даже, бывает, помогаем сохранять семьи. Но в целом коллектив у нас хороший. И каждого работника ООО «Такси Блюз», как впрочем, и всех автомобилистов, я хочу поздравить с нашим профессиональным праздником – Днем автомобилиста. Желаю, чтобы у вас все хорошо было в семьях, а в дороге вам сопутствовала только удача.