АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 07 (188) 2022 (10.08.2022)

Строительный комплекс Сибири

Текст: Марьяна Долгополова
Строительная отрасль во все времена была драйвером хозяйственного развития страны. Она несет важный мультипликативный
эффект, параллельно обеспечивая занятостью людей в 30 смежных отраслях экономики. Гарантирует загрузку предприятиям стройиндустрии, добычи сырья, металлургии, лесозаготовки, нефтехимии, ЖКХ, оборудования, комплектующих, транспорта, логистики, мебели, сферы услуг.

Строительный комплекс по многим направлениям служит источником инноваций, несет технологическое продвижение, являясь настоящим локомотивом роста экономики государства. От его эффективности и ритмичной работы зависит создание опорных инфраструктурных платформ, комфортного жилья, социальных объектов и общественных пространств. В рамках КИП «Енисейская Сибирь» на территории Красноярского края, в Республиках Хакасия и Тыва строители реализуют целый ряд амбициозных инвестиционных проектов. В условиях Заполярья и сибирских просторов они в трех регионах обустраивают сырьевые месторождения, возводят морские порты, с нуля прокладывают дороги, строят мосты и новые жилые микрорайоны .

СТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Несмотря на затяжной экономический кризис, связанный с последствиями пандемии коронавируса и европейскими санкциями из-за СВО на Украине, в России есть все условия для развития строительной сферы. За прошедшие годы был создан колоссальный задел, и уже более 90 % стройматериалов и комплектующих производят в стране. Аналитики оптимистично оценивают позиции стройкомплекса, прогнозируя по итогам текущего года его вклад в ВВП РФ порядка 8 %. Об этом свидетельствует то, что темпы строительства не только не снижаются, но наоборот возрастают. По всей стране с опережением планов возводятся жилые дома, социальные, коммерческие, промышленные, коммунальные и транспортные объекты, благоустраиваются общественные пространства. Это выводит отрасль на принципиально новый уровень в обеспечении экономического, логистического и технологического суверенитета государства. На XXV Петербургском международном экономическом форуме была представлена стратегия ее развития на ближайшие восемь лет с прогнозным планом до 2035 года.

— Нам нужно сейчас изменить, сломать многие устоявшиеся стереотипы, которые мешают двигаться дальше. И, сохраняя ответственную макроэкономическую политику, создавать условия, чтобы больше вкладывать в реальные активы, в развитие. А стройка, жилье — это как раз и есть такой актив, — уверен президент России Владимир Путин. — Мы загрузим строительную и смежные отрасли, создадим рабочие места, причем на годы вперед. И люди будут видеть реальные изменения к лучшему. Словом, нужно браться за дело и поэтапно, не отступая, решать эти, на первый взгляд, трудные вопросы.

В озвученном градостроительном документе детально отражены основные задачи национальных целей и стратегических направлений за счет создания стимулов развития, мер господдержки, тарифной экономики, финансовых инструментов, снятия излишних бюрократических барьеров. Предстоит унифицировать проектирование объектов капстроительства, синхронизировав его с социально-экономическим развитием и дорожным строительством в координатах так называемой ГИСОГД (государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности). Вместе с тем, будет определен каркас будущего строительного потенциала. Уже сформулированы задачи для смежных отраслей и модернизации коммунальной инфраструктуры. Предполагается, что ежегодно станут сдавать в эксплуатацию 120 млн кв. метров жилья. Вклад отрасти в ВВП страны составит около 21 трлн рублей к 2030 году против 14,4 трлн рублей в 2021 году. Количество занятых в данной сфере как минимум увеличится на 21 %. Это с учетом новых технологических и энергоэффективных решений, построения логистических коридоров транспортной инфраструктуры.

— Мы впервые подошли к программе развития строительной отрасли и ЖКХ как к системной межотраслевой программе. Учитывая все виды строительства, увязываем его с пространственным развитием, финансовой системой, с условиями жизни каждого гражданина в каждом населенном пункте РФ. То есть это комплексная программа развития для жизни человека. Ключевая задача стратегии направлена на создание комфортных условий жизнедеятельности граждан, — заявил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.

ЖИЛЫЕ КВАРТАЛЫ

Жилищное строительство является самым эффективным методом развития национальной экономики. Это не только квадратные метры новых многоэтажек и частных домов, но и сокращение оттока населения, от которого зависит процветание конкретных территорий. В СФО по итогам 2021 года Красноярский край стал лидером по строительству жилья: в регионе ввели в эксплуатацию 1,1 млн кв. метров. Благодаря субсидиям и государственным льготам на покупку «квадратов» — как с ипотекой, так и без — больше всего жилья построили в Красноярске и Дивногорске, Емельяновском, Березовском, Курагинском и Минусинском районах. Невзирая на выросшую стоимость стройматериалов, в 50 муниципальных образованиях края продолжается реализация нацпроекта «Переселение граждан из аварийного жилья». Всего по региональной программе до 2025 года предстоит расселить 1024 дома, в которых проживают 18 506 человек.

— За время действия программы с 2019 года из аварийных домов уже переехали около 8 тыс. жильцов. Предстоит расселить еще около 184 тыс. кв. метров, непригодных для проживания. Улучшить жилищные условия смогут почти 11 тыс. человек. Край рассчитывает выполнить программу на год раньше, в 2024 году, — заявил министр строительства Красноярского края Михаил Рабушко.

Одновременно с этим после майских пожаров 2022 года, когда из-за разгула стихии на улице оказались 1200 человек, в регионе идет массовая застройка. Для погорельцев Уяра вырастают новые улицы: по федеральным стандартам возводят 100 типовых разноплановых домов со всеми необходимыми коммуникациями. Очередные микрорайоны строят в столице края. Так на территории бывшего завода комбайнов площадью 72 гектара возводят микрорайон с жилыми и офисными зданиями «Красноярск-Сити». Масштабные стройки разворачиваются в Арктике, в контексте реновации Норильска и комплексного плана социально-экономического развития заполярной агломерации. Здесь приступили к модернизации объектов инфраструктуры, реконструкции спортивных, культурных и социальных центров, формируют новую комфортную среду, учитывая использование отечественных технологий и стройматериалов. На эти цели запланировано свыше 120 млрд рублей инвестиций.

— Уже заключены два муниципальных контракта на строительство четырех среднеэтажных домов и есть разрешение на строительство двух девятиэтажек. Еще по шести домам идет проектирование. К концу 2024 года должно быть построено 15 домов, — уточнил в мае текущего года мэр Норильска Дмитрий Карасёв. — Ведется подготовка строительных площадок площадью более 11 гектаров. До 2025 года здесь будет построено три жилых дома с благоустройством прилегающих территорий, а также школа и детский сад.

Сейчас перестали обсуждать предложение министра обороны РФ Сергея Шойгу о строительстве новых городов в Сибири. Но от идеи не отказываются, так как стране действительно нужны привлекательные для экономики и безопасности граждан уютные центры роста. Когда вернутся к концепции застройки Минусинской котловины, вопрос пока открыт, но в Хакасии и Туве разработаны и утверждены долгосрочные программы комплексного строительства Абакана и Кызыла. В столице Хакасии до конца 2030 года планируется ввести в эксплуатацию 3,5 млн кв. метров жилья, продолжить развитие микрорайона «Арбан» и возвести новые кварталы на участке в 1,5 тыс. гектаров за северной дамбой реки Абакан. Предполагается, что здесь появятся скверы, соцобъекты и промзоны. В столице Тувы в этом году приступают к возведению жилого массива «Монгун» на площади 19 гектаров. Здесь планируется 38 многоквартирных домов и несколько соцобъектов, благоустроят прилегающую территорию. При этом в республиках продолжается реализация национальных проектов, в рамках которых выделяются средства на различное строительство и благоустройство. Только в Туве в 2022 году на эти проекты выделено 7,7 млрд рублей, из которых половина средств освоена.

СОЗИДАТЬ НА ВЕКА

Главные стройки на территории Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва, объединенных под эгидой Комплексного инвестиционного проекта (КИП) «Енисейская Сибирь», развернулись на объектах добычи и переработки полезных ископаемых, агрокомплекса и деревообработки, транспортной инфраструктуры и объектах энергетики. В трех регионах реализуются 32 проекта общей инвестиционной стоимостью свыше 1,9 трлн рублей. Причем, три проекта завершаются, а 17 — в активной фазе реализации.

— КИП «Енисейская Сибирь» — это более 70 тыс. новых рабочих мест. Для молодежи и выпускников вузов — «жизненные лифты», возможность участия в принятии важных управленческих решений, — уточняет губернатор Красноярского края Александр Усс. — Проекты обеспечат поступление свыше 500 млрд рублей налоговых отчислений в бюджеты разных уровней, поспособствуют увеличению оборота предприятий малого и среднего бизнеса в 2,5 раза.

Весной 2021 года для разработки Сырадасайского каменноугольного месторождения ООО «Северная звезда» завезло по Севморпути на Диксон технику и оборудование: свыше 170 машин и другое оснащение. Согласно инвестпроекту, здесь ведется строительство Западно-Таймырского промышленного кластера по выпуску угольных концентратов. Инвесторы заявляли о готовности к 2025 году вложить в проект порядка 45 млрд рублей, а всего около 100 млрд. Предстоит построить вахтовый городок, ГОК, морской порт, многокилометровый угольный конвейер и автотрассу. В поселке вахтовиков уже возводятся общежития, в мае 2022 года открылись современная столовая на 300 человек и полностью укомплектованный медпункт. Строители приступили к возведению административно-бытового комплекса с актовым залом, зоной отдыха и спортзалом. Весьма внушительные строительные планы у компании «Роснефть» по проекту «Восток Ойл»: более 1000 км автодорог, нефтепровод длиной около 400 км, около 2000 км магистральных трубопроводов, 7000 км межпромысловых трубопроводов, десять вертодромов, три аэродрома, вахтовые поселки и т.д. Несмотря на европейские санкции, работы ведутся, а в июле 2022 года на Пайяхском месторождении приступили к эксплуатационному бурению.

— То есть, проект переходит из стадии геологоразведки в стадию эксплуатации. Это уже эксплуатационные скважины, которые будут потом обвязаны трубопроводами и выдадут нефть, — пояснил гендиректор проекта «Восток Ойл» Владимир Чернов.

Построена первая электростанция «Полярная», вторая и третья будут введены в эксплуатацию зимой, а в начале 2023 года заработает третья станция «Иркинская» мощностью 370 МВт с увеличением до 850 МВт. Также планируется строительство станций на попутном нефтяном газе, ветрогенерация.

В Хакасии до 2027 года в рамках КИП намерены реализовать 12 региональных проектов в угледобывающей, металлургической, транспортной, сельскохозяйственной и туристической отраслях. Так АО «РМ Рейл Абаканвагонмаш» до 2025 года вложит 471,5 млн рублей в инвестпроект развития производства. Средства пойдут на реконструкцию, что позволит увеличить ежегодный выпуск железнодорожных контейнеров широкого модельного ряда до 7,5 тыс. штук. В настоящее время в Боградском районе республики ведется строительство молочно-товарного комплекса «Первомайский», на что до 2027 года планируется направить 6,6 млрд рублей инвестиций. Это позволит увеличить надои молока в сутки с двух тонн до 15 тонн. Продолжается строительство обогатительного комплекса на Бейском каменноугольном месторождении, от залежей прокладывается железнодорожный переход к станциям Хоных и Кирба. С опережением графика сейчас идет строительство автотранспортного коридора «Абакан — Бийск». Ожидается, что инвестпроект объемом 47,2 млрд рублей будет завершен в 2025 году. Трасса свяжет Хакасию, Туву и Красноярский край с Кемеровской областью более коротким маршрутом, сократив расстояние на 700 км. При этом магистраль может дать толчок более интенсивному развитию межрегионального туризма. Республика также эффективно модернизирует инженерно-технические коммуникации.

— Заданную линию на реформирование отрасли надо четко продолжать, так как остается еще ряд болевых точек и проблем, которые требуют решения. Необходим особый контроль, чтобы срывов по срокам не было, и подрядчики выполнили свои обязательства. Нужно уделить внимание и крупным проектам, реализуемым по программе «Формирование комфортной городской среды», — обозначил приоритеты глава Республики Хакасия Валентин Коновалов.

В КИП «Енисейская Сибирь» вошли десять проектов Тувы в таких сферах, как: промышленность, туризм, инфраструктура, энергетика. По предварительным оценкам, вложения инвесторов составят свыше 400 млрд рублей. Развитие инфраструктуры на индустриальных производствах повлечет за собой наращивание объемов добычи и выпуска продукции. ООО «Тардан-Голд» уже фактически реализовало проект «Освоение Тарданского золоторудного месторождения». Компания «УК «Интергео» на Ак-Сугском медно-порфировом месторождении возводит горно-обогатительный комбинат и объекты сопутствующей инфраструктуры. На эти цели запланировано 141,7 млрд рублей. Строители прокладывают технологические автодороги и инженерные коммуникации, строят водозаборы и объекты энерго-снабжения, оборудуют вахтовый поселок — к 2025 году успеть надо многое. Благодаря строящейся ЛЭП республика попутно электрифицирует отдаленные поселки и в дальнейшем получит возможности для разработки других месторождений.

— Для нас важно не только привлечь инвестиции, но и запустить процесс пространственного развития, повысить социальную и предпринимательскую активность, — высказался гендиректор Корпорации развития «Енисейской Сибири» Сергей Ладыженко. — Главной задачей является формирование кадрового резерва, а мы выступим связующим звеном между инвесторами и заинтересованными сторонами.

БОЛЬШАЯ СТРОЙКА

Конечно, в программе КИП нужно уделять особое внимание развитию транспортно-логистических сообщений: строительству автотрасс, речных и морских портов Севморпути, аэродромов Трансполярного воздушного коридора, а также железнодорожных магистралей «Уренгой — Норильск»; «Уренгой -Норильск»; «Карабула - Ярки» и замороженной ветки «Элегест — Кызыл — Курагино» (с выходом на Транссиб). Без инфраструктурного подхода сложно говорить о положительном эффекте проектов «Енисейской Сибири» и заявленных многомиллиардных налоговых отчислениях в местные и федеральные бюджеты. Однако строительство железнодорожной магистрали до Республики Тыва неоднократно переносилось. Хотя эта дорога должна пройти через основные сырьевые зоны юга Красноярского края и республики, где обнаружены богатые залежи редких полезных ископаемых. Предполагается, что инфраструктурный проект стоимостью около 346 млрд рублей будет осуществлен в течение 4,5 лет. На протяжении 410 км построят восемь тоннелей общей длиной 11 км, а также 580 искусственных сооружений, из которых 18 крупных и 109 средних мостов.

Между тем, еще в 2016 году экс-глава Минэкономики РФ, а ныне помощник президента РФ Максим Орешкин отметил, что проект следует рассматривать для выхода на экспортные рынки и продолжения железной дороги на территории сопредельных государств. Тогда Россия, Монголия и Китай утвердили программу создания экономического коридора трех стран, в которой рассматривались два магистральных проекта. Первый, западный вариант, должен был пройти по пути: Курагино — Кызыл — Цаган-Толгой — Урумчи. А северный вариант по пути: Курагино — Кызыл — Цаган-Толгой — Эрдэнэт — Пекин — Тяньцзинь. В силу разных причин идею строительства дороги отложили. В 2018 году в РФ был определен генподрядчик для начала работ на инвестпроекте Кызыл — Курагино, которым стало ОАО «РЖД». Холдинг должен был актуализировать проектную документацию и привлечь в республику к строительству первой ветки военных железнодорожников. В 2019 году даже подписали трехстороннее соглашение с ТЭПК и УК «Лидер», а затем грянул COVID-19 и проект в очередной раз отложили — до 2026 года. Понимая, что транспортное строительство является средством для подъема экономики, развития торговли и решения геополитических проблем, в 2022 году о железнодорожной ветке вновь заговорили. На ПМЭФ-2022 и Сибирском транспортном форуме обсуждали экономический разворот РФ на Восток и представили измененный проект магистрали, назвав ее железнодорожным окном в Азию.

— Мы презентовали инициативу трансграничного железнодорожного коридора «Россия — Монголия — Китай». Считаю, что в новых экономических реалиях данный проект имеет большую перспективу, — подчеркнул глава Республики Тыва Владислав Ховалыг. — Пропускные способности Транссиба и БАМа недостаточны для сегодняшних объемов грузопотоков. А реализация данного проекта может стать хорошим решением возникших логистических проблем и позволит соединить Юго-Восточную Азию через реку Енисей с Северным морским путем, став важнейшей транспортной артерией на континенте.

Насколько реалистичен такой эпатажный проект, сказать трудно, но очевидно, что Туву нужно присоединить к общей железнодорожной сети страны. Это позволит интегрировать регион в российскую экономику. Строительство железной дороги по территории других стран аналитики оценивают с осторожностью, как весьма дорогостоящее мероприятие. К тому же сейчас реализуются проекты по увеличению мощностей Транссиба.

В общем, на стройках промобъектов, ЖКХ, логистики, энергетики, жилья, туриндустрии, нацпроектов в «Енисейской Сибири» работа кипит и в скором времени еще более активизируется. Такую задачу поставил премьер-министр РФ Михаил Мишустин:

— Важным направлением развития строительной отрасли является ее системная трансформация, в том числе за счет внедрения цифровых инструментов с использованием отечественных технологий, что сократит продолжительность строительно-инвестиционного цикла… Сегодня важно в каждом регионе сформировать долгосрочную программу строительства, увязать между собой все планы, оперативно провести инвентаризацию незавершенных объектов и определить, что нужно достраивать и какой объем средств на это потребуется из всех источников.

 

просмотры: 563
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 4-5 (207) БСМП № 21 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Канский район. Люди, события, факты № 1 ЖИТНИЦА КРАСНОЯРЬЯ  НАЗАРОВСКИЙ РАЙОН 20 ЛЕТ СПУСТЯ № 1 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4
МАЯКМЕТАЛЛ № 2 Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2
Маргарита Николаева № 1 ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2
Магсибмет № 1 Референтный центр № 1 Оберег № 5
Красноярский строительный техникум № 1 МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1
Девять вех № 2 Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1
Про Регби № 3-4 (80-81) Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53
Промоборудование № Насосные станции повышения давления КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1
40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске