Для красноярцев президентское заявление имеет особое значение. В этом году в нашем крае состоятся выборы губернатора и депутатов городского Совета Красноярска. Их результаты окажут стратегическое влияние на общественно-политическую ситуацию в регионе в ближайшие пять лет. Хотя официально избирательные кампании на берегах Енисея стартуют только в июне, фактически они начались несколько месяцев назад.
Региональная номенклатура и политпублика уже давно и довольно плотно вовлечены в предвыборный процесс. Создаются штабы кандидатов, ищутся перспективные темы для «окучивания» избирателей, аккумулируются финансовые, медийные и организационные ресурсы, необходимые для успешного проведения избирательных кампаний. С каким багажом подошли к очередному экзамену красноярские политики?
Особая значимость
Выборы губернатора, бесспорно, занимают главное место в политическом календаре Красноярья. Даже далекие от политики люди понимают, что в нынешней модели отечественной власти слишком многое в жизни региона и простых людей зависит от действий первого лица. Новейшая история Красноярского края дала на эту тему немало ярких примеров. За последние тридцать лет сибиряки повидали разных губернаторов: аграриев, экономистов, генералов, бизнесменов. И управленческие особенности каждого из них существенно влияли на жизнь в крае.
Александр Усс имеет в этом ряду особую значимость, занимая ключевые позиции в региональной власти порядка тридцать лет. Еще в далеком 1993 году он был назначен начальником правового управления в администрации края и в том же году стал членом Совета Федерации РФ первого созыва. А далее с каждым годом Александр Викторович только усиливал свои позиции в краевой власти, потерпев существенное поражение лишь в 2002 году, когда Александр Хлопонин перехватил у него пост губернатора прямо на финише избирательной гонки. Но Александр Викторович не привык проигрывать — реванш был взят в сентябре 2017 года с назначением на пост исполняющего обязанности и далее губернатора Красноярского края. Тогда многие полагали, что в регионе наступает эра политического затишья, и не без основания — фактически за три десятилетия Александр Усс стал ярким олицетворением местного правящего класса, знаменателем красноярской политики.
Атака за атакой
Однако в политической карьере Александра Усса в должности губернатора Красноярского края складывалось не все однозначно хорошо. Уже во второй половине 2017 года с завидным постоянством стали появляться различные анонимные медиаканалы, явно спонсируемые противниками Александра Усса. На красноярского губернатора вываливалось множество компромата, большая часть которого
была грубо сфабрикована. В 2018 году начались регулярные вбросы о скором уходе Александра Усса с поста губернатора. Особенно эти слухи усилились перед Универсиадой–2019, когда была запущена версия, что после успешного проведения Всемирных студенческих игр губернатора ждет почетная отставка.
В 2019 году при поддержке некоторых московских ФПГ в наступление на Усса пошли Анатолий Быков и тогдашний председатель Счетной палаты края Татьяна Давыденко, составившие по принципу «против кого дружим?» весьма диковинный альянс. Главной темой, на которую сделали ставку Быков и Давыденко, стали проблемы в лесопромышленном комплексе края. Впрочем, в ход пошли и другие сюжеты вроде задымления от крупных лесных пожаров, бушевавших четыре года назад в Сибири.
Атака «правдорубов», медийно поддерживаемых ресурсами некоторых ФПГ, через несколько месяцев захлебнулась, хоть и нанесла определенный репутационный урон губернатору края. Однако потери противников оказались весомей. Татьяну Давыденко решением депутатов краевого парламента досрочно отставили с поста председателя Счетной палаты. А Анатолий Быков и вовсе оказался за решеткой, обвиненный в тяжких преступлениях, совершенных еще в середине девяностых — начале нулевых годов.
Были и другие весомые события, значительно осложнившие политическую жизнь Александра Усса. Крупнейшая экологическая катастрофа с разливом 21 тысячи тонн дизельного топлива под Норильском, случившаяся в мае 2020 года и резко обострившая отношения между руководством края и «Норильским никелем». С этого периода в регионе развернулась так называемая «северная война», сопровождающаяся системной дискредитацией Александра Усса в федеральных и региональных масс-медиа. Надо признать, что и эту войну губернатор выиграл, хотя и ценой серьезных имиджевых потерь. Результатом перемирия, заключенного между руководством региона и «Норникелем» в 2021 году, стала многомиллиардная программа реновации Норильска, которая уже успешно реализуется в индустриальной столице Заполярья.
Последний штурм
После завершения горячей фазы «северной войны» недоброжелатели Александра Усса, и в первую очередь из столичных кланов, желающих поставить богатейший регион под свой контроль, не стали сворачивать «боевые» расчеты. Информационные атаки на Александра Усса по самым разным поводам — реальным и придуманным не только продолжились, но и усилились. И даже СВО, которая, казалось бы, должна была привести в чувство самых заклятых оппонентов красноярского губернатора, не особо повлияла на заданный вектор. Красноярского губернатора по-прежнему обвиняли в самых разных грехах, предрекая неминуемую скорую отставку.
Широкомасштабное наступление на позиции губернатора в первом квартале текущего года больше похоже на отчаянный штурм, что вполне объяснимо — в Кремле принимается решение о политическом будущем Александра Усса. По замыслу политтехнологов, именно перед часом «икс» создание вокруг фигуры главы Красноярского края максимально негативного информационного фона уместно как никогда. Атаки идут в самых разных форматах: от заказных публикаций в федеральных газетах и раскрученных ТГ-каналах до глубокомысленных выводов в квазианалитических докладах. Так, в феврале сразу в нескольких изданиях появились заказные статьи о принятии в Администрации Президента РФ решения о приближающейся отставке Александра Усса и возможном кандидате на пост губернатора Красноярского края Александре Козлове, находящемся в должности министра природных ресурсов и экологии РФ. При этом практически никто из тех, кто с упоением обсуждал этот вброс, даже не пытался обосновать причины возможного «понижения» в статусе высокопоставленного федерального чиновника.
— Моя отставка — это старая песня, с которой я хорошо знаком. Когда-то я избирался на должность председателя Заксобрания, и ряд доброжелателей предрекли мне, что я закончу эту карьеру ровно через три месяца. Но так получилось, что я проработал 20 лет и на финише был избран в очередной раз единогласно. Когда президент назначил меня и. о. губернатора, доброжелатели, правда, другие, сказали, что я доработаю до нового года. Прошло пять с половиной лет, что больше стандартного губернаторского срока. Каждый квартал предрекается моя отставка. Но вопрос совершенно в другом. Должность губернатора — не привилегия, не награда. Это работа, это тяжелая миссия, которую я выполнял и будут выполнять столько, сколько определит президент и мои земляки-красноярцы, — отметил в одном из своих выступлений губернатор Красноярского края Александр Усс.
Огонь и дым
Недооценивать претензии противников, предъявляемые к Александру Уссу, все же не стоит, так как они работают по рецепту, который в свое время описал писатель Леонид Леонов, характеризуя методы пропагандистской машины гитлеровской Германии: «Лучшие сорта лжи готовятся из полуправды». И все же дыма без огня не бывает — часть критических снарядов, выпущенных в имидж красноярского губернатора, имеют и фактическую начинку.
Пожалуй, самой болевой точкой для Александра Усса являются проблемы в его команде. В 2020 году по подозрению в получении взятки в особо крупном размере был задержан Дмитрий Маслодудов, который буквально за неделю до ареста уволился с поста министра лесного хозяйства края. Расследование дела завершилось в конце 2021 года, но пока вердикт по нему не оглашен. Серьезнейший репутационный ущерб руководителю края нанесло так называемое «дело Митволя». Председателя совета директоров Красноярского треста инженерно-строительных изысканий подозревают в хищении почти миллиарда рублей, выделенного на корректировку проекта красноярского метрополитена. По этому делу летом 2022 года арестованы также министр транспорта Красноярского края Константин Димитров и бывший руководитель краевого транспортного управления Константин Мандров.
С «делом Митволя» также связывают и неприятности председателя краевого правительства Юрия Лапшина. В феврале на сайте РИА Новости появилось сообщение, что Лапшин якобы еще в октябре прошлого года стал фигурантом уголовного дела, связанного со строительством метро, и теперь находится под подпиской о невыезде. Государственный статус агентства заставил к этой информации отнестись серьезно. Правда, ее автор сослался лишь на анонимный источник в правоохранительных органах, в пресс-службе же краевого правительства информацию не подтвердили. Пока в этом сюжете больше тумана, чем какой-либо ясности. В списке претензий, регулярно предъявляемых Александру Уссу, успешный бизнес его родственников и низкая электоральная популярность. Хотя никто из оппонентов Александра Викторовича уже давно не предъявляет публике реальные соцопросы не то чтобы авторитетных экспертных структур, но даже левых «контор», специализирующихся на квазисоциологических исследованиях, сделанных под конкретного заказчика. Возможно, противники красноярского губернатора искренне считают, что благодаря их перманентному шельмованию Александр Усс уже не может рассчитывать на широкую народную любовь. Хотя выборы могут показать совсем другую картину.
Предварительные итоги
Красноярскому губернатору есть о чем рассказать общественности — результаты пяти с половиной лет пребывания на посту главы региона впечатляют. В числе достижений усиление социально-экономической сферы. По итогам 2022 года Красноярский край занял седьмое место в России по объему привлеченных инвестиций и вошел в пятерку регионов с наибольшим инвестиционным потенциалом.
— Мы переживаем настоящий инвестиционный бум. Инвестпортфель региона достиг 2,3 триллиона рублей. Промышленное производство в крае выросло на 4,8 процента, строительство увеличилось почти на 30 процентов, и это касается не только жилья, но и социально значимых объектов. Несколько лет назад мы рассчитывали за три года построить 100 таких объектов по краю, а сейчас планируем сдать уже порядка 190. На 2023 год запланирован рекордный для региона объем бюджетных доходов: свыше 340 миллиардов рублей. Это позволяет ставить цель в трехлетнем периоде выйти на «красноярский триллион», — делает акцент на инвестиционной привлекательности региона Александр Усс.
За время губернаторства Александра Викторовича в несколько раз сократился госдолг Красноярского края, накопленный при его предшественниках. На начало 2023 года в регионе отмечался самый низкий уровень безработицы за последние 30 лет — всего 0,7 процента. Стоит отметить, что этих показателей регион достиг во времена, которые при всем желании трудно назвать благоприятными для социально-экономического развития. Два года пандемии и год специальной военной операции явно не лучший период для экономических рывков.
— Несмотря на объективные сложности, Красноярский край успешно справляется с вызовами времени, сохраняя лидерские позиции по основным финансово-экономическим показателям. В 2022 году финансировались антикризисные решения, социальные расходы. По реализации национальных проектов регион оказался лучшим в СФО. Принято много мер, направленных на поддержку участников СВО и членов их семей. Мы не проседаем и не находимся в растерянности, как предрекали многие псевдоаналитики, — говорит о развитии региона Павел Клачков, руководитель экспертного клуба «Комитет развития», директор Красноярского филиала Финуниверситета при Правительстве РФ.
Время решений
Александр Усс еще прошлой осенью заявил о готовности пойти на второй срок, если его поддержат земляки и президент РФ. На момент подписания номера в печать пока еще нет твердой уверенности, что Кремль сделает ставку на нынешнего губернатора. За минувшие годы предъявление кадровых решений общественности уже превратилось в свое-образный ритуал, в котором важнейшее место занимают встречи кандидатов на пост руководителей субъектов РФ с Владимиром Путиным.
В любом случае о том, как разрешится эта интрига, мы узнаем в ближайшее время. Для примера: в 2014 году Виктор Толоконский заменил Льва Кузнецова на посту губернатора в мае. Учитываться при принятии решения будет несколько факторов: социально-экономические перспективы, внутриэлитные расклады, уровень протестных настроений и т. п. Безусловно, помимо мнения руководства АП, важна и позиция влиятельных игроков, имеющих отношение к краю, в частности, министра обороны Сергея Шойгу.
В контексте ожидания президентского решения собственно избирательная кампания пока находится на периферии общественного внимания. Хотя наблюдатели уже составляют списки возможных соперников или преемников Александра Усса, очевидно, что в нынешней конфигурации, а также с учетом муниципального фильтра у них немного шансов составить реальную конкуренцию кремлевскому кандидату. Впрочем, об этом мы порассуждаем, когда будет понятен весь расклад по губернаторским выборам.