80 лет прошло с той войны, а ее дыхание до сих пор ощущается. До сих пор студенты ищут и находят новые факты, новые имена, новые подробности.
К юбилею Победы
В год Защитника Отечества студентами была проведена исследовательская работа по изучению судеб фронтовиков в своих селах, в своих семьях. Лучшие истории вошли в цикл рассказов «Люди Победы». Они были записаны и опубликованы в интернет-сообществах колледжа. Вместе с репортажами медиа-центра колледжа о ветеранах Великой Отечественной войны, выпускниках и педагогах было подготовлено 16 видео-материалов к празднованию 80-летия Великой Победы.
Многие работы были представлены для участия в тематических конкурсах краевого и городского уровней. Три материала — 2 видеорепортажа («Награда нашла героя», «Эвакогоспиталь № 1516»)и 1 публикация («Он оставил роспись на Рейхстаге») — вошли в число победителей регионального этапа Российской студенческой весны. Студентами вместе с руководителями творческих объединений были подготовлены десятки разных выступлений для участия в мероприятиях, проходящих по всей стране с хештегом #ПОБЕДА80. Театральная студия, вокальные коллективы учреждения отразили в своих репертуарах тему Великой Отечественной. Студенты и преподаватели приняли участие в офицерском бале, концертах к Дню Героев Отечества, ко Дню Конституции РФ, ко Дню Защитника Отечества, ко Дню воинов-интернационалистов; выступали в творческом городском фестивале «Студенческая весна. Весна Победы», смотре-конкурсе «Город Победы», в постановке ГДК ко Дню победы, разработали собственные локации с реконструкцией сталинградских событий.
Представители первичного отделения Движения Первых колледжа еженедельно ведут вахту ключевых дат, событий нашей исторической памяти. На Первых возложены обязанности по реализации проектов, проводимых в рамках Дней единых действий по всей России, помогающих познакомить молодежь с историей своей страны: узнать и обсудить, как, почему и где проходил Нюрнбергский процесс, почему важно отмечать День неизвестного солдата и Дни воинской славы России, кто участвовал в битве за Москву и кто освобождал Ленинград от фашистской блокады… Первые выступают организаторами, волонтерами и участниками городских патриотических мероприятий, акций и фестивалей, взаимодействуют со школами. Активисты колледжа уже второй год принимают участие в акции «Семейные книги памяти», где каждый заявившийся может рассказать о герое своей семьи и разместить свой материал на сайте данной акции.
Воспитательная работа, направленная на формирование у молодежи патриотизма, в колледже отвечает духу и времени России. Студенты вместе со своими наставниками действуют скоординированно и слаженно, как на передовой: не прекращается деятельность по сбору гуманитарной помощи для СВО, ведется дежурство по плетению маскировочных сетей. С начала специальной военной операции колледжем было отправлено бойцам 6 партий гуманитарной помощи — это более полтонны полезных вещей, продуктов питания, одежды, инструментов, мобильных печек, бензогенераторов. С начала учебного года студентами и педагогами было сплетено 8 сетей с использованием различных техник. Грузы из колледжа имеют конкретного адресата: они отправляются в Донецкую область, в город Енакиево. Связь с СВО колледж поддерживает через сотрудничество с волонтерской организацией «Защитникам Канск, сыны России». В каждую посылку обязательно студентами вкладывается письмо, чтобы воины знали, что их ждут дома.
Коллектив Канского педагогического колледжа, сохраняя память о своих героических временах и людях, приобщает студентов к участию в мероприятиях, которые стали традиционными для всей страны: «Георгиевская ленточка», «Окна Победы», «Диктант Победы». Много лет студенты колледжа становятся не просто участниками главного забега по улицам города — ежегодной легкоатлетической эстафеты, посвященной Дню Победы, — около 20 лет они являются ее лидерами!
В рамках воспитательной работы в преддверии 80-летия Победы в колледже проходят собственные акции, в каждой из которой делается акцент на краеведческие исследования. Акция «Минута о герое» позволяет студентам прикоснуться к биографии педагога или выпускника педучилища, ушедшего на фронт Великой Отечественной войны. Акция проходит в стенах колледжа каждый понедельник сразу после поднятия флага Российской Федерации на еженедельной линейке. Похожая акция «Люди Победы», но уже с применением информационных технологий, позволяет студентам рассказать о своих родственниках посредством коротких видеороликов в социальных сетях колледжа — VK и Telegram-канале.
Особое воспитательное пространство колледжа позволяет активно включать студентов в организацию мероприятий, посвященных сохранению исторической памяти. Так, библиотекой колледжа вместе со студентами подготовлены презентационные материалы о памятниках воинам города Канска «Вашей немеркнущей славе память потомков верна», виртуальные выставки «Книги о Великой Отечественной войне. 80-летний юбилей», «Дети военной поры», галерея «Война глазами художников». Инициированы и проводятся регулярные экспозиции выставок к акциям памяти и Дням воинской славы России, тематические выставки к проектам колледжа о войне по материалам семейных архивов педагогов и ветеранов колледжа.
Перелистывая архивы
Хронологию фронтовых лет и событий в разные годы в колледже восстанавливали по крупицам воспоминаний преподавателей, работавших в послевоенное время, приказам, справкам, докладным, служебным запискам… Некоторым из них был присвоен статус секретных.
Историческая летопись колледжа, связанная с периодом Великой Отечественной, положена в основу многих исследовательских работ, но каждый раз сухие строчки архивных документов открывают нам неизвестные факты и переворачивают новые страницы.
22 мая 1941 года в Канске было принято решение о размещении в образовательных учреждениях двух эвакогоспиталей под номерами 1516 и 1557. Обратимся к документу, сохраняя его стилистику и авторскую орфографию: «В здании педучилища (ул. Интернациональная № 18) с общей площадью 1177,76 кв.м., с размещением в нем 90 коек, рентгенкабинета, перевязочной. Пищеблок может быть размещен в сталовой пед-училища». Начались интенсивные работы: нужно было произвести ремонт и переоборудование помещений, смонтировать хоть и очень простое, но все-таки медицинское оборудование, выселить из общежития студентов.
Несмотря на подготовку к войне, она пришла неожиданно и разбила мечты простых студентов и планы руководства училища. Из записей Мастридии Федоровны Поляковой, пережившей всю вой-ну в должности директора педучилища, мы узнаем: «В ночь на 22 июня в училище проводился выпускной вечер, учащимся вручили свидетельства об окончании училища, организован был ужин, танцы, игры, песни. Веселье продолжалось до 3-4 часов утра. Утром радио принесло весть о начале войны».
Архив колледжа сохранил до нас очень знаковый и по-своему драматичный документ — распоряжение директора Полякова о своем призыве в армию и в связи с этим назначение на эту должность другого человека (его супруги Мастридии Поляковой).
Мастридия Федоровна, которую учащиеся и коллеги чаще звали Марией Федоровной, вспоминает: «…учебные занятия проходили в здании бывшего общежития по ул. Московской, 63. Туда же было перенесено оборудование учебных кабинетов и перевезена библиотека. В нижнем этаже здания действовала студенческая столовая». Документы свидетельствуют, что иногда занятия проходили в ночное время, но успеваемость обучающих росла, о чем свидетельствует приказ № 111 от 02 июля 1943 года: «Абсолютная успеваемость составила 95,5 %».
В то тяжелое время сотрудникам и студентам пришлось несколько раз переезжать в разные помещения, даже стоял вопрос о полном переводе училища в Канский район. Здание со всеми подразделениями удалось отстоять, и училище осталось в городе.
Выпускники военных лет вспоминают, что «был еще один объект комсомольской работы — госпиталь, раненые бойцы. Девушки шили наволочки, простыни, занавески, приносили бойцам подарки: кисеты, конверты. А педагоги отдали свои облигации государственного займа в фонд обороны». По воспоминаниям М. Ф. Поляковой, «в палатах силами учащихся и преподавателей постоянно организовывались небольшие концерты».
В начале 1943 года было принято решение о передислокации госпиталей и возвращении всех зданий училищу и организации занятий в две смены.
Весной 1945 года начинается полная ревизия всех зданий, где размещались эвакогоспитали, власти требуют провести в них ремонт. Вспоминая исторический контекст, мы понимаем, что наш регион такими действиями начинает готовиться к грядущей кампании против Японии.
К маю 1945 года здание училища было в плачевном состоянии — документы подробно описывают его как полуразрушенное и лишенное многих коммуникаций. Докладные записки свидетельствуют: «2) в здании педучилища водопровод разморожен, канализация не работает, поглощающие колодцы забиты, в санпропускнике бетонный пол избит, смывные уборные не действуют, в ряде помещений имеется также много дефектов. 3) Обязать владельцев зданий отремонтировать под их строгую персональную ответственность в срок до 15/VIII с. г.».
За этими сухими строчками приказов и отчетов скрывается огромный труд студентов и сотрудников педучилища в военные и послевоенные годы.
ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
Вспоминая и подробно описывая военный период жизни училища, служившего подразделением эвакогоспиталя, мы не должны забывать о людях, кто учил и учился в это сложное время. Основным источником, который позволяет передать дух той героической эпохи, для нас сегодня, безусловно, является материал, собранный в 80-х годах прошлого столетия студенческим поисковым объединением «МИГ-41». Работа над ним продолжается до сих пор руководителем миговцев Татьяной Ивановной Юркиной. И сегодня она вместе со своими бывшими студентами, выпускниками колледжа, продолжает искать и находить новые имена фронтовиков. На сегодняшний день издано 3 тома книги об участниках Великой Отечественной войны — учащихся и работниках нашего образовательного учреждения, вернувшихся и оставшихся на полях сражений, под общим названием «Учитель в солдатской шинели. Бессмертный полк Канского педагогического училища». За много лет поисковой работы к изданию третьего выпуска книги краевед смогла собрать данные о 133 участниках Великой Отечественной войны.
Исследовательские труды Татьяны Ивановны высоко оценены краеведческим сообществом и даже включены в фонды библиотек президента России и губернатора Красноярского края, отмечены благодарственным письмом губернатора Красноярского края.
По воспоминаниям выпускников фронтовых лет, которые вошли в книгу «Учитель в солдатской шинели», основным чувством военного времени был голод. Валентина Демина, выпускница 1945 года рассказывает: «Сейчас трудно представить холодные, слабо освещенные классы; учащихся, с нетерпением ждущих большой перемены, когда дежурный по группе принесет большую тарелку с ломтиками тонко нарезанного черного хлеба».
Разрушал ли голод человеческое в студентах? Вот яркий ответ на этот вопрос из воспоминаний бывшей студентки Анны Мазуровой: «Как-то Фомину Коле принесли посылку прямо в класс. Он тут же пустил по классу листок с заголовком «Список голодающих». Кто записался, на перемене окружили эту посылку. Даже крошки сухарей мы высыпали в чашку, и, кто был без денег и продуктов, подходили к чашке и набирали в рот этих крошек». «Нас бедность не угнетала. Мы ее чувствовали, но были все веселыми, счастливыми», — свидетельствует Ф. П. Волобуева.
Кто они, эти великие люди своей страны — кто учил и воспитывал патриотов своего Отечества? Из воспоминаний Анны Мазуровой: «Душой нашего класса была наша классная руководительница Павла Львовна Пежемская. Как мы ее любили, как уважали, как старались не подвести ни в чем, быть всегда лучше всех! Вела она русский язык». Из воспоминаний А. Савинок: «Моим любимым педагогом и классным руководителем была Павла Львовна Пежемская. Эрудированная, живая, эмоциональная сорокалетняя женщина с красивым русским лицом».
Теплые слова благодарности коллективу училища приводит в своих воспоминаниях В. Крамар: «Каждый из нас всю жизнь благодарен коллективу преподавателей педучилища и стремился быть хотя бы чем-то похожим на тех замечательных людей, которые нас учили, воспитывали и передавали теплоту своих широких душ».
Несмотря на возраст, краевед, общественник и ветеран педагогического труда Татьяна Ивановна Юркина продолжает активно взаимодействовать с родным коллективом. Не единожды она являлась спикером еженедельных разговоров о важном, и это общение всегда проходило и проходит в контексте сохранения исторического наследия нашего образовательного учреждения.
Чтобы помнили
Летопись военных лет колледжа запечатлена не только на бумаге, она нашла отражение и в его архитектурном облике. На территории колледжа установлен памятник в виде стелы с устремленным в небо журавлем всем работникам и студентам, которые погибли, защищая независимость Родины. Увековечена память о Герое Советского Союза Семене Семеновиче Давыдове, командире первого дивизиона 156-го артполка 77-й гвардейской стрелковой Черниговской Краснознаменной ордена Суворова и ордена Ленина дивизии гвардии майоре, который до войны (с 1936 по 1938 годы) учился в нашем учебном заведении. В честь легендарного студента, недоучившегося из-за войны и похороненного в земле противника, на фасаде учебного корпуса установлена мемориальная доска и открыта Парта Героя.
В разные годы студенты и преподаватели колледжа участвовали в большом краевом проекте — «Солдатские истории». Их исследовательские работы, связанные с записью воспоминаний фронтовиков Великой Отечественной войны, опубликованы в разных томах краевого издания «Народная энциклопедия. Жизнь и мнения». И, конечно, в этих историях есть рассказы о педагогах колледжа, которые прошли войну и преподавали в послевоенное время. Об их жизни, судьбе сделано множество текстовых материалов, видео- и аудиозаписей. Это бесценное наследие, которому отведено в архиве колледжа особое место.
Нельзя не вспомнить о Петре Тихоновиче Баюре, директоре педагогического (в то время) училища с 1967 по 1979 годы, участнике Курской битвы и обороны Киева, отличнике народного просвещения РФ, ветеране труда союзного значения; о почетном гражданине г. Канска Марии Павловне Семенюк, преподававшей в педагогическом училище в середине прошлого столетия, кавалере ордена Отечественной войны I степени и ордена Красной Звезды, дважды награжденной медалью «За отвагу», отличнике народного просвещения РСФСР; о Михаиле Федоровиче Мочалове, с 1968 по 1991 год работавшем учителем-методистом Канского педучилища, участнике боев под Севастополем, в Польше, Белоруссии, Восточной Пруссии, отличнике физической культуры, отличнике просвещения, ветеране спорта России и многих-многих других. Память о них живет в их учениках, в продолжателях и последователях их дел и начинаний. А коллектив колледжа является хранителем памяти. Памяти о людях Победы.