АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 07 июль (01.07.2006)

Смотри, какой мобильный!

Дмитрий Латкин
В последнее время губернатор Красноярского края очень много передвигается. В общем-то, он с момента избрания не сидел на месте, просто менялась протяженность и направленность маршрутов. Первое время это были челночные рейсы в Москву и обратно; засим последовали обратные визиты министров и других агентов Матрицы. Еще года два назад недели не проходило без пробок в центре города, брифингов, показа слайдов и других доказательств любви столицы к нам. А кончилось все и совсем хорошо – парочкой глобальных по размаху форумов, шевелением крана на Богучанской ГЭС и заявкой на получение денег в Инвестиционном фонде. И теперь закономерно возникает вопрос: коли роза ветров сменилась и Хлопонин колесит по краю все то время, когда он не в Москве, то какой обратной реакции он ждет?

Эффект маркиза Карабаса

Прежде всего, чем хороши сами поездки – не столько даже для губернатора, сколько для сопровождающих – край-то совсем огромный. Сидя в Красноярске, как-то не очень осознаешь, что до Норильска дальше, чем до Москвы, а от Норильска еще километров так 600 на север – и все это мы. Закрадываются всякие крамольные мысли типа «а зачем нам эти русские, Москва эта…» Да? Отсюда уже один шаг до рассуждений о региональной политике – и этот шаг губернатор уже сделал. Это его, можно сказать, пунктик: долбать федералов за неправильную региональную политику. Совершенно справедливо фигурант клеймит Минфин, Грефа, Фрадкова и прочих клейнмихелей за то, что они ни черта не знают о тех территориях, откуда идет бабло. Далее – необъятныя просторы края, совсем по Хайдеггеру, трансформируют сознание губернатора довольно сильно. Как там в классическом советском сериале: «Воздух свободы сыграл с профессором Плейшнером злую шутку». Когда ты неоднократно бывал в Европе и знаешь, что ее всю на машине можно проехать за день, а тут хоть пой, хоть кричи, но и самолетом-то неделю будешь добираться – становятся близки и понятны идеи евразийства. Сюда же входят недавние рассуждения фигуранта о том, что Россия всегда была суверенной, в отличие от Польши, Прибалтики… а остальных он просто по скромности не назвал… которые всегда под кем-то ходили. Фактически это правда: какая-то часть России всегда была суверенной, несмотря на 300-летнее иго, к примеру (не исключено, что губернатор считает иго, как это сейчас модно, мифом прозападных историков).

 

И мой Сурок со мною

Сделаем лирическое отступление – о суверенности. В конце июня главный интеллектуал России Владислав Сурков порадовал мировую общественность новым термином – суверенная демократия. Штучка посильнее развитого социализма. Суть суверенной демократии заключается в том, что мы сами внутри себя решаем, что для нас является демократией, а что нет. Вопрос – а кто это «мы» – не задается ввиду бесперспективности. Методологически это беспроигрышно. Если внутри себя договориться считать «Кварц» наиболее совершенным цветным телевизором, а новую модель «Жигулей» – прорывом в автомобильной промышленности, то так тоже можно жить. Главное – не забывать игнорировать любые другие варианты. Есть, правда, некоторые побочные последствия, описанные в специальной литературе. Так, в условиях полной изоляции отдельного индивидуума у него на фоне сенсорного голода начинают развиваться галлюцинации – зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные… Причем по интенсивности они вполне соперничают с реальностью, вызывая в результате болезненные состояния. То же, думается, справедливо и в отношении общества в целом.

Я не хочу сказать, что «суверенная демократия» чем-то похожа на параноидальную шизофрению. Я хочу сказать, что это одно и то же.

 

Хамелеон

Там же, у Филипа Дика, лучшего специалиста по паранойе, мы находим следующее замечательное рассуждение: неправда, что параноики не умеют любить. Они очень хорошо ощущают чужую любовь и умеют выражать свою, но есть одно «НО»: для параноика любовь – это проявление ненависти.

Соответственно, ненависть в параноидальном обществе есть проявление любви. Что совершенно блестяще доказывает недавняя онлайн-конференция с губернатором, где он, отвечая на вопрос, кто такое патриот, выдал дословно следующее: «Это человек, который с утра встает и увидел, грубо говоря, бутылку «Боржоми» и говорит: «Ух, эти грузины, не хотят с нами, сволочи, дружить. Не буду пить «Боржоми».

Отказ от «Боржоми» как проявление любви к Отчизне кажется алогичным только на взгляд человека, ничего не смыслящего в медицине.

Здесь опять-таки важно подчеркнуть, что заявления, подобные процитированному выше (а были и еще более удивительные – например, про дочку, которая сидела на горшке с флагом России и тем самым «участвовала в политических процессах»), Хлопонин делает преимущественно в Красноярске. А «на выезде» он деловит и практичен – как в Норильске, где в ходе пресс-конференции заявил о повышении коммунальных тарифов на 29,5% вместо анонсированных двадцати. В краевом центре, естественно, поднялась буря, но к возвращению губернатора уже стихла.

Если же вспомнить, какие мастер-классы Хлопонин устраивал встречающим и сопровождающим на совещании в Курагино или в ходе недавней поездки в Ергаки, то и вовсе может сложиться впечатление, что такие поездки – это просто его призвание. Стихия импровизации, мозгового штурма, а хотя бы даже фронтального разноса. Важно, чтобы он был при этом главный. Поездка с полпредом не задалась – Квашнин тянул одеяло на себя и был невыносимо вульгарен. Торжественное открытие Богучанской ГЭС тоже было каким-то нерадостным – мало того, что погода мерзкая, так еще и Чубайс с Дерипаской по бокам. Слова не дают сказать.

 

Посвящение

Вернемся к последней поездке Хлопонина на юг края, носившей отчасти сакральный характер. Формально поездка распадалась на три этапа – открытие ветеранского дома в селе Ермаковском, посещение места гибели Александра Лебедя и осмотр достопримечательностей с последующим обсуждением, как их лучше продать. На взгляд профана – вполне заурядная программа. Не скажите. Помните, как в фильме «Зеркало для героя» инженер из восьмидесятых, занесенный в прошлое, раз за разом спотыкается о проволочку, чтобы после падения вернуться назад, в настоящее? Здесь было что-то подобное. Открытие дома ветеранов – это старый стиль, незаконченные дела, продолжение традиций того же Лебедя. Вплоть до слаженного пения женщин из местного ДК, вручения ветеранам бутафорского «ключа» и демонстративного инспектирования сдаваемого объекта с откручиванием неработающих кранов и неисправных голов. Это то, что в описательной журналистике прошлых лет называлось «в каждую мелочь вникает, а на то он и губернатор». А затем визит собственно к «проволочке» – той линии электропередач, за которую в 2002-м зацепился вертолет с Лебедем на борту. Никто не произносил речей, цветы были возложены молча. Все это походило на процедуру введения себя в наследство: там, где он закончил, мы начинаем.

Естественно, весь маршрут был проделан на автомобиле.

 

«Часы у меня на руке стоят больше, чем твоя машина»

Совещание в природном парке «Ергаки» уже обрело статус «судьбоносного» для юга Красноярского края. Если на севере у нас Норильск, с которым ничего особо придумывать не нужно, на востоке Богучанская ГЭС, где уже ууу как все запущено, то на юге – Саяны и туризм. Такая красота стоит без движения. Некоторое время назад стихийные южные бизнесмены при помощи некоторых депутатов создали дирекцию парка «Ергаки». Задача дирекции номер раз – наведение порядка на территории (где пока беспрепятственно шастают браконьеры). Номер два – превращение Саян в еще одну «сибирскую Швейцарию». Об этом и было совещание. Но выяснилось, что авторы проекта не имели в проекте даже бизнес-плана.

– Никакого судьбоносного решения не вижу, – заявил губернатор. – Проекта нет на самом деле, понимаете, да? Это концепция. Это пока абстрактный подход, потому что на 50 млн парк не построишь. Первый вопрос, который я вам задаю, с которым вы ехали: на какое количество въездного туризма вы рассчитываете? На какую цифру хотите выйти и к какому году? С этого все начинается, потому что дальше, следующий вопрос – это инфраструктура – куда люди должны приезжать – в Абакан, Шушенское? Дальше автотранспорт, который сюда их доставит, база, сервис, модель.

И напрасно глава района несколько раз пытался поймать губернатора на слове – дескать, рад, что вы «в принципе одобряете» и говорите об этом при свидетелях… Сбить Хлопонина с прицела не удалось:

– На начальном этапе должна быть команда профессиональных менеджеров, которая должна подготовить этот проект, и чем быстрей, тем лучше. А дальше начинаем обсуждать, сколько мы должны вложить как государство в инфраструктуру – подвести нормальную дорогу, не такую, на которой мы сейчас ехали, линию электропередач энергетики должны обеспечить. Должен найтись инвестор, потому что если не будет желающих вкладывать сюда деньги, то каким угодно будет заповедник, если не будет инвестора – никто не вложит деньги. Чтобы был инвестор, покажите, чтобы инфраструктура была рассчитана под определенное количество людей. Я хочу задать вопрос, но ответа не могу услышать. Даже в приблизительных планах, на какое количество людей вы планируете?

Иными словами – давать деньги просто так губернатор отказался. Только в обмен на бизнес-план, где будет предусмотрен и механизм контроля за расходованием средств… В смысле денег Хлопонин куда больший прагматик, чем может показаться, когда он же говорит о гордости и патриотизме… Чтобы приободрить дирекцию парка, рассказал о своем бизнес-опыте по организации элитных туров на Крайний Север для иностранцев.

И тут я вспомнил, что мне напоминает вся эта ситуация – старенький фильм «Американцы» (он же «Гленгарри Глен Росс»), где вызванный из хэд-оффиса лучший менеджер по продажам быстро и доходчиво объясняет местным неудачникам, как надо заключать сделки. А когда у него спрашивают, кто он, собственно, такой, он показывает свое запястье. Видишь, мол, дружок, эти часы? Они стоят больше, чем твоя машина, вот кто я такой.

Возможно, Хлопонин тоже смотрел этот фильм, хотя наверняка утверждать не берусь – судя по его постоянным высказываниям типа «в американских боевиках все герои поют свой гимн», об американском кино он имеет самое отдаленное представление. Он так же убедителен, доходчив, быстр и жесток. И следует принципу «Всегда заключайте сделки». На случай, если все-таки не смотрел. Главный менеджер по продажам, чтобы спасти ситуацию в офисе от банкротства, объявляет конкурс. С призами. Первый приз – автомобиль представительского класса. Второй приз – набор ножей. Третий приз – увольнение.

В нашей ситуации состязаться имеет смысл разве что за ножи.

просмотры: 969
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске