АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 01 (150) 2019 (11.02.2019)

Слагаемые протеста

Текст: Александр Чернявский
Главная причина недовольства властью — социально-экономические проблемы.

 

Протестная активность в стране за последние месяцы заметно выросла. Это не только эмпирические наблюдения за информационной повесткой, но и четкие выводы экспертов, социологов, ученых. В конце 2018 года «Левада-центр» — одна из ведущих отечественных социологических компаний — провела на эту тему опрос 1600 человек в 52 субъектах РФ. Вывод исследователей однозначен: социальная турбулентность и уровень протестных настроений в регионах нарастает. И по данным ВЦИОМ, больше половины россиян недовольны деятельностью руководства страны.

Всего несколько говорящих цифр. В марте 2018 года только 17% опрошенных считали, что в их населенных пунктах возможны акции протеста. В ноябре количество таких пессимистов возросло до 37%! При этом если в марте только 8% респондентов готовы были принять участие в этих акциях, то в конце года количество потенциальных протестников, готовых активно бороться за свои социальные права, возросло до 30%.

Еще один важный аспект опросов — кого население считает ответственными за социально-экономические проблемы страны? Только 13% россиян обвиняют в них губернаторов и местные власти. Главную ответственность за сегодняшние неурядицы, по мнению участников опроса, несут федеральные власти. Правительство РФ в этом обвиняют 37% респондентов, а главу государства — 55%. Значительное число граждан страны выступает за отставку правительства Медведева. Все это четко свидетельствует: в России перестала работать старая схема «хороший царь и плохие бояре».

Конечно, сильно повлияло на ухудшение отношения людей к федеральной власти резкое повышение пенсионного возраста. Ответственность за эту реформу кремлевскому начальству не удалось переложить на региональные и местные власти. Однако и помимо «пенсионных подарков» в нашей жизни присутствует немало негативных сюжетов, вызывающих широкий общественный резонанс, которые любви к власти не добавляют. Причем большинство из этих кейсов также имеет федеральные корни.

 

Мусорный обморок

Мусорная реформа, судя по количеству упоминаний в краевых и муниципальных СМИ в последние месяцы, стала одной из самых обсуждаемых тем в нашем обществе. И обсуждать есть что. В январе во многих районах Красноярского края коллапс с вывозом твердых бытовых отходов затмил даже заметный рост тарифов и цен.

В региональной власти о мусорной реформе заговорили еще в 2016 году. Федеральная власть обязала готовиться к серьезным изменениям на этом рынке. Дискуссии в основном велись на площадке профильного комитета Заксобрания и большого внимания красноярцев не привлекали. Казалось, речь идет лишь о новом переделе отдельного сегмента рынка. И только в 2018 году до простого люда вдруг «дошло», что за очередную реформу придется платить из собственного кармана.

А в чем, собственно, суть «мусорных» новелл? Намерения у авторов реформы, как всегда, были самые благие. Они утверждали, что в стране нужно создавать цивилизованный рынок по сбору и переработке твердых бытовых отходов. Это означает раздельный сбор мусора, создание современных предприятий по переработке отходов, борьбу со стихийными свалками и т. п. Кто с таким подходом будет спорить? Проблем в этой сфере на самом деле очень много. И с ними что-то, безусловно, надо было делать.

Чиновники решили, что с 1 января за вывоз мусора отвечать будут не управляющие компании и ТСЖ, а региональные операторы. Их услуги обязаны оплачивать все, кто эти отходы производит: жители многоквартирных и частных домов, юрлица и т. п. Оператор несет ответственность за отходы с момента их погрузки в мусоровоз. Край разделили на 19 технологических зон. Для каждой из них установили свой тариф.

Ключевой вопрос — кто за все это должен платить? Государство ответило на него в привычном для себя духе — спонсировать реформу должно население. Именно потребители не только будут оплачивать вывоз мусора, но и фактически проинвестируют создание полигонов твердых бытовых отходов и мусороперерабатывающих заводов, которые будут приносить баснословные барыши своим владельцам. Примерно в таком духе действовали и «младореформаторы» (Гайдар, Чубайс и прочие либералы) в начале девяностых. Судя по многим признакам, этот подход торжествует в верхах и сегодня. Для средней красноярской семьи мусорная услуга подорожала примерно в два раза. Заметный удар по нашему карману.

 

Несостоявшаяся пауза

Как известно, дьявол кроется в деталях, а благими намерениями вымощена дорога в ад. На октябрьской сессии Законодательного собрания депутат Владислав Зырянов первым из красноярских политиков предложил поставить реформу в Красноярском крае «на паузу». По его мнению, регион к ней просто не готов.

— Меня сильно беспокоят многие аспекты мусорной реформы. В частности, как она отразится на сельских жителях? Доходы наших крестьян одни из самых низких в стране, а на них вдруг с неба падает еще и невиданный доселе «мусорный оброк», который существенно ударит по карману многих семей. Ведь раньше сельчане за такую услугу вообще никогда не платили. Будут платить и дачники, — подчеркивает краевой парламентарий. — Еще летом ко мне стали обращаться главы многих сельсоветов, которые поняли, чем грозит новая система по утилизации отходов. Земляки задают им правильные вопросы. Какой будет тариф? Почему единый оператор будет вывозить бытовой мусор, а со строительным должны будут разбираться муниципалитеты? Как вообще рассчитываются нормы отходов на каждое домохозяйство? Кто установил, что в среднем каждый житель села производит 1,5 кубометра мусора в месяц? В этой реформе крайними окажутся главы муниципальных образований. Ведь с них будут спрашивать за специально оборудованные точки вывоза мусора. А много вы видели в наших деревнях контейнеров на бетонных площадках? Спросят с них и за стихийные свалки…

Как сообщил Зырянов, вызывают вопросы и региональные операторы, победившие в конкурсе. Например, в Минусинской технологической зоне победила московская компания ООО «Аэросити-2000», у которой уставной капитал составляет всего… 10 тыс. рублей. Как выяснилось, сомнения парламентария были ненапрасными. В конце декабря Арбитражный суд края признал недействительным соглашение министерства экологии региона с этой компанией. Как выяснилось в результате прокурорской проверки, ООО «Аэросити-2000» предоставило на конкурс поддельную банковскую гарантию.

В Назаровской технологической зоне природоохранная прокуратура также выявила грубые нарушения при выборе оператора для вывоза и обработки мусора. Фирма, выигравшая конкурс, тоже предоставила фальшивую банковскую гарантию. Конкурс пришлось проводить во второй раз. Еще в четырех технологических зонах операторов вообще не выбрали. И, как говорят знающие люди, жителей этих зон можно поздравить: им мусорный коллапс пока не угрожает, так как организация процесса вывоза мусора пока остается прежней.

Чиновники пытаются подстраховаться от неприятных сюрпризов, но пока нет гарантии, что их «план Б» спасет край от социального взрыва.

— Мы пытаемся создать подушку безопасности, развить краевое государственное предприятие — «Автоспецбазу», акции которой сейчас переданы в собственность края, чтобы у нас был орган, который мог бы мгновенно подхватить проблему с мусорной реформой в любой точке края, — сообщил в интервью телеканалу «Енисей» краевой министр экологии и рационального природопользования Владимир Часовитин. — Сейчас у муниципальных властей появляются новые полномочия, в том числе, в сфере сбора мусора. К сожалению, не все главы поселений эти полномочия реализуют, не все проводят разъяснительные беседы, не все определились, каким образом с территории будет вывозиться мусор. Главы должны разработать схему санитарной очистки территорий, согласовать ее с Роспотребнадзором.

Инициативу Зырянова о приостановке сомнительных преобразований поддержали не только коллеги по ЗС. С соответствующей поправкой в федеральное законодательство вышли также депутаты Госдумы от Красноярского края Сергей Натаров и Раиса Кармазина. Они попросили отложить старт мусорной реформы на берегах Енисея на несколько лет, ведь федеральный центр предоставил же такую отсрочку до 2022 года Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю.

По словам Сергея Натарова, введение новой схемы приведет к проблемам на Енисейском Севере. Реформа не учитывает климатических особенностей и труднодоступности северных районов, а также отсутствия необходимой инфраструктуры для захоронения отходов. Даже нормальных дорог практически нет в Эвенкии и на Таймыре — на оленях что ли мусор вывозить?!

— В таких условиях взимание платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО по тарифам регионального оператора, которая в разы превышает действующую в составе платы за жилое помещение, становится для жителей районов Крайнего Севера необоснованной финансовой нагрузкой, — подчеркивает федеральный парламентарий Натаров.

Однако поправку красноярцев думцы «зарубили». Видимо, чтобы другим регионам не повадно было требовать для себя привилегий. Чай, не столицы… И все плоды этой явно сырой реформы и власть, и население в полной мере ощутило уже в первые недели 2019 года.

 

Хроническая болезнь

Недавнее банкротство одного из столпов строительного рынка Красноярска — компании «Реставрация» — оказалось крайне болезненным не только для тех, кто надеялся на получение жилья по договорам долевого строительства, но и для начальства. Жертвами краха стали тысячи человек. И все же назвать это ЧП громом среди ясного неба нельзя. Проблема уже давно стала хронической.

Акции протеста обманутых дольщиков в последние годы превратились в настолько привычные явления для Красноярска, что иногда кажется: такая категория недовольных граждан существовала всегда. На самом деле впервые об обманутых дольщиках мы узнали в девяностые годы. С тех пор появилось уже несколько поколений жертв долевого строительства.

Но особенно существенной для политического ландшафта Красноярья эта проблема стала только с 2017 года. Застрельщиками новой волны протеста стали дольщики «несостоявшегося» дома с улицы Грунтовой, 28, которые безуспешно ждали помощи от власти с конца нулевых годов. В результате они не выдержали и при поддержке некоторых оппозиционных депутатов начали разбивать палаточные городки и объявлять голодовки.

Красноярские обманутые дольщики обратили на себя внимание даже кремлевских кураторов. Этого следовало ожидать. От действий недобросовестных застройщиков только в Красноярске и его городах-спутниках пострадало около 10 тыс. граждан. Обманутыми оказались не только инвесторы долевого строительства в многоквартирных домах, но и в коттеджных поселках. Люди потеряли миллионы рублей и надежду на новое жилье.

Правда, стоит подчеркнуть, что отношение к жертвам долевого строительства в нашем общества крайне неоднозначное. Людей, которые в одночасье лишились миллионов рублей, безусловно, жаль, но их ведь никто силком участвовать в этих рискованных схемах не заставлял. Кто-то считает, что в своих бедах дольщики виноваты сами. Хоть чему-то должны учить людей чужие ошибки! И можно понять резоны тех, кто считает, что конфликты между дольщиками и обманувшими их застройщиками должны решаться в судах, а не с помощью денег других налогоплательщиков. Никто же не компенсирует потери жертвам финансовых пирамид, а также тем, кто проигрывает деньги при покупке лотерейных билетов.

Но свои аргументы есть и у дольщиков, искренне верящих, что государство не вправе «умывать руки» в таких ситуациях. Все же многие россияне по-прежнему уверены, что власть должна их опекать в преодолении трудностей. И отчасти с этими аргументами согласиться можно. Ведь именно чиновники и депутаты определяли правила игры на строительном рынке. Так что ответственность за проблемы обманутых дольщиков лежит и на государстве. И оно с этим вроде согласилось.

 

Жертвы «Реставрации»

Вернемся к краху «Реставрации» — масштаб бедствия для Красноярска оказался рекордным. Его жертвами стало около полутора тысяч человек. После банкротства компании осталось 10 недостроенных домов, причем только три из них были застрахованы. На достройку домов по оценкам экспертов потребуется не менее 5 млрд рублей. Самое печальное для многих обманутых дольщиков состоит в том, что они подписывали бумаги, которые сейчас не имеют никакой юридической силы. А это означает, что шансов на получение хотя бы частичного возмещения своих расходов у них немного.

Банкротство «Реставрации» стало головной болью для краевого руководства. Об этом сказал и глава региона.

— Поводов для проверки этой компании не было: она существовала на рынке с 90-х годов и построила около десятка домов, — заявил еще осенью губернатор Красноярского края Александр Усс. — Однако после определенного периода компания перешла на своеобразную практику: объявлялась стоимость 1 кв. м в диапазоне 20-30 тыс. рублей, что абсолютно нереально, и собирались деньги наличными по каким-то распискам. Это чистая уголовщина, которая не имеет никакого отношения к власти.

Однако «уголовщиной» пришлось заниматься не только следователям, которые сейчас пытаются найти экс-руководителя «Реставрации» Николая Коваленко, объявленного в международный розыск. Чиновникам также пришлось расхлебывать последствия этой крупномасштабной аферы.

В декабре стало известно, что определенные перспективы есть у дольщиков трех домов, по которым застройщик хотя бы совершал страховые отчисления. Об этом рассказал заместитель генерального директора фонда защиты прав участвующих в долевом строительстве граждан Алексей Ниденс. По его словам, либо сами дольщики принимают решение о получении компенсации, либо им необходимо выбрать вариант достройки объекта. По остальным семи домам, которые даже не были застрахованы, придется применять красноярское «ноу-хау» — включать механизм компенсации затрат застройщикам, которые возьмутся достраивать проблемные объекты, путем передачи земельных участков, находящихся в краевой собственности. В Красноярске это участок бывшего военного городка, находящегося на улице Малиновского.

Судя по многим признакам, этот план — чуть ли не единственный у власти вариант решения проблемы для дольщиков «Реставрации». Однако у обманутых дольщиков он большого восторга не вызвал. Понятно, что без дополнительных финансовых вливаний с их стороны вряд ли дело обойдется. Поэтому они по-прежнему собираются на митинги и угрожают акциями протеста испортить настроение организаторам Универсиады-2019. Вот только не факт, что эти угрозы помогут людям в решении проблем.

просмотры: 1265
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске