Однако, возможно, нынешние выборы станут важным исключением из этого печального правила. Речь идет об инициативе министра обороны РФ и лидера списка «Единой России» на выборах в Госдуму Сергея Шойгу о строительстве новых городов в Сибири. Эта идея, высказанная нашим знаменитым земляком на встрече с учеными в новосибирском Академгородке в начале августа, первоначально была воспринята многими политологами и экономистами (да и простыми людьми) с заметным скепсисом. Дескать, чего только не придумаешь в избирательной кампании ради «хайпа» и политических очков.
Но дальнейшее развитие этого сюжета показало, что дело не в PR, а в уже проработанной на серьезном уровне концепции нового освоения восточных территорий, причем поддержанной Владимиром Путиным. В ближайшие месяцы Центр стратегических разработок совместно с Русским географическим обществом представят руководству страны стратегию опережающего развития Сибири. Судя по анонсам, центральное место в ней будет отведено Красноярскому краю и соседней Иркутской области. Это означает, что нам выпадает шанс стать не только свидетелями, но и участниками очень серьезных процессов, которые, возможно, сделают наш край реальным локомотивом социально-экономического развития России.
ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ
Разработкой стратегии опережающего развития нашего макрорегиона ученые Российской академии наук и Сибирского отделения РАН занимались последние два года. Но если быть объективным, то во многом эта идея произрастает из грандиозных по масштабу замыслов советской эпохи, часть которых успела воплотиться в жизнь до распада СССР. Многие сегодняшние идеи и проекты восходят к проектам, которые разрабатывались еще при Сталине. Хотя справедливости ради отметим, что реальное преображение Сибири началось в 90 годах XIX века при Александре III, который инициировал строительство Транссибирской магистрали. Весомую лепту в этот процесс внесло и знаменитое переселение крестьян в Сибирь, инициированное Петром Столыпиным.
Освоение восточных территорий России было не прихотью царей и вождей, а вопросом выживания страны. Накануне страшных катаклизмов XX века государству нужен был надежный тыл. И он был в кратчайшие сроки создан. Неслучайно бурное развитие Енисейской губернии началось после появления Транссиба, а продолжилось уже после Великой Отечественной войны, когда в Красноярске решили создать мощный научно-индустриальный центр.
Даже после распада Советского Союза часть больших проектов, в частности по освоению Нижнего Приангарья, разработанных советскими учеными полвека назад, не почили в бозе, а были реанимированы и частично реализованы уже в путинскую эпоху. Все это говорит о том, что идея нового освоения Сибири базируется на мощном фундаменте и является вполне жизнеспособной.
Еще одним фактором, который говорит о том, что инициатива Шойгу и его сподвижников — не утопия, а назревшая необходимость, стала борьба крупных геополитических игроков за контроль над Арктикой, которая развернулась в последние годы. Понятно, что Россия может победить в этой борьбе, только если она будет подкреплена реальным развитием Сибири и Дальнего Востока. Пока об этом говорить, увы, не приходится, о чем свидетельствует депопуляция русского населения в восточных территориях страны.
— Речь идет не просто о строительстве в тайге новых населенных пунктов, а именно о развитии сибирских макрорегионов и всей страны, — подчеркнул министр обороны РФ Сергей Шойгу в интервью интернет-порталу РБК. — Вспомните пророческую мысль Михаила Ломоносова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном. И достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке». Я убежден, что Ломоносов неслучайно Сибирь и Северный Ледовитый океан написал через союз «и». Их следует развивать вместе, а не раздельно. И потому фокусирование на развитии Сибирского региона сегодня своевременно и обоснованно.
СМЕЛЫЕ ПРОЕКТЫ
Что же предлагают авторы концепции нового освоения Сибири? Шойгу анонсировал строительство нового города на границе Красноярского края и Хакасии — рядом с Минусинском и Абаканом. Эту идею Сергей Кужугетович озвучивает не впервые. Более того, в одном из заявлений он даже говорил, что в эти благодатные места можно было бы перенести столицу страны. В это, честно говоря, верится с трудом. Думаю, московская номенклатура сделает все возможное, чтобы эта идея осталась только на бумаге…
Впрочем, не стоит недооценивать пробивную силу Шойгу. Уверен, что многие свои заявления он делает с явного одобрения президента РФ. Не будем забывать, что фактически заказ на создание Стратегии освоения Сибири поступил от Владимира Путина, который об этом сказал еще в июне 2019 года на Петербургском экономическом форуме.
— Сегодня нам нужно подумать и о подъеме обширных территорий Центральной и Восточной Сибири, подготовить и хорошо просчитать план развития, — заявил в одном из своих выступлений глава государства Владимир Путин. — В этом макрорегионе сосредоточены богатейшие природные ресурсы, порядка четверти запасов леса, более половины запасов угля, значительные месторождения меди и никеля, огромные энергетические резервы, причем многие из них уже созданы. Освоение пространств в Центральной и Восточной Сибири, и не как сырьевой базы, а как научно-промышленного центра, должно сделать этот регион связующим звеном между европейской частью России и Дальним Востоком, между рынками Китая, стран АТР, Европы, включая Восточную Европу, должно привлечь сюда свежие, хорошо подготовленные трудовые ресурсы. Прошу правительство совместно с экспертным сообществом и Российской академией наук подготовить необходимые проекты.
В интервью РБК Сергей Шойгу раскрыл подробности этих проектов. Большинство из них так или иначе связаны с Красноярским краем.
— Между Братском и Красноярском может быть создан промышленный центр с привлекательной экономикой и долгосрочным потенциалом роста. Там есть все возможности не только для добычи, но и глубокой переработки меди и различных редкоземельных металлов для последующего производства отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью. В этом же районе может быть создан кластер, полностью сфокусированный на производстве продукции высоких переделов по переработке алюминия, — «Алюминиевая долина», — уверен министр обороны страны. — В районе Канска имеется потенциал по созданию углехимического производства востребованных пластиков из неликвидного сырья. Вокруг Лесосибирска имеется достаточный потенциал для создания кластера «Лес и строительные материалы» с высокой долей продукции верхних переделов и привлекательной экономикой.
Результатом реализации стратегии должен стать рост экономики в макрорегионе темпами выше 6 % с 2025 г., увеличение численности населения с 6 млн до более 8 млн человек к 2030-му, восстановление роста ВВП, создание новых рабочих мест и развитии несырьевого экспорта.
Отдельный вектор — создание так называемого «Кедрового тракта» — безопасного и эффективного маршрута между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Он будет включать в себя Северный морской путь, модернизацию Транссиба и создание других современных транспортных магистралей на земле, воде и в воздухе. Составной частью Кедрового тракта стал проект «БАМ.2.0», строительство которого минувшим летом неслучайно запустил именно министр обороны.
АМБИЦИИ И КОНДИЦИИ
В последние месяцы политики и эксперты в основном обсуждают идею создания в Сибири 3-5 новых городов. Она с самого начала многим показалась довольно спорной, поскольку не совсем понятно, как справляться с перезревшими проблемами обустройства и модернизации уже существующих городов. Сергей Шойгу в уже упомянутом интервью РБК постарался разъяснить суть своей инициативы и указал, на какие деньги этот мегапроект будет осуществляться.
— Новые города должны появляться синхронно с созданием в Сибири новых научно-промышленных центров. И бояться этого не нужно. Если бы этого боялись в прошлом, то не было бы ни Набережных Челнов с КамАЗом, ни Тольятти с «Жигулями», ни Дивногорска, Братска, Волжского, Зеленограда, Магнитогорска, Ангарска, — напомнил министр обороны страны. — Основным локомотивом капитальных инвестиций в реализацию макроэкономических проектов в Сибири наряду с государственными средствами должен являться частный капитал. Задача государства и региональных властей — создать условия: обеспечить стабильный оптимальный налоговый режим, грамотное территориальное планирование, возведение базовой инфраструктуры, транспортной доступности.
Хотя Владимир Путин идею нового освоения Сибири недвусмысленно поддержал, однако в российской элите на этот счет единодушия нет. По словам известного политтехнолога Евгения Минченко, главными ее бенефициарами помимо Шойгу могут стать глава Роснефти Игорь Сечин и предприниматели Ковальчуки. Однако с учетом того, что почти наверняка для реализации этого мегапроекта пойдут огромные финансовые потоки из Фонда национального благосостояния, многим номенклатурным кланам, которые привыкли осваивать бюджетные миллиарды в европейской части страны, это придется не по душе. Не исключено, что именно с их подачи уже развернулась кампания дискредитации этого проекта в СМИ и соцсетях.
Но примечательно, что даже некоторые последовательные критики российской власти вынуждены признать, что строительство новых городов Сибири не маниловщина, а необходимость. Но они сомневаются, что в нынешних условиях это можно реализовать.
— Само предложение создать в Сибири несколько новых городов «с нуля» выглядит достаточно логичным. Такие города могли бы стать центрами притяжения населения, быть построены с учетом современных технологий энергосбережения, предполагать большие закрытые пространства для жизни и работы тысяч людей, — считает директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. — Между тем, помимо чудовищной дороговизны и сложности проекта, есть как минимум два обстоятельства, ставящие его под сомнение. Во-первых, появление современных мегаполисов лишь ускорит процесс «схлопывания» районных и небольших областных центров. Во-вторых, не слишком понятно, где такие города могут возникнуть: логика современной северной урбанизации требует сдвигать ее центры к югу или к берегам относительно теплых морей — но юг Восточной Сибири и так относительно заселен.
ШАНС ДЛЯ РЕГИОНА
Пока эксперты ломают копия, подготовительная работа к воплощению этой стратегии в жизнь уже активно идет. В частности, появилась информация, что специально для решения этих грандиозных задач будет создана корпорация по развитию Ангаро-Енисейского макрорегиона. Весьма вероятно, что ее составной частью станут проекты «Енисейской Сибири».
Это вполне логично, поскольку в стратегии говорится о создании территориально-отраслевых кластеров, одним из которых станет Красноярск. У нас планируется создать несколько современных предприятий по производству товаров с высокой добавленной стоимостью, а также по глубокой переработке сырья. В Норильске должны быть сосредоточены производственные мощности, развиваться добыча и обогащение материалов.
Естественно, краевая власть всецело поддерживает идеи Шойгу. Впрочем, это вряд ли должно удивлять: если вспомнить многие статьи и выступления первых лиц Красноярского края за последние 20 лет, пожалуй, вряд ли можно найти более горячего сторонника нового освоения сибирских земель.
— До 2027 года мы планируем создать более 70 тыс. новых рабочих мест в крае. У региона есть предпосылки для создания новых городов. Мы лидеры в стране по производству цветных металлов. У нас развиты предприятия нефтедобывающей и угольной отраслей. В крае создана мощная научно-образовательная база, — отметил губернатор Красноярского края Александр Усс. — В современной истории региона уже есть примеры появления новых населенных пунктов. К примеру, поселок Таежный в Богучанском районе, который из крошечного субъекта буквально за несколько лет превратился в современный населенный пункт с новыми домами, школой и детским садом. Катализатором такого развития стало строительство Богучанского алюминиевого завода.
Высказались на эту тему и представители финансово-промышленных групп, работающих на территории края.
— Мы готовы поделиться опытом реализации проектов, необходимых для социально-экономического роста, предотвращения оттока населения и поддержания должного уровня жизни. По большому счету, сегодня Норильск можно без какого-либо преувеличения называть старым-новым городом. Он стал одним из немногих сибирских городов, где количество населения увеличивается. А после запуска проекта реновации город получил еще больший импульс к развитию, — заявил на заседании Клуба межнаучных контактов СО РАН вице-президент по федеральным и региональным программам «Норникеля» Андрей Грачев.
Как сложится ситуация с реализацией задуманных планов, покажет время. Сейчас же очевидно одно: в ближайшей перспективе представителям власти и бизнеса региона предстоит переформатировать многие привычные направления в работе. С такими вызовами Красноярский край не сталкивался со времен знаменитого экономического рывка в эпоху Павла Федирко. Остается пожелать всем нам удачи на этом важном и ответственном пути.