АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / / (01.01.1970)

Школы Росатома: интеллектуальный климат

Текст: Александр Белов Фото: edu.k26.ru
По результатам открытого рейтинга ЗАТО г. Железногорск присвоено звание «Обладатель Кубка «Школы Росатома» 2014-2015 учебного года. Ранее город дважды становился призером данного конкурса — а значит, эти достижения можно рассматривать как успех системы, стабильно и качественно работающей на результат в интересах всего сообщества Железногорска.
Проект «Школы Росатома» создавался специально для поддержки школ ЗАТО г. Железногорск и других подобных ему муниципальных образований. На территориях, где действуют предприятия госкорпорации «Росатом», исторически сложились уникальные системы общего образования. Этому способствовала высокая концентрация научной интеллектуальной элиты, привлеченной для строительства и эксплуатации объектов атомной отрасли, высокая наукоемкость производств, требующих соответствующей подготовки кадров, и специфические условия закрытых территориальных образований, где в итоге активнее, чем в обычных городах, генерировались, адаптировались и развивались инновационные методики преподавания.

В советском прошлом высокоэффективное сотрудничество градообразующих предприятий в таких муниципалитетах с системой образования и гигантский объем государственных инвестиций, немалая часть которых направлялась на нужды школ, тоже в немалой степени способствовали формированию этой особой среды. Поэтому сегодня территория присутствия Росатома объединяет не совсем обычные школы с особым интеллектуальным и творческим климатом. Зачастую, с учетом запросов производства, наряду с высококвалифицированными педагогами преподавательской деятельностью в таких учебных заведениях занимаются представители предприятий атомной отрасли. А директоров этих общеобразовательных учреждений отличает высокий уровень готовности к внедрению новых механизмов управления. Неудивительно, что в закрытых муниципальных образованиях высока доля одаренной молодежи. Например, практически все города, входящие в орбиту деятельности Росатома, в своих регионах держат лидерство в подготовке победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, а также на региональных научно-практических конференциях.

Уравнение этой весьма результативной образовательной системы с другими муниципалитетами федеральных округов означало бы потерю уникального ресурса. Ведь такой подход не позволяет в полной мере учитывать и в дальнейшем развивать накопленный инновационный потенциал. Именно поэтому и был создан проект «Школы Росатома», который осуществляется в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», стартовавшей в 2010 году. Цель проекта — аккумулировать лучшие наработки педагогов, которые оцениваются на основе рейтинга по нескольким направлениям. По сути, «Школа Росатома» — это целевая поддержка такого вариативного образования, в котором личность воспринимает перемены как норму, что позволяет выпускникам в дальнейшем успешно действовать в мире технологических, информационных и социальных ускорений. Ведь в таких условиях важнейшими качествами становятся инициативность, способность находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. А все эти навыки формируются с детства. Глобальная цель проекта — обеспечить конкурентоспособный по мировым требованиям уровень образования детям, которые живут и учатся в закрытых городах. Под мировыми стандартами подразумевается умение самостоятельно работать, мыслить эвристически, генерировать идеи.

Конкурс проходит в несколько этапов: дистанционных и выездных. Очный этап конкурсных мероприятий проекта «Школа Росатома» в 2014 году проходил в Железногорске. На финал собрались около 60 участников из 20 городов, которые в течение трех дней проходили конкурсные испытания. Педагогам, претендующим на победу, необходимо было продемонстрировать высший пилотаж в индивидуальной и групповой формах работы. В итоге лидером среди атомных школ в 2014–2015 учебном году признан железногорский лицей № 103 «Гармония», что дает этому образовательному учреждению право на получение гранта размером 1 млн рублей. Директор лицея «Гармония» — Елена Дубровская, заслуженный учитель России, член Высшего координационного совета общероссийской общественной организации «Российский Союз за здоровое развитие детей», созданной при Совете Федерации.

Интересно, что кубки, которыми награждали финалистов «Школы Росатома», были изготовлены в Центре молодежного инновационного творчества на базе станции юных техников Железногорска. Изделие выполнено на станке лазерной гравировки и резки «Эпилог», который позволяет обрабатывать акрил, дерево, стекло, пластик и другие неметаллические материалы с высокой скоростью и точностью. Эксклюзивный авторский чертеж также разработал коллектив СЮТа. Параллельно с конкурсной программой состоялся образовательный форум «Муниципальная система образования как ресурс инновационного развития территории», в рамках которого педагоги принимали участие в методических практикумах, мастер-классах и дискуссионных площадках.

Помимо конкурсных мероприятий, которые позволяют определить лучших педагогов и наиболее яркие программы «атомного» образования, ежегодно проводится и конкурс между городами за право стать обладателем Кубка и звания «Школы Росатома». Железногорск уже побеждал в 2012 и 2013 годах, а в 2014-м занял второе место, уступив всего 300 баллов другому участнику из нашего региона — Зеленогорску. В этом учебном году Железногорск набрал в рейтинге 7859 баллов. Отрыв от ЗАТО Заречный (Пензенская область), который располагается на второй позиции в рейтинге, составил 3189 баллов. На третьем месте — ЗАТО Новоуральск (Свердловская область).

В результате город, лидировавший в рейтинге, получил не только Кубок и почетное звание, но и дополнительную квоту для участия педагогических и руководящих работников городских образовательных организаций в стажировках, в том числе и зарубежных. Кроме того, Железногорск имеет возможность направить 10 детей дополнительно на одну из отраслевых смен для одаренных школьников, которые традиционно организует и финансирует Росатом. Такие смены ежегодно собирают лучших учащихся «атомных» городов, которые добились достижений в научно-техническом творчестве, робототехнике, естественно-математических и лингвистических науках, в области экологии, журналистики. Занятия для них проводят ведущие ученые, космонавты, выдающиеся деятели культуры и искусств.

просмотры: 1802
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске