АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 01 (105) 2015 (01.01.2015)

Широкая сибирская Масленица

Мария Назарова
Масленая неделя, или Масленица - просторечное название Сырной седмицы - последняя неделя перед Великим постом, посвященная подготовке к покаянному пути к Богу, примирению с ближними, прощению обид. В этом заключается христианская составляющая праздника, которую сегодня многие забывают. В то же время сибиряки не менее охотно, чем их предки, соблюдают многие масленичные традиции: готовят богатое угощение с непременным атрибутом праздника - рассыпчатыми золотистыми блинами, посещают яркие и шумные гулянья, представления с ряжеными, утраивают катания с ледяных горок и взятия снежных крепостей.

В 2015 году Масленица отмечается с 16 по 22 февраля, и по установленному канону каждый день бесшабашной Сырной недели имеет свое название и особое значение. Так, первый день - "Встреча" по традиции посвящен посещению родственников и обсуждению деталей празднования. За накрытым столом и чаркой решалось, кого из знакомых позвать в гости, а кого навестить дома, когда кататься с горок, на качелях и по улицам на санях. Безудержное веселье, как правило, набирало обороты уже ко второму дню Масленицы, именуемому "Заигрыши". Повсюду вырастали балаганы скоморохов, давали представления ряженые, проводились состязания, в которых самые отважные могли продемонстрировать силу и ловкость. Веселые и разудалые игры носили во многом ритуальные характер - так люди радовались, что пережили голодную, холодную зиму, и приветствовали весну. Кроме того, многие масленичные забавы способствовали непринужденному общению молодежи, позволяли парням и девушкам лучше узнать друг друга и нередко вели к сватовству, а затем и к свадьбе на Красную горку, после окончания Великого поста.

На третий день Масленицы, "Лакомку", тещи приглашали в гости зятьев, а для большего веселья созывали всех родных. Была популярна потеха с ряженым в сарафан дрессированным медведем, который разыгрывал различные сценки-фарсы: "как теща для зятя блины пекла и как зятек ей спасибо сказал", "как у тещи головушка болит" и многие другие. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет". Наибольшей популярностью пользовались блины, считавшиеся символом солнца, а также, по словам писателя Александра Куприна, "символом красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей". Наши предки верили, что вместе с блином получают частичку солнечного тепла и могущества.

В четвертый день масленичной недели начинался настоящий разгул, за что четверг и получил соответствующее название. В Сибири существовало множество обрядов, характерных именно для Масленицы. Например, к саням крепился столб, на который привязывали колесо, а сверху сажали балагура с вином и калачами, развлекавшего гуляющий народ шутками и потешными песнями. Также в это время колядовали - ряженые взрослые и дети ходили по дворам, выпрашивая себе угощение на праздничный вечер. Ни одно масленичное гулянье не обходилось без колядок - обрядовых песен, славивших Масленицу и содержащих пожелания благополучия хозяевам дома, родным и близким.

"Тещины вечёрки" - такое название получил пятый день Сырной недели. В отличие от "Лакомки", на угощение созывали не тещи зятьев, а наоборот, те приглашали в гости матерей своих жен, чтобы попотчевать блинами да сладостями. Причем важно было соблюсти все принятые обряды: утром зять отправлял за тещей специальных "позываток", роль которых могли исполнять его друзья или соседские детишки. Чем многочисленнее была группа приглашающих, тем больше уважения и почета оказывалось теще. Она в свою очередь приходила не только ради угощения, но и для того, чтобы поучить зятя "уму-разуму", одарить молодых советами, необходимыми в семейной жизни.

В субботу, на "Золовкины посиделки" по традиции проводилось другое семейное мероприятие - молодая невестка приглашала в гости сестер мужа (золовок) и других его родственников. Накрывая праздничный стол, она должна была приложить массу усилий, чтобы ее угощение понравилось гостям, а золовок непременно одарить подарками. Основной задачей шестого дня Масленицы было налаживание близких отношений между невесткой, "невесть откуда пришедшей", и родней мужа. Это были своеобразные смотрины, на которых оценивалось все - приготовленные блюда, порядок в доме, манера общения с супругом, родственниками и посторонними людьми, которые также могли прийти на посиделки. Если застолье удавалось, молодая хозяйка получала всеобщее признание, что в давние времена имело особую важность.

В последний день масленичной недели - "Прощеное воскресенье" - совершался обряд проводов Масленицы. Соломенное чучело сажали в сани и провозили по улицам, после чего символ уходящей зимы сжигали, а пепел развевали над полями "на богатый урожай". Вечером происходил обряд прощения: освобождаясь от грехов перед Великим постом, просили прощения у близких, а иногда и малознакомых людей за все причиненные огорчения и неприятности. В церквях в воскресенье священнослужители совершали обряд, во время которого также просили прощения друг у друга и у всех прихожан. После этого и сами прихожане поворачивались друг к другу лицом, низко кланялись и просили прощения, слыша в ответ традиционное: "Бог простит".

В прощенный день разворачивалось еще одно любопытное действо - "Взятие снежного городка". Первое письменное свидетельство об этой забаве найдено в записях Иоганна-Георга Гмелина, немецкого путешественника, который в 30-х годах XVIII века путешествовал по Сибири в составе научной экспедиции профессора Герхарда Фридриха Миллера: "В последний день Масленицы, 15 февраля, мы вместе с воеводой отправились в деревню Торгашино, расположенную в пяти верстах от города. Вечером служилые устроили праздничную борьбу. На поле построили две стены из снега. Это строение должно было представлять собою крепость, вокруг которой стояли служивые с очень длинными палками, а другие служивые верхом должны были эту крепость взять. Невозможно описать, в какой суматохе все это происходило. Крепость никогда не атаковали более двух-трех всадников, а чаще всего один. Бешеным галопом мчался всадник к крепости, но его встречали ударами, сбивали с лошади и крепко отделывали. Всадники пришли в ярость от того, что не могли взять крепость, и хотели уже пустить в ход стрелы, но воевода вмешался и не позволил, и крепость осталась в руках ее защитников".

В Енисейской губернии эта забава была популярна вплоть до 30-х годов XX века, в то время как в европейской части России игра к тому времени была давно забыта. Как выглядело взятие снежного городка, все мы хорошо представляем по одноименной картине Василия Сурикова. Надо сказать, что и традиция праздновать проводы зимы в Красноярске возродилась в год 160-летия со дня рождения сибирского художника. С 2008 года мероприятие проводится на Театральной площади и включает в себя всевозможные масленичные забавы: покорение "потешного столба" с призами, бои подушками на бревнах, веселые хороводы, театрализованные представления с участием костюмированных персонажей. И, конечно, не обходится сибирская Масленица без угощения горячим чаем и свежеиспеченными блинами - желтыми, круглыми и горячими, как весеннее солнце.

просмотры: 1285
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске