"А зачем нам отдыхать?"
Трофимовы признаются, что все делают вместе. Работают - это понятно. А еще обедают, отдыхают и: дают интервью. Вот как журналу "Реноме", например.
"Реноме": Сотрудники говорят, в отпуск вы ходите нечасто и даже с места отдыха ухитряетесь руководить процессом. Почему так? Заместителям не доверяете или в рабочее время не успеваете все проблемы решить?
Ольга: Что поделать - мы этим живем. И это совсем неплохо: когда есть любимое дело - это счастье. Да и люди, которые нас окружают, видят, как мы к работе относимся, и тоже тянутся за нами.
Александр: Мы с Ольгой одновременно создали и фирму, и семью. Сейчас работу друг без друга не представляем. Ни я, ни она не справились бы поодиночке с коллективом, в котором работают 400 человек. К тому же общее дело нас так закружило, что мы не сможем от него отказаться, даже если бы захотели. Есть бренд, который мы вместе создавали и раскручивали, есть ответственность перед партнерами, ответственность перед людьми, которые работают у нас со дня основания компании.
"Р": В наше время такой стабильный коллектив - редкость. Не откроете секрет такого постоянства?
Александр: Какие там секреты! На любой работе людей удерживают вполне очевидные вещи: стабильность, хорошие деньги, нормальные условия труда и человеческое отношение со стороны начальства. Иногда приходится слышать, что в некоторых фирмах подчиненным до директора сложно достучаться. У нас для всех двери открыты - приходите, обращайтесь с любой проблемой. Если у человека возникают житейские трудности, как говорится, входим в положение. Предоставляем кредиты, а в некоторых случаях и безвозмездную материальную помощь, помогаем с решением жилищного вопроса. У нас есть сотрудники, которым компания полностью оплатила покупку квартиры. Хотя это, может, и неправильно:
Ольга: Ну что значит неправильно: Просто были случаи, когда фирма приобретала человеку жилье, а он вскоре увольнялся. Сейчас, опытом наученные, мы понимаем, что к этому вопросу надо построже подходить.
Вот только не надо из нас святых делать! В конце концов, о себе же заботимся: у нас в коллективе работают наши помощники, единомышленники, которые никогда нас не предавали ни как руководителей, ни как людей.
Большую американскую мечту - в жизнь!
"Р": Ну, святых не святых: Но картина все равно получается чересчур благостная: принимаете, значит, человека на работу - и тут же начинаете воспитывать из него единомышленника, решаете за него проблемы:
Александр: Конечно, мы и от человека ждем отдачи. Большинство наших менеджеров, работающих с корпоративными клиентами, начинали как обычные продавцы. Наверное, это правильно: освоение профессии надо начинать с азов, с того, чтобы в товаре уметь как следует разбираться. Конечно, это не значит, что если к нам придет талантливый молодой специалист, мы его в уборщики откомандируем. Другое дело, что для нас всегда были важны не "корочки", а профессиональные и личные качества человека. Один из моих заместителей, к примеру, к нам в компанию в свое время пришел грузчиком, потом стал продавцом, затем - администратором: У всех, кто хочет работать, перспективы роста практически неограниченные. Может, еще и поэтому текучесть кадров у нас на предприятии нулевая.
Ольга: Вообще, это моя мечта - создать что-то вроде комбината по подготовке кадров, чтобы растить своих специалистов, а не чужих переучивать. Хотя тренинги, стажировки за счет фирмы - все это есть и сейчас, и все без исключения сотрудники могут в них поучаствовать. Другое дело, что и у человека появляются обязательства: после учебы он должен определенное время отработать у нас в компании.
"Р": А как насчет неформальных мероприятий, которые, как считается, тоже укрепляют корпоративный дух? Например, соревнования, праздники, пикники:
Ольга: В соревнованиях участвуем - в основном с подачи Александра Анатольевича: он у нас главный пропагандист здорового образа жизни. Сейчас вот собираемся купить абонементы в бассейн для всех сотрудников фирмы. Со временем построим собственную базу на берегу Ангары: А вот с праздниками у нас хуже. Наш гендиректор такие вещи не особенно поощряет - живет по принципу "Нам солнца не надо - работу давай!". Мне, напротив, кажется - праздники нужны:
Александр: Да нет у нас времени на праздники! Мы живем как в той рекламе - все отдыхают, мы работаем. Накануне праздников у нас продажи растут, весь коллектив занят, работаем дни напролет. Не до застолий тут!
А вообще, корпоративный дух - это прежде всего отношение к труду. И если люди видят, как директора болеют за дело, это укрепляет его уж точно не меньше, чем пикники. А будем к работе нормально относиться - будут и хорошая зарплата, и соцпакет, и должность. И руководство ценить будет:
"Р": Слышала, и дети у вас в компании работают? Причем начали, как заведено, с работы за прилавком:
Ольга: Было такое. В свое время дочери на школьных каникулах подрабатывали у нас в магазине. Сейчас старшая учится в Швейцарии, скоро станет квалифицированным экономистом, вернется к нам в компанию. Младшая - десятиклассница. Два часа в день работает у нас менеджером. Думаю, это важно - чтобы дети понимали, чем занимаются родители, как они зарабатывают деньги и отчего устают:
Во всем виноват директор!
"Р": Говорят, русский человек ходит на работу дружить. Оттого, наверное, и российский стиль руководства, основанный на задушевных отношениях с подчиненными, отличается от рационального западного. А вам что ближе?
Ольга: Никуда не денешься - мы русские люди, нас уже не переделаешь, в американцев не превратишь. И за границей, честно сказать, мне тяжеловато. Заходишь там в магазин - тебе улыбаются, а тебя не оставляет чувство, что они только и мечтают, чтобы ты поскорее рассчитался и ушел:
Но строить работу только на добрых отношениях, конечно, нельзя. Люди ведь по-разному устроены, и апеллировать исключительно к совести или к лучшим чувствам получается не всегда: порой нужны и строгость, и жесткий контроль. И дисциплина - это само собой разумеется.
"Р": А вам приходилось проявлять, скажем так, излишнюю эмоциональность в общении с подчиненными? К примеру, можете вы на сотрудника накричать?
Александр: Такое возможно разве что в из ряда вон выходящих случаях. У нас их, слава богу, пока не было. К тому же, считаю, если что-то в работе не срастается, виноват только начальник: либо не смог правильно поставить задачу, либо поручил ее выполнение не тому человеку.
Ольга: По поводу лишних эмоций: Наверное, единственный минус семейного бизнеса - это то, что рабочие проблемы мы, случается, переносим домой. Иногда ссоримся из-за работы, бывает, не разговариваем. Но и мирит нас работа. Никуда не денешься: дело надо делать, дуться друг на друга некогда.
А вообще, я читала, как такие проблемы на Западе решаются. Там, к примеру, можно нанять слушателя - чтобы весь негатив, накопившийся за рабочий день, на него сбрасывать. Для таких семейных пар, как мы, хороший выход: Но это, конечно, шутка. Криком, я думаю, вообще ничего решить нельзя. Это - как в школе: есть учителя, которые весь день разговаривают на повышенных тонах, а толку мало: ребятишки замолкнут на минуту, а потом снова в классе шум стоит. А есть такие, кто голос не повышает в принципе, но дети к ним прислушиваются, потому что найдены какие-то другие способы воздействия... Взрослые не так уж сильно отличаются от детей. Это я вам, как бывший педагог, говорю.
"Р": До сих пор мы говорили об отношениях внутри коллектива. Но ведь репутация фирмы складывается в первую очередь благодаря общению с партнерами, с покупателями:
Александр: Работаем мы, можно сказать, со всей Россией. И отношения с постоянными партнерами у нас до того доверительные, что "добро" на отгрузку товара стоимостью в несколько миллионов мы можем получить по телефону или договориться об отсрочке оплаты - и обе стороны будут уверены, что никто никого не подведет. То же касается и работы с покупателями:
"Р": Кстати, как насчет голливудских улыбок в их адрес? Или продавцы в фирменных магазинах "Быттехники" - за суровую правду?
Ольга: Ну уж нет, в этом смысле мы придерживаемся американских стандартов. Надеюсь, правда, что наши улыбки - искренние. Мы наших продавцов учим общению с покупателями, тому, как создать располагающую атмосферу. У нас даже специальный обучающий класс в гипермаркете есть!
Немалые деньги вкладываем в то, чтобы в наших магазинах покупателям было комфортно. Но ведь это окупится: если людям будет у нас хорошо, если они будут уверены в том, что мы несем перед ними полную ответственность за свою работу, они обязательно придут к нам еще. Ведь так?