АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 08 (200) 2023 (06.09.2023)

Российской экономике нужны профессионалы

Текст: Алесандр Белов Фото: КГБПОУ «Красноярский индустриально-металлургический техникум»
Важным условием для развития экономики страны является наличие высококвалифицированных отраслевых рабочих кадров. С этой задачей успешно справляются российские техникумы и колледжи, идущие по пути усиления своего образовательно-производственного потенциала. Одной из таких кадровых кузниц является Красноярский индустриально-металлургический техникум, более 60 лет подготавливающий специалистов для металлургической отрасли края и соседних регионов.

Об изменениях в учебных программах, ожиданиях, связанных с включением техникума в федеральный проект «Профессионалитет», командном успехе и личных достижениях педагогов и студентов беседуем с Мариной Семеновой, директором краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Красноярский индустриально-металлургический техникум».

— Марина Викторовна, что нового в связи с правовыми и программными изменениями в системе российского образования было введено в учебные модули КрИМТ?

— Начиная с 2023–2024 учебного года значительно сократились сроки подготовки квалифицированных рабочих, служащих (к примеру, получение профессии сварщика теперь составляет 1 год 10 месяцев), в результате рабочие кадры раньше выходят на рынок труда.

— Теория и практика неразрывны в получении качественного профессионального образования. Как в КрИМТ выстраиваются отношения с потенциальными работодателями?

— У техникума есть ряд уже давних партнеров в сфере практической подготовки. Это организации, где ежегодно ждут наших выпускников для трудоустройства, — АО «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод», ООО «Красноярский металлургический завод», АО «Полюс Красноярск», ООО «Соврудник», ПАО «ГМК «Норильский никель» и многие другие крупные предприятия региона. И тем не менее мы открыты к новым сотрудничествам. Регулярно приглашаем работодателей на встречи со студентами выпускных курсов, организовываем экскурсии в технологические цеха для знакомства с оборудованием и производственным процессом и, конечно, организуем прохождение производственной и преддипломной практики на базе работодателя.

— Что даст соглашение о партнерстве с РУСАЛом о создании отраслевого образовательно-производственного центра (кластера) в рамках федерального проекта «Профессионалитет»?

— 4 августа текущего года на площадке АО «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» в торжественной обстановке состоялось подписание соглашения о партнерстве в целях создания и развития образовательно-производственного центра (кластера) металлургической отрасли в Красноярском крае в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Соглашение подписали министерство образования Красноярского края, АО «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод», АО «Богучанский Алюминиевый Завод», ООО «Красноярский металлургический завод», АО «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат», ООО «Литейно-механический завод «СКАД», филиал ООО «Инжиниринг Строительство Обслуживание» в г. Ачинске, ООО «Ачинский цемент», Красноярский индустриально-металлургический техникум, Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса и Дивногорский гидроэнергетический техникум имени А. Е. Бочкина.

Образовательно-производственный центр (кластер) будет создан в 2024 году. На эти цели будет выделен федеральный грант в размере 100 млн рублей, предусмотрено софинансирование из краевого бюджета и средств предприятий-партнеров. Материально-техническая база колледжей будет обновлена: под запросы работодателей откроются новые современные мастерские, лаборатории и образовательно-производственные зоны, соответствующие технологическим процессам предприятий. В рамках деятельности кластера в 2024 году в городах Красноярске, Ачинске, Дивногорске будет создано 250 бюджетных мест по подготовке рабочих и специалистов по направлениям: «металлургия цветных металлов», «монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования», «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «машинист крана (крановщик)», «техническая эксплуатация и обслуживание электрического оборудования», «литейное производство черных и цветных металлов». Реализация в крае данного проекта позволит синхронизировать подготовку кадров с потребностями металлургических предприятий.

— Насколько популярны в среде абитуриентов учебные модули колледжа, все ли выпускники находят себя в полученной профессии?

— Из года в год количество абитуриентов, поступающих в техникум, растет; так, в 2023 году более 1500 заявлений принято приемной комиссией и конкурс составляет 5 человек на место. Здесь хотелось бы обратиться к более сознательному подходу абитуриентов и их родителей при поступлении. Так как все профессии и специальности, по которым ведется обу-чение, связаны с вредными и опасными условиями труда, у некоторых студентов могут возникнуть трудности с прохождением медицинских комиссий при трудо-устройстве в случае наличия хронических заболеваний.

Анализируя статистику трудоустройства выпускников за последние годы, проблем с трудоустройством не возникает — все профессии и специальности востребованы на рынке труда. Помимо тех студентов, которые обучаются по целевым договорам, то есть по окончании техникума будут трудоустроены на определенные предприятия, есть и те, кто уже на выпускных курсах трудоустраиваются в профильные организации.

— Расскажите о программах дополнительного образования, в том числе дистанционного формата, как используются онлайн- и офлайн-возможности преподавателями и студентами?

— Реализуя государственную политику в области дополнительного образования детей, техникум внедряет около 10 общеразвивающих программ с 50-процентным охватом студентов по следующим направлениям: художественное, техническое, физкультурно-спортивное, социально-педагогическое, туристко-краеведческое, в том числе с применением дистанционных технологий.

— Есть ли в техникуме образовательные модули для подготовки и переподготовки взрослого населения?

— На сегодняшний день техникум реализует более 40 программ профессиональной подготовки и переподготовки специалистов промышленных предприятий города и региона. Гибкий подход в формировании учебных программ позволяет расширить круг потенциальных заказчиков и партнеров. В чем это проявляется? С развитием технологий и современных производств, а также требований охраны труда, меняются и требования к компетенциям специалистов. К примеру, в учебную программу «стропальщик» включен модуль «управление ГПМ с пола», этот модуль также добавлен в программу обучения «машинист крана (крановщик)». Речь идет об использовании блока дистанционного управления краном независимо от его грузоподъемности. Второй пример — программа «Станочник широкого профиля». Сегодняшний заказчик не просит обучить токарей, шлифовщиков, фрезеровщиков — ему нужны универсалы, люди, владеющие несколькими компетенциями в области металлообработки. Третий пример — разработка программ обучения CAD-систем автоматизированное проектирование). Эту подготовку мы предлагаем школьникам и выпускникам, тем самым расширяем круг своих образовательных компетенций. Профессия «чертежник-конструктор» с модулями «проектирование в SOLIDWORKS» и «проектирование в AUTOCAD». Родители с желанием включаются в образовательный процесс своих детей, тем более речь идет о первой для них профессии в области IT-технологий. И четвертое, нередко предприятиям, заключившим с нами договор о профподготовке своих специалистов, необходим «полный пакет» — профподготовка + курс «Охрана труда». В связи с этим мы проходим аккредитацию в Министерстве труда и социальной защиты Российской федерации на открытие учебного центра по охране труда.

— Как показала себя команда КрИМТ в финале Национального чемпионата по технологической стратегии «Профессионалы будущего» в направлении «Машиностроение» Mechanical Cup?

— Наши студенты Данил Адыгазалов, Данила Васянин, Данила Путилин, Илья Семенов, Дмитрий Сафонов под руководством преподавателя спецдисциплин Александра Иванова успешно справились с кейсом по разработке проекта решения универсальной контрольно-измерительной системы на ООО «Красмаш» и заняли призовое 3-е место.

— 2023 год указом президента России Владимира Путина объявлен годом педагога и наставника, расскажите о профессионализме педагогического коллектива техникума.

— Педагогический коллектив техникума — это грамотные, опытные профессионалы. Большинство преподавателей и мастеров производственного обучения имеют стаж работы в системе профобразования более 20 лет. В рамках реализации региональной системы (целевой модели) наставничества наши наставники из числа педагогических работников и наставляемые заняли призовые места в открытых инженерных чемпионатах, творческих фестивалях, конкурсах проектов, профессиональных конкурсах.

Техникум занял 2-е место в краевом конкурсе «Лучшие практики наставничества» и в результате стал региональной стажировочной площадкой Красноярского края. Педагогический работник нашего техникума стал лауреатом премии главы города молодым талантам в номинации «За высокие достижения в профессиональной деятельности».

С 5 по 7 октября 2023 г. в Москве пройдет Форум классных руководителей, который посетят два педагогических работника нашего техникума, ставшие победителями в конкурсном отборе. Программа форума будет посвящена актуальным вопросам педагогики и воспитания, а также сферам деятельности классного руководителя. Считаю, что профессиональная компетентность педагогов обеспечивает профессиональную компетентность выпускников, и наш коллектив с этим успешно справляется.

— Какая работа ведется в техникуме в направлении патриотического воспитания молодежи? Расскажите об участии студентов в социальных проектах.

— Патриотическое воспитание в техникуме охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся и слушателей с ОВЗ, в разнообразные виды деятельности. Патриотическое направление состоит из таких модулей, как «кураторство и поддержка», «взаимодействие с родителями», «цифровая среда», «организация предметно-пространственной среды», «студенческое самоуправление».

Не менее значимым является социально-патриотическое направление. Наши обучающиеся участвуют в различных благотворительных акциях, на базе техникума работает Центр сбора гуманитарной помощи для бойцов СВО. Реализация духовно-нравственного воспитания обучающихся техникума осуществляется всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Одной из составляющих среды самореализации обучающихся и центром формирования их духовно-нравственных качеств являются студенческие волонтерские отряды. Помимо волонтерского движения, это еще и участие студентов во всех видах творческой художественной деятельности: концерт к Международному женскому дню, классные часы на тему «Мы разные, но мы вместе!», фестивали военно-патриотической песни и др. Обучающиеся принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных дням воинской славы России, государственным и профессиональным праздникам: День города, День народного единства, День защиты детей, День России и т. д. Мы участвуем во Всероссийских акциях: «Окна Победы», «Блокадный хлеб», Международном историческом «Диктанте Победы», Международной просветительской акции «Большой этнографический диктант», Всероссийском тесте на знание Конституции РФ, Неделе памяти, посвященной Международному дню памяти жертв Холокоста, акции «Письмо русскому солдату».

На базе нашего техникума открыта пилотная площадка Первичного отделения Российского движения детей и молодежи «Движение Первых», в рамках которой мы реализовали серию социальных проектов — победителей в краевых грантовых конкурсах «Территория Красноярский край», «Фабрика идей». Также обучающиеся техникума стали победителями всероссийских проектов «Университетские смены», «Вектор успеха».

На базе нашего образовательного учреждения создана «мобильная бригада» в рамках трудового отряда главы города Красноярска, в которую входят 5 обучающихся по программам среднего профессионального образования и 5 слушателей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью. Все бойцы отряда получают заработную плату, и их деятельность направлена на благоустройство и озеленение различных территорий Красноярска. Данная практика наставничества также направлена на социальную адаптацию подростков с ОВЗ, инвалидностью, взаимодействуя со студентами СПО.

— Разделяют ли преподаватели и студенты КрИМТ идею президента страны по возобновлению сдачи норм ГТО? Поделитесь спортивными успехами и достижениями техникума.

— Целенаправленная методичная работа преподавателей физической культуры проводится по формированию у студентов и педагогов интереса к занятиям физической культурой и спортом, в том числе к готовности сдачи нормативов комплекса ГТО. Студенты показывают отличные результаты на соревнованиях района и города. Так, в первенстве Советского района по стритболу наши юноши заняли 2-е место, девушки — 1-е место, по волейболу юноши — 1-е место, по силовой гимнастике (подтягивание) — 1-е место. В традиционной майской районной спортивной эстафете, посвященной Дню Победы в Великой Отечественной войне, команда техникума заняла 1-е место, в первенстве по настольному теннису — 2-е место. В Спартакиаде среди ПОУ г. Красноярска общий зачет (юноши) — 2-е место, по силовой гимнастике (подтягивание) — 1-е место, по подниманию туловища среди девушек — 1-е место. В городской эстафете, посвященной Дню Победы, — 2-е место, в легкоатлетическом кроссе — 1-е место, в первенстве по волейболу — 1-е место. Конечно, на достигнутых результатах наши спортсмены — педагоги и студенты не планируют останавливаться, ставят цели, стремятся к новым достижениям и победам.

— С какими планами и перспективами входите в новый учебный год, какой эффективности планируете достичь?

— В первую очередь это реализация программы деятельности образовательно-производственного центра металлургической отрасли в рамках федерального проекта «Профессионалитет». В перспективе — обновление содержания образовательных программ по специальностям и профессиям, заявленным стратегическим партнером ОК РУСАЛ, повышение квалификации педагогов, вовлечение в образовательный процесс работников предприятий реального сектора экономики, развитие материально-технической базы техникума, создание комфортной развивающей образовательной среды. Стране нужны грамотные, амбициозные, стремящиеся к собственной и производственной эффективности отраслевые специалисты, и мы таких старательно подготавливаем.

 

просмотры: 428
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске