АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 10 октябрь (01.10.2006)

Режиссер пришел в театр

Елена Коновалова
Красноярский театр им. Пушкина открыл очередной творческий сезон премьерой «Короля Лира» в постановке своего нового главного режиссера Олега Рыбкина. За какой бы материал он ни брался, будь то классика или эпатажные пьесы сегодняшних европейских драматургов, все его постановки удивительно современны. Новая премьера в краевой драме не исключение. Страсти шекспировских героев опрокинуты в наше время.

В театре Рыбкина часто называют первооткрывателем. Он первый предложил в России пьесы, не всегда известные даже эрудированным театралам. Например, «Сила привычки» Томаса Бернхарда, «Анатоля» Артура Шницлера. Но в Красноярске режиссер почему-то до сих пор ставил только классику. Кстати, именно здесь он когда-то выпускал свой дипломный спектакль.

– Это случайное совпадение, – улыбается Олег Алексеевич. – Я учился у Петра Наумовича Фоменко, и накануне выпуска он попросил нас написать, что бы мы хотели поставить. В моем списке была «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина. А в театре им. Пушкина на постановку этой пьесы в то время захотели пригласить кого-нибудь из учеников Фоменко… Следующий спектакль «Таланты и поклонники» по Островскому, в прошлом году предложили поставить на бенефис Константина Вощикова. В этой работе мне захотелось найти некоторые чеховские интонации: Островский, как известно, предшественник Чехова. В свое время Анатолий Эфрос смог «ошинелить» гоголевскую «Женитьбу» – у него был знаменитый спектакль, о котором много говорилось. Мы попытались «очеховить» Островского… Почему сейчас мы поставили «Короля Лира»? В пьесе говорится о вечных ценностях, они не устаревают с веками.

 

Классика – наше «все»

Как считает режиссер, классический репертуар, особенно русский – вообще сильная сторона «пушкинской» труппы. Во всяком случае, все большие удачи театра связаны именно с классикой, например, «Вишневый сад» в постановке Григория Козлова. Но замыкаться на ней стоит.

– Замечательно, когда у театра есть мощная база. Но он не может жить только классикой, исключить из своей жизни целый пласт современной культуры, – убежден Рыбкин. – Театральное искусство требует такого же развития, как музыка, балет, изобразительное искусство. Не хочу никого обидеть, но, на мой взгляд, театр им. Пушкина на сегодня в этом отстал от ведущих коллективов России. Смешно сказать: в театре есть площадка с многообещающим названием «Сцена современной пьесы», а самое современное произведение, поставленное здесь, – «Norway. Today» Игоря Бауэршима (спектакль идет под названием «Бунтовщики в Интернете». – Е.К.). Хотя пьесе уже шесть лет…

Сейчас новый творческий лидер пока что внимательно знакомится с труппой, анализирует текущий репертуар – нужно понять, что и на кого здесь можно ставить. Однако уже сейчас, судя по его постановкам в Красноярске, можно сказать, что нас ждет впереди немало интересных открытий.

 

Ученик Фоменко работал дворником

Олег Рыбкин родился в Керчи. Как он сам рассказывает, в воду его бросили в три года, с тех пор плавание для него такой же естественный процесс, как дыхание. А лето без поездки на море он себе просто не представляет. Впрочем, морская стихия для режиссера не только отдых, но и неизменный источник вдохновения.

Свой первый театральный институт он окончил тоже на юге, в Краснодаре. После службы в армии некоторое время работал в этом городе режиссером. Но сознательно стремился поучиться именно у Петра Фоменко – дождался, когда этот педагог будет набирать курс в ГИТИСе (сейчас РАТИ – Российская академия театрального искусства. – Е.К.).

– Я не чувствовал себя готовым на сто процентов, чтобы учиться у него, – вспоминает Олег Рыбкин. – Но атмосфера приема и дальнейшее обучение в мастерской Петра Наумовича были абсолютно открытыми. Что, в свою очередь, помогало раскрыться его абитуриентам и затем студентам. Понимаете, научиться чему-то можно и самому, приобрести какой-то опыт… Но наиболее ценным для меня было само общение с Петром Наумовичем. Нравственные критерии, которые он в нас закладывал, совершенно их при этом не декларируя, мне бесконечно дороги.

Во время учебы будущему режиссеру довелось поработать… дворником. Как, смеясь, рассказывает Олег Алексеевич, без этой профессии творческому человеку просто не обойтись! Зато дали квартирку в подвале, где студент мог жить со своей семьей. Работа была ответственная – он следил за чистотой тротуаров на Тверской, напротив правительства Москвы, где стоит памятник Юрию Долгорукому. Холод ли, жара – все должно было быть вычищено до блеска! Вот где был театр…

После дипломного спектакля он не сразу вернулся в театральную режиссуру.

– Я ушел на радио «Эхо Москвы». Практически три года занимался там драматическим сериалом «Дом 7, подъезд 4» – мы записали 1300 серий. Наш проект спонсировало радио «BBC-MPM», он должен был научить россиян существовать в современных экономических условиях: рассказывалось, что такое ипотека, как взять кредит, открыть свое предприятие. Все подавалось в некоем художественном контексте. А потом меня в первый раз пригласили в Новосибирский «Красный факел», на постановку «Время и комната» по Штраусу. Затем я поставил там тетралогию по античным трагедиям – мы дважды выезжали с ней в Грецию. Играли там на открытом пространстве, на развалинах древнего театра – в его амфитеатре вмещалось 16 тысяч зрителей. А после постановки «Зойкина квартира» меня пригласили работать главным режиссером, что я делал не без успеха. Мои спектакли в «Красном факеле» трижды номинировались на «Золотую маску».

 

Фестивальный режиссер

Можно только удивляться, но все работы Олега Рыбкина, так или иначе, участвуют в фестивалях – как в российских, так и в международных. За примерами далеко ходить не надо: театр им. Пушкина, 15 лет не выезжавший ни на один крупный российский фестиваль, в прошлом сезоне успешно показался в Малом театре на фестивале «Островский в Доме Островского» с постановкой Рыбкина «Таланты и поклонники».

Сам режиссер к театральным наградам относится совершенно спокойно.

– Все понимают, что вокруг призового фестиваля всегда существуют некие игры. И потом, если ты, например, на той же «Золотой маске» идешь в одной номинации с Петром Фоменко, Львом Додиным или Камой Гинкасом, вероятность выиграть сильно уменьшается. Но для театра из провинции само участие имеет огромное значение. Как правило, в год туда приглашают лишь четыре провинциальных театра из 120, существующих в России. Попасть в их число, это уже о многом говорит…

 

Что ждет наш пушкинский?

В театре им. Пушкина три сцены, и одна из главных на сегодня задач главного режиссера – их рациональное использование. Большая сцена останется базовой. На одной из малых, как предполагается, будут идти классики драматургии, например, Олби, Дюрренматт. А вторую следует отдать под осуществление каких-то экспериментальных, даже хулиганских проектов, как считает Олег Рыбкин, на ней вполне могли бы идти пьесы Сары Кейн, Макдонаха, других современных драматургов Европы и Америки. Но к осуществлению подобных идей публику нужно готовить целенаправленно. Шоковая терапия здесь неуместна – зритель должен понимать, на что покупает билет. Не все принимают в театре нецензурную лексику или темы секса и наркомании…

Впрочем, как говорит о себе Рыбкин, он вообще не сторонник радикальной ломки – ни репертуара, ни состава труппы. Хотя есть вещи, которые он не намерен терпеть, например, хамство, лень и нежелание что-то менять в себе, цинизм. А еще неуважение к зрителю: артист не имеет права выходить на сцену с ощущением, что он делает тем самым всем одолжение. С такими актерами режиссер расстается без сожаления.

Что же касается творческих перспектив, то впереди у театра им. Пушкина непростой сезон. Есть сложности с финансами, и количество премьер в краевой драме во многом будет зависеть от наличия денег. Возможно, во второй половине сезона мы увидим чеховского «Дядю Ваню» в постановке одного из приглашенных режиссеров. Ожидается также выпуск спектакля «Кукла для невесты» – его ставит актер театра Сергей Селеменев. Сам же главный режиссер собирается в ближайшее время предложить красноярской публике две премьеры – «Трехгрошовую оперу» Брехта и, что редкость для художественного руководителя театра, новогоднюю сказку.

– Мне просто захотелось праздника. (Улыбается.) «Рождественские повести» Диккенса – очень светлая история, которую хочется сделать с добрыми чувствами к зрителям, чтобы получился настоящий подарок театра. Потом, спектакль будет музыкальный, и я хочу проверить на нем наши возможности перед постановкой «Трехгрошовой оперы» на музыку Курта Вайля. Хочется сделать этот спектакль максимально классическим, как это было у самого Брехта, – с зонгами, живым оркестром. А тема его – где некие законы социального поведения человека оказываются сильнее личности, а где личность может их изменить – на мой взгляд, сегодня очень важна.

просмотры: 1155
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске