АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 01 (105) 2015 (01.01.2015)

Регистрация: имею право

Александр Белов
Значимый для каждого гражданина СССР термин "прописка" сегодня заменен понятием "регистрация". С одной стороны, мы получили больше свободы - легально жить без регистрации можно до 90 дней (и уже не надо успевать "оформиться" за три дня под угрозой высылки, как это было до 1991 года). Однако проблема в том, что либеральная норма не всегда соблюдается на практике. Сложности, например, возникают у граждан РФ, которые, продавая квартиру, снимаются с регистрационного учета, а далее, приобретая недвижимость, пытаются вновь зарегистрироваться по месту постоянного жительства.

Со ссылкой на статью 19.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) к ответственности - штрафу в размере от 2 до 3 тыс. рублей с одного лица - привлекают тысячи россиян по истечении 7, а не 90 дней. Причем не "с момента прибытия на новое место жительства", как указано в КоАП РФ, а с даты, указанной в листке убытия. И это настолько же не законно, насколько повсеместно! Редакция журнала Renome провела специальное журналистское расследование, чтобы выяснить, чем обоснованы такие действия со стороны компетентных органов, и как гражданам России избежать незаконных санкций.

Начнем с недавней истории, которую пришлось пережить сотруднику журнала Renome. Не так давно семья продала квартиру в Красноярске, где все были прописаны, жили много лет, и купила дом в пригороде. Снявшись с регистрации и получив листки убытия, где была указана дата 5 ноября, 8 ноября оформили сделку в Регистрационной палате. Как правило, пакет документов в Регпалате обрабатывается порядка 14 дней в случае, если по регистрируемой сделке нет каких-либо осложнений, из-за которых рассмотрение может быть приостановлено. В приводимом случае такие факторы были, но процесс успешно завершился 8 декабря. Все это время де-факто семья проживала без официальной регистрации:

На 33-й день с даты снятия с регистрационного учета члены семьи отправились оформлять прописку согласно права собственности на имеющуюся у них недвижимость. В итоге и тех, кто хотел остаться по месту регистрации в городе (у семьи имелась в собственности городская недвижимость), и тех, кто хотел прописаться в сельской местности, направили на комиссию к участковому, где предложили заплатить штраф в размере 2 тыс. рублей на каждого, что является незаконным. Ведь гражданин РФ в соответствии с действующим законодательством, снявшись с регистрационного учета, может жить без регистрации, определяясь с новым местом постоянного жительства в течение 90 дней с момента снятия с регистрационного учета, и только начиная с 91-го он может быть привлечен к административной ответственности.

Однако на практике выглядит все иначе, и с проблемой необоснованно выписанного штрафа сталкивается практически каждый, кто приходит прописываться спустя 7 дней с момента снятия с регистрационного учета. И делается это, как ни странно, согласно протоколу об административном правонарушении, выписанному в полиции на основании статьи 19.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, где предусмотрены штрафные санкции в размере от 2 до 3 тыс. рублей. При этом сумма штрафа устанавливается на усмотрение должностного лица, выписывающего постановление.

После получения из рук участкового протокола на уплату штрафа (документ представитель полиции заполнил быстро, списывая с образца и не вдаваясь в подробности) у сотрудника редакции Renome проснулся журналистский интерес: действительно ли таково требование закона, или это лишь повсеместно принятая на практике норма его истолкования? Так родилась идея подробнейшим образом изучить ситуацию, обратившись к ряду компетентных лиц, а далее написать статью с профилактически-разъяснительной целью.

Итак, обо всем по порядку. На самом деле, вопрос о правомерности применения штрафных санкций к россиянам, решившим встать на регистрационный учет спустя 7 дней с момента снятия, поднимается не впервые. За разъяснением мы обратились к Зое Грудиной, начальнику Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю:

- На ваш запрос разъясняю следующее. Законодательство не определяет срок, в течение которого гражданин обязан зарегистрироваться по новому месту жительства, снявшись с регистрационного учета, однако четко определяет обязанность гражданина обратиться с заявлением о регистрации в течение 7 дней со дня прибытия на новое место жительства. Таким образом, срок в 7 дней исчисляется с момента прибытия, то есть вселения гражданина в жилое помещение, а не с даты снятия с регистрационного учета.

На первый взгляд все понятно. Но почему же на практике все иначе - протокол об административном правонарушении, штраф, а уже потом регистрация по новому месту жительства? Кстати, сотруднику Renome в ходе повторного посещения отдела полиции и более детального изучения закона протокол со штрафом был заменен на протокол с устным предупреждением. И такой поворот в деле еще больше подогрел наш интерес. Ведь фактически получалось: согласен со штрафом - плати, не согласен - отстаивай свою правоту, аргументируй. Но даже если ты прав по закону, получай административное предупреждение, иначе документы на прописку просто не примут.

Разбираясь в законе, следуем далее. Сначала о статусе. Кто он - россиянин без адреса? А если выразиться конкретнее, кем с точки зрения закона является гражданин РФ, снятый с регистрационного учета и получивший листок убытия, но еще не оформившийся по новому месту жительства, потому что оно в силу разных причин еще не определено?

- Формально, если гражданин РФ пройдет процедуру снятия с регистрационного учета без указания в листке убытия будущего фактического адреса и последующей регистрации, то статус у него будет один - человек "без определенного места жительства". При этом объективных причин тому, действительно, может быть множество: не купил, не продал, еще не выбрал и поэтому не купил, документы находятся на проверке в Регистрационной палате, наконец, просто еще не определился человек, - поясняет адвокат I краевой Красноярской коллегии адвокатов Владимир Васин.

Фактически в настоящий момент все действия в этой сфере определяют два основных нормативных документа. В первую очередь, это Закон РФ от 25.06.1993 ? 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". А практику его исполнения диктует Постановление Правительства РФ от 15.08.2014 ? 809. Именно оно устанавливает правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах страны. В соответствии с пунк-том 9 этого документа "граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию".

В связи с этим возникает резонный вопрос: означает ли это, что любой гражданин России может в течение 90 дней легально проживать по различным адресам без регистрации? И верно ли, что только после этого срока появляются законные основания для привлечения его к административной ответственности?

- Вне зависимости от того, имеется ли регистрация у лица, снятого с учета по последнему месту жительства, он является гражданином РФ, а значит, обладает всеми правами и обязанностями указанного статуса, - разъясняет директор Юридического агентства "Глобал" Наталья Турманаули. - Другими словами, при снятии с учета человеку дается право на поиск нового места жительства в течение 90 календарных дней. В этот период гражданин определяется как лицо, находящееся в свободном выборе нового места жительства.

А чем, собственно, различаются "место пребывания" и "место жительства"? Обратимся к абзацам 7 и 8 статьи 2 Закона РФ от 25.06.1993 ? 5242-1: ":место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно".

Место жительства трактуется в том же документе как "жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника по договору найма (поднайма) <:> либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства".

Ну, а если не привязан гражданин к определенному адресу? Допустим, он кочует со своим стадом оленей? Что ж, и на этот случай предусмотрены свои правила. "Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина".

Словом, кочует ли гражданин России с места на место по тундре или по микрорайонам одного из российских мегаполисов, из приведенных выше формулировок можно сделать два однозначных вывода. Если место, где россиянин или россиянка проживает (или собирается проживать в будущем) является временным, то следует применять пункт 9 правил с допустимым сроком уведомления "органов" через 90 дней со дня прибытия. Если же проживание будет носить постоянный (или преимущественно постоянный) характер, то следует применять пункт 16 правил, где речь идет о 7 днях с момента прибытия на новое место жительства. Это по смыслу. На деле же не все так просто.

- Нигде в действующем законодательстве нет разъяснений, каким образом определять и отличать временное проживание от постоянного, - подчеркивает адвокат Владимир Васин. - Между местом пребывания и местом жительства нет четкой временной границы или методики ее определения. У вменяемого человека могут возникнуть вопросы. Например, о том, сколько часов или дней необходимо пробыть на одном месте, чтобы это считалось пребыванием, а сколько - чтобы называлось жительством? Действующее российское законодательство не дает по этому поводу однозначных ответов. Поэтому в каждом отдельном случае руководствоваться приходится здравым смыслом и внутренним убеждением правоприменителя.

Теперь вернемся к статье 19.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В пункте 16 главы "Регистрация граждан по месту жительства" читаем: "Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, предоставив соответствующие документы:".

Заметим, "со дня прибытия". Именно так, черным по белому! Между тем на практике, что подтверждает ситуация, в которую попал сотрудник Renome, эти 7 дней отсчитываются от даты, указанной в листке убытия. Паспортный отдел управляющей компании, куда он обратился, работает по отработанной схеме: прошло 7 дней с момента снятия с регистрационного учета - желающий осуществить свое конституционное право россиянин (встать на регистрационный учет) отправляется к участковому. А далее документы на прописку принимаются только при наличии протокола из полиции и квитанции об оплате штрафа, иначе их сдать просто невозможно:

Почему же так происходит? Обращаемся в УФМС, где и на федеральном, и на региональном уровне в ответ на запрос редакции ссылаются на приказ ФМС России от 11.09.2012 ? 288 (в редакции от 21.01.2014) "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ".

К примеру, в письме за подписью руководителя УФМС по Красноярскому краю Зои Грудиной, датированном 18 декабря 2014 года и адресованном генеральному директору ИД "Реноме" Светлане Юхименко, между сроком в 7 дней и сроком в 90 дней проводится следующая смысловая граница: "Согласно ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа. Таким образом, гражданин подлежит привлечению к административной ответственности по истечении 90 суток проживания по одному адресу без регистрации по месту пребывания". Из этого следует все тот же вывод: всякий россиянин, которого при оформлении регистрации отправят к участковому, а далее потребуют уплатить штраф, отсчитывая срок в 7 дней от даты, указанной в листке убытия, вправе отказаться от визита в полицию и не обоснованной траты денег. Но сможет ли он при этом осуществить свое конституционное право - встать на регистрационный учет? Разбираемся далее:

Как ни странно, но в полиции, где, собственно, и оформляются документы, являющиеся основанием для уплаты штрафов, тоже очень хорошо знают законы. Мы обратились к начальнику управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних Владимиру Вараксину с просьбой прокомментировать ситуацию.

- Со ссылкой на здравый смысл любой человек подтвердит, что уложиться в 7 дней с процедурой продажи, покупки и оформления квартиры невозможно. Поэтому, исходя из нормы права, обязывающей гражданина обратиться с заявлением о регистрации в течение 7 дней со дня прибытия на новое место жительства, участковый уполномоченный полиции должен установить дату фактического вселения, исходя из документов, подтверждающих это право. Что касается установления фактического прибытия, то есть вселения в новое жилое помещение, то здесь участковый уполномоченный полиции может опросить соседей, либо получить информацию от иных лиц по данному вопросу. Допускаю, что отдельными участковыми в таких ситуациях вместо разъяснения работникам ТСЖ указанных выше обстоятельств, могли составляться протоколы, но и граждане тоже должны знать законы и уметь грамотно аргументировать. В вашем же случае штраф был заменен на предупреждение. Гражданину, обратившемуся в ФМС по вопросу постановки на регистрационный учет, не вправе отказать в приеме документов. Поэтому полагаю, что работники ТСЖ, действуя от имени ФМС в качестве технических помощников по приему и обработке документов, должны соблюдать эту норму, а не направлять граждан к участковым уполномоченным полиции. Граждане, получившие отказ в ТСЖ, вправе напрямую обратиться в подразделение ФМС и сдать документы на регистрацию. Другой вопрос, почему до сих пор действует такая практика, и с чьей подачи это происходит? Ведь у участковых и без того много работы, - резюмирует Владимир Вараксин.

Вопрос действительно непростой. Может быть, все дело в некомпетентных исполнителях на местах, не знающих законов? Идем к специалистам УК и ТСЖ, в задачи которых входит осуществление транзита документов по маршруту "гражданин - УФМС - гражданин".

Сегодня при многих управляющих компаниях созданы транзитные сервисные службы, которые предоставляют населению посреднические услуги, осуществляя прием и выдачу документов при оформлении регистрации, что очень удобно. При этом сервис работает как часы: паспорт задерживается на срок не более трех дней, сотрудники вежливы, помогают с заполнением документов. Однако при детальном изучении ситуации получаем неоднозначные ответы:

В большинстве УК и ТСЖ нам пояснили, что россиянин обязан встать на регистрационный учет в период 7 дней, что, в общем, правильно. Вот только не со дня прибытия на новое место жительства, а со дня снятия с регистрационного учета. Что, собственно, и подтверждает случай с сотрудником Renome, пришедшим встать на регистрационный учет в одну из известных и довольно крупных управляющих компаний города. Однако, к счастью, имеет место и другая практика.

- Мы никого не наказываем и не штрафуем. И оформлением документов не занимаемся - это функция УФМС, - поясняет Ирина Перепечина, руководитель отдела регистрации, учета и расчетов с населением ООО УК "Красжилсервис". - Более того, даже в проблемных случаях стараемся идти гражданам навстречу. Если человек принес документ, подтверждающий, что просрочка более 90 дней произошла не по его вине, то в УФМС его без проблем зарегистрируют.

- Правилом хорошего тона в УК "Холмсервис" является знание законов и четкое следование им, поэтому у нас нет, и не может быть правовых нарушений. Положены гражданину России 90 дней, чтобы определиться с новым местом жительства, - значит, такова норма, предусмотренная законом. Другое дело - россияне, нарушающие паспортный режим, или гости из ближнего или дальнего зарубежья, но это компетенция участковых. Как правило, счастливые новоселы, получив документы из регистрационной палаты, практически в тот же день приносят паспорта на прописку. А мы в свою очередь не только помогаем им в регистрации, но и извещаем о правилах работы нашей компании, выявляем потребности, записываем пожелания. Иначе невозможно, ведь УК "Холмсервис" - это, прежде всего, отличный сервис, - пояснила Оксана Каледа, руководитель отдела регистрации, учета и расчетов с населением УК "Холмсервис".

Итак, кажется, подошли к самому главному - нашли "стрелочника", который спутал все стрелки: Как показало наше журналистское расследование, на деле получается, что в одних УК и ТСЖ сотрудники, работающие с паспортами граждан, знают закон, а в других "создают" дополнительную работу участковым, при этом способствуя пополнению государственного бюджета.

С целью выяснить, насколько УФМС России участвует в профессиональной подготовке паспортно-сервисных служб, работающих практически во всех жилищных организациях, вновь обращаемся к начальнику Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю Зое Грудиной.

- На ваш запрос сообщаю, что должностные лица, осуществляющие прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства, в своей деятельности руководствуются Жилищным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года ? 713 "Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета:" Исчерпывающий перечень должностных лиц, осуществляющих прием и передачу документов в органы регистрационного учета, закреплен вышеназванными документами. Выдача должностным лицам документов, подтверждающих знание нормативных актов, в компетенцию Федеральной миграционной службы не входит, - сказано в официальном ответе за подписью Грудиной.

Так кто же должен обучать и следить за профессионализмом сотрудников, работающих с главным документом россиянина - паспортом? На деле получается, что этот вопрос в компетенции самих же сотрудников или работодателей, т.е. руководителей УК и ТСЖ. И как тут не вспомнить Салтыкова-Щедрина, говорившего, что в России "система очень проста: никогда ничего прямо не дозволять и никогда ничего прямо не запрещать". Но из этого "замкнутого круга" есть один вполне действенный выход: в каждом подобном случае надо настойчиво требовать соблюдения своих прав. Не ждать, пока усовершенствуется система, а добиваться легитимного решения здесь и сейчас.

- Если должностные лица нарушают установленный порядок и привлекают гражданина к административной ответственности неправомерно, применяется пункт 8 Постановления Правительства РФ. Такое нарушение влечет за собой ответственность граждан, нанимателей (собственников) жилых помещений, должностных лиц и лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, в соответствии с законодательством Российской Федерации. То есть применяется ст. 19.15.2 КоАП РФ, - комментирует юрист Наталья Турманаули. - При вынесении постановления о наложении штрафа, с которым вы не согласны, нужно написать жалобу на неправомерные действия должностного лица руководителю и обратиться с иском в суд о признании вынесенного постановления недействительным. Указанные действия можно и нужно совершать параллельно.

Из всего сказанного делаем вывод: если человек не хочет выступить в роли пострадавшего от некомпетентности должностных служб, необходимо знать закон и отстаивать свое конституционное право. А в особо сложной ситуации не лишним будет направить жалобу и в прокуратуру района по месту нарушения прав, так как методы прокурорского воздействия восстанавливают нарушенное право гражданина в очень короткие сроки.

И в качестве финального аккорда - пожелание: уважайте себя! Ведь "не человек, создан для закона, а законы пишутся для человека":

просмотры: 3374
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 08-09 (209) БСМП № 21 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
ООО «Назарово Агро» № 3 Век земли Минусинской № 1 Оберег № 6
«ЗДЕСЬ МЫ ЖИЛИ,  ЖИВЕМ И БУДЕМ ЖИТЬ» № 1 Канский район. Люди, события, факты № 1 ЖИТНИЦА КРАСНОЯРЬЯ  НАЗАРОВСКИЙ РАЙОН 20 ЛЕТ СПУСТЯ № 1
ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2 Группа компаний «АВАНГАРД» № 1
Маргарита Николаева № 1 ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2
Магсибмет № 1 Референтный центр № 1 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске