В преддверии профессионального праздника беседуем с генеральным директором Красноярской краевой авиакомпании АО «КрасАвиа»
Андреем Егоровым.
— Андрей Юрьевич, оцените значение региональной авиации для Красноярского края, раскинувшегося на площади в 2 339 700 км².
— Переоценить точно невозможно: такие обширные и во многом бездорожные территории, как наш Красноярский край, без авиации даже представить нельзя. Авиасообщение — это обеспечение жизни во всех ее аспектах: и связность территории, и бизнес, и многое другое. Север, он ведь и осваивался только благодаря авиации, а в Красноярском крае арктическая зона составляет значительную часть. Важно понимать, что в нашей стране есть места, где нет, не скоро будет или вообще никогда не будет дорог, но там живут люди, и первоочередная задача региональной авиации — обеспечить надежное, всесезонное, всепогодное транспортное покрытие территории. Это тот социальный минимум, на который имеют право рассчитывать люди, будь то коренное население северных территорий, туристы или вахтовики...
— Как в условиях катаклизмов экономики удается удержать положительную динамику, маневрировать в различных нестандартных ситуациях?
— Экономика «КрасАвиа» складывается из двух частей — бизнес и не бизнес. «Небизнесовые» перевозки, как правило, субсидируются. Более половины нашей деятельности — социальная миссия, согласно которой мы обязаны обеспечить отдаленные территории региона воздушным сообщением, независимо от того, выгодно нам это или нет. Авиакомпания «КрасАвиа» принадлежит Красноярскому краю, он ее единственный акционер. И, тем не менее, наша деятельность должна быть в целом рентабельной: во-первых, акционеру было бы обременительно содержать и ненадежно полагаться на убыточного авиаперевозчика; во-вторых, было бы тяжело жить самой компании. Потому мы и выстраиваем свою деятельность так, чтобы коммерческая и некоммерческая составляющая суммарно позволяли бы авиапредприятию быть «на плаву» и развиваться. А что касается нестандартных ситуаций… Я не помню в современной истории ни одного «стандартного» временного отрезка, с «полным штилем». Мы уже пережили много «штормов», не позволив ослабить предприятие. Каждая из кризисных ситуаций — это урок, некая закалка на прочность! Выход есть из любой ситуации, главное, видеть цель!
— Расскажите о государственном субсидировании авиарейсов, как выстраивается данный процесс?
— Субсидии в АО «КрасАвиа» поступают из федерального, краевого бюджета, а также бюджетов других регионов, между которыми обеспечиваются воздушные связи. Все перевозки социального значения выполняются по нескольким программам субсидирования, которые представляют собой довольно сложную систему. Все это обеспечивает развитие внутренней связности страны и регионов. В результате, когда люди свободно перемещаются меду регионами, генерируется такой макроэкономический эффект! Цели перелетов разные — это и производственная кооперация, особенно актуальная сейчас, когда остро встал вопрос импортозамещения, и туризм, и культурные программы, и спортивные, и многое другое. Прямое авиасообщение — это задача значительная, поэтому она и субсидируется. Томск, например, это академическая столица Сибири. Красноярский край развит в части спортивной инфраструктуры. Алтай, Байкал, Хакасия и Тува имеют уникальный природный, а значит и туристический потенциал. Оперативные связи, которые обеспечивает региональная авиация, позволяют решать многие задачи. Этот эффект не всегда измеряется напрямую и не исчисляется в деньгах. Некоторые говорят: «субсидии дают, отчего им не работать?». Но субсидии тоже надо уметь грамотно использовать, анализировать каждый рейс на предмет его эффективности, при этом самим зарабатывать и тем самым обеспечивать оптимальное соотношение социальных и коммерческих задач.
— Какой категории пассажиров доступны авиабилеты по социальным тарифам?
— На территории Красноярского края устанавливаются тарифы, выше которых мы не имеем права продавать билеты, ниже — можем, что мы и стремимся делать. Этими тарифами могут пользоваться абсолютно все пассажиры. Есть также специальные категории — это молодежь и пенсионеры, для которых цены на авиабилеты значительно меньше.
— Вы возглавляете авиакомпанию с лета 2018 года, расскажите о динамике развития региональных авиаперевозок.
— Внутрикраевые линии — это стабильные рынки, но если количество осталось тем же, то качественно работа авиапредприятия значительно изменилась. К примеру, если четыре года назад существенную часть работы «КрасАвиа» составляла транспортировка вахтовиков, то сейчас мы сделали крен в сторону регулярных рейсов, чтобы пассажиры могли планировать свои поездки более свободно. В ближайшее время будем стремиться увеличить частоту полетов в различные населенные пункты, ведь желательно иметь воздушное сообщение ежедневное, а между популярными направлениями и не один раз в день. Но это делается не одномоментно. Кроме того, мы приросли за счет межрегиональных перевозок по Постановлению Правительства РФ № 1242. На конец мая 2022 года у «КрасАвиа» имеется 32 активных линии, а в 2018 году их было всего пять или шесть.
— В феврале следующего года страна будет отмечать 100-летие Гражданской авиации России, с каким настроением «КрасАвиа» подходит к этой дате?
— Может, скажу громко… Но скажу так. Мы не имеем права уронить знамя своих отцов — авиаторов прежних поколений. Для этого много работаем, имеем оптимистичные планы и амбиции, готовы к вызовам, с которыми обязательно справимся! Иначе и быть не может, ведь наше государство не на словах, а на деле заботится о развитии отрасли, и мы чувствуем эту поддержку. Ведь в конечном итоге, все, что мы делаем и будем делать, — все для людей.