АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 07 (199) 2023 (01.08.2023)

Разворот на Восток

Текст: Александр Белов
В условиях экономического давления объем доставки железнодорожных грузов на Восток впервые в истории России превысил
перевозки на Запад. Восточный полигон ОАО «РЖД» стал «магнитом» для большинства игроков отечественного логистического рынка. Готова ли инфраструктура железных дорог, расположенных в границах полигона, удовлетворить потребности в транспортировке грузов к дальневосточным портам и сухопутным переходам в ближайшем будущем?

Из-за введенных против России санкций после начала спецоперации на Украине для многих предприятий европейской части страны разворот на Восток стал жизненно важным.

Глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров отметил в докладе президенту России Владимиру Путину, что по итогам прошлого года объем грузовых перевозок на Восток составил 80 млн тонн, а на Запад — 76 млн т. По его словам, компании пришлось перестраивать все процессы, поскольку более 700 предприятий с Запада «поехали на Восток».

Суммарно по Восточному полигону, который обеспечивает работу сразу нескольких трансъевразийских транспортных коридоров, в прошлом году перевезли 148,8 млн тонн грузов разных номенклатур. И ставки растут: в этом году в ОАО «РЖД» планируют провезти по полигону уже 160 млн тонн. Тренд будет сохраняться. Нагрузка на инфраструктуру при этом тоже увеличивается.

Железные потребности

Как отмечают аналитики, спрос на экспортных рынках, развитие новых маршрутов, планы российских компаний говорят о дальнейшем расширении грузовой базы в сибирских и восточных регионах России. А Дальневосточная, Забайкальская, Восточно-Сибирская и Красноярская железные дороги, которые вместе составляют Восточный полигон ОАО «РЖД», испытывают потребность в инвестициях для масштабного развития инфраструктуры. А это требует времени и без преувеличения огромных средств.

Возрастающее значение Восточного полигона привело к разработке комплексного инвестиционного проекта развития железнодорожной инфраструктуры, который холдинг «РЖД» реализует с 2013 года и планирует завершить к 2025 году.

Программа включает два последовательных этапа, предусматривающих реализацию проектов «Модернизация БАМа и Транссиба», «Транссиб за 7 суток» и развития Южного хода Красноярской магистрали». Основная цель — обеспечить достаточную пропускную способность железных дорог с учетом растущих запросов грузоотправителей.

В планах железнодорожников выполнить в 2023 году работы на рекордную сумму 250 млрд рублей, что позволит завершить строительство на 142 из 263 объектов БАМа и Транссиба и увеличить провозные способности Восточного полигона с 158 до 173 млн тонн.

Всего на втором этапе модернизации БАМа и Транссиба, по данным РЖД, необходимо построить 1381 км дополнительных главных путей и 29 разъездов, реконструировать 4 разъезда и 29 станций, усилить устройства тягового электроснабжения, электрифицировать участок Волочаевка — Комсомольск-Сортировочный — Ванино, протяженность которого составляет 820 км. Будет также построен путь необщего пользования в морской порт Суходол.

Через степи в Тайшет

В 2021 году на завершающую стадию вышел инвестиционный проект «Комплексное развитие участка Междуреченск — Тайшет». Это направление обеспечивает транспортную доступность для районов и промышленных кластеров юга Красноярского края и Хакасии.

— С момента старта проекта в 2014 году здесь было построено 167 км новых путей, обновлены десятки инженерных сооружений и энергообъектов. На 13 станциях внедрена новая цифровая система управления движением», — отметил, выступая в законодательном собрании Красноярского края, начальник КрасЖД Алексей Туманин.

Окончание работ и ввод в эксплуатацию вторых путей на лимитирующих перегонах помогли достичь целевых показателей проекта. Сегодня пропускная способность Южного хода от станции Междуреченск до станции Тайшет выросла на 65 %.

Строителям пришлось столкнуться со многими трудностями. На этом участке, в горном ущелье Западного Саяна, расположен, к примеру, уникальный Козинский виадук, который впервые построили в 1964 году. При модернизации горного моста высотой 65 метров и общей протяженностью 355 метров заменили десять пролетных строений, каждый длиной 34 метра и весом в 107 тонн. При этом движение не останавливалось: в сутки по мосту проходило около 25 пар поездов. На замену каждого из пролетов у строителей было не больше трех часов. За этот срок нужно было снять старую и установить новую конструкцию. Зато теперь по обновленному мосту можно водить поезда весом свыше 7 тысяч тонн.

В 2023 году на реализацию инвестиционной программы КрасЖД в целом планируется направить 34,6 млрд рублей. Добрая половина этих средств — 16,7 млрд рублей — будет потрачена на инвестиционный проект «Увеличение пропускной способности участка Артышта — Междуреченск — Тайшет».

— Планируется строительство вторых путей и двухпутных вставок на 26 перегонах, реконструкция станций Бискамжа, Кирба, Хабзас, Мариинск. Будут проведены также работы по усилению устройств электроснабжения. На самом сложном горноперевальном участке Джебь — Щетинкино начнется строительство Козинского тоннеля, — сообщают в пресс-службе КрасЖД.

Тренды в вагонах

Что же везут сегодня по Восточному полигону? Зерно, лес, руду, технику, товары первой необходимости — практически все виды грузов. В числе лидеров — уголь, который отправляется на экспорт через порты Дальневосточного бассейна.

При этом ежегодно ведущие угле-добывающие компании информируют о развитии новых месторождений, а это в перспективе — дополнительные поставки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

О планах увеличения добычи угля в 2021–2023 годах заявили в республиках Саха и Хакасия, Красноярском крае и Амурской области. В основном все добывающие уголь компании в этих регионах ориентированы на отправку именно через порты Дальневосточного бассейна.

Только на двух разрезах Бейского месторождения в Хакасии заявленный прирост добычи угля должен составить не менее 25 млн тонн. С учетом планов развития месторождений таких компаний, как «СУЭК», «Кузбассразрезуголь», «Евраз» и «ТЭПК», ожидаемый общий прирост добычи в регионах, территориально относящихся к Восточному полигону, может превысить 130 млн тонн угля к 2025 году.

Поможет «цифра»

При таким росте трафика только по углю (а ведь есть и другие динамично растущие в объемах грузы) все острее ставится вопрос об уровне и качестве цифровизации процессов безопасной и своевременной доставки. В ОАО «РЖД» уже действуют цифровые сервисы, но есть и новинки.

Этой осенью во Владивостоке планируется представить цифровую модель Восточного полигона. Событие анонсировано в программе Восточного экономического форума. Цифровой двойник позволит отслеживать движение грузов по железным дорогам.

Об этом сообщил глава «Востокгосплана» Михаил Кузнецов. По его словам, разработка модели идет совместно с Дальневосточным государственным университетом путей сообщения и Морским госуниверситетом им. адмирала Невельского.

— Задача модели — тактическое и стратегическое планирование в соответствии с транспортной стратегией России, координация всех участников перевозок по Восточному полигону, портам и смежным территориям. Здесь надо составить именно масштабную картинку по движению всех грузов на востоке России, чтобы понимать, где у нас могут быть резервы, — подчеркнул Кузнецов.

А общая картина складывается так: рост отправок российского угля в страны АТР, динамика контейнерных маршрутов, активное развитие портовых терминалов на Дальнем Востоке и запросы промышленных компаний требуют ускорения в развитии Восточного полигона ОАО «РЖД». В решении задачи так много заинтересованных сторон, что достичь результата можно только при рациональной и взвешенной координации усилий всех участников. А от успеха напрямую зависит экспортный потенциал всей страны.

 

просмотры: 230
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске