Равнение на практику
Текст: Мария Назарова Фото: архив ИД «Реноме»
Практико-ориентированная (дуальная) система обучения — инновационный тип организации целевой профессиональной подготовки, который предполагает согласованное взаимодействие образовательной и производственной сфер по обучению специалистов. Выстраивание партнерских отношений между учреждениями образования и субъектами бизнеса — одна из составляющих современной модели, востребованной обществом и реализуемой в КГБПОУ «Сосновоборский механико-технологический техникум». Образовательное учреждение входит в число ведущих в крае по подготовке специалистов для активно развивающейся машиностроительной отрасли.
С 2013 года Сосновоборский механико-технологический техникум принимает участие в реализации проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности Красноярского края, на основе дуального образования в области машиностроения». Учреждение получило статус Федеральной инновационной площадки по данному направлению. Опыт использования практико-ориентированной системы обучения показал ее значительные преимущества по сравнению с традиционной. Ее внедрение устраняет разрыв между теорией и практикой, создает у обучающихся высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, повышает заинтересованность руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении работников. Учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения. Кроме того, в механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника.
Главным партнером Сосновоборского механико-технологического техникума в реализации проекта является АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева». В 2014 году был произведен первый набор 25 абитуриентов для обучения по профессии «Станочник (металлообработка). Оператор станков с ПУ». Для разработки образовательной программы и определения ее содержания была проделана большая работа: проведен анализ требований работодателя к профессиональным и общекультурным компетенциям выпускника, с учетом которых введены новые дисциплины или дидактические единицы в другие учебные дисциплины и профессиональные модули, реализующие требования работодателя; согласован перечень лабораторно-практических занятий, проведение которых возможно или необходимо на базовом предприятии. В настоящее время образовательное учреждение и предприятие осуществляют совместную реализацию образовательной программы по профессии «Оператор станков с ПУ».
Также Сосновоборский механико-технологический техникум является активным участником проекта по повышению привлекательности рабочих профессий среди молодежи и внедрению международных стандартов в подготовку кадров для экономики края WorldSkills Russia, реализуемого министерство образования и науки Красноярского края. В конце 2013 года был подписан договор с Фондом поддержки социальных проектов «Образование — обществу» о совместной деятельности по осуществлению проекта на территории Красноярского края, согласно которому техникум получил статус «Специализированный центр компетенции» по подготовке участников к реализации мероприятий инновационного проекта по компетенциям «Фрезерование на станках с ЧПУ» и «Токарные работы на станках с ЧПУ».
В апреле 2014 года на базе Центра машиностроения и металлообработки техникума была организована работа конкурсной площадки по данным компетенциям в рамках I Регионального чемпионата Красноярского края WorldSkills Russia. Два студента техникума (Евгений Копков и Кирилл Гречанников) приняли участие в конкурсе и заняли третьи места каждый в своей компетенции. Следующим этапом стало участие во II Региональном чемпионате Красноярского края профессионального мастерства WorldSkills Russia по компетенциям «Фрезерные работы на станках с ЧПУ» и «Токарные работы на станках с ЧПУ», который прошел в начале марта 2015 года на площадке научно-образовательного центра «Ракетно-космические технологии» ОАО «Красмаш». Образовательное учреждение оказало содействие в подготовке конкурсных площадок чемпионата. Кроме того, в число участников состязания вошли два студента техникума, которые проходят подготовку по специальности «Технология машиностроения» и работают в Центре машиностроения и металлообработки, оснащенном высокотехнологичным оборудованием с программным управлением.
Стоит отметить, что открытие этой площадки на базе сосновоборского техникума, а затем создание Центра молодежного инновационного творчества стали мощным стимулом в развитии учреждения. Обе структуры работают в связке, обес-печивая неразрывную связь между формированием технической идеи и ее материальным воплощением. Это позволяет техникуму готовить для отрасли специалистов, обладающих не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками работы на современном оборудовании. Обучение проводится на обрабатывающих центрах фирмы HAAS. Аналогичным оборудованием оснащено большинство производств машиностроительной отрасли, для которых они готовят кадры: ОАО «ИСС», ОАО «КиК», ОАО «СКАД» и другие.
По мнению руководства техникума, участие в движении WorldSkills, создатели которого поставили перед собой амбициозные цели — мотивировать молодых людей конкурировать и пробудить в них интерес к профессии, способствует повышению привлекательности рабочих профессий среди молодежи, качества подготовки квалифицированных кадров для машиностроительных предприятий и в целом развитию экономики региона и страны.
Справка
КГБПОУ «Сосновоборский механико-технологический техникум» выступил партнером межведомственного проекта по профессиональной ориентации старшеклассников «Выбор профессии — выбор будущего», стартовавшего 11 февраля 2015 года в г. Сосновоборске. Проект реализуется в рамках программы мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию молодежи, принятой в соответствии с действующей Стратегией развития профессиональной ориентации населения Красноярского края до 2020 года. Межведомственный проект разработан центром занятости населения совместно с Управлением образования администрации и Молодежным центром города. Целевая аудитория — учащиеся 9-х классов общеобразовательных учреждений города. Партнерами в реализации проекта являются КГБПОУ «Сосновоборский механико-технологический техникум», ООО «Агентство бизнес-сопровождения», Управление социальной защиты населения, Отдел полиции МО МВД РФ «Березовский», Управление культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации, КГБУЗ «Сосновоборская городская больница», Библиотечно-музейный комплекс г. Сосновоборска, МАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения». В период реализации проекта планируется использовать пять разных методов: профессиональная диагностика, анкетирование школьников, организация посещения учащимися ярмарки вакансий учебных и рабочих мест, профориентационные игры, организация «глубоких экскурсий» в учреждения и предприятия города, участие школьников в мероприятиях Единого дня профориентации. Инновационным методом в проекте является проведение «глубоких экскурсий» в учреждения и организации Сосновоборска. С этой целью для школьников организована профессиональная диагностика в форме тестирования, по результатам которой будут сформированы целевые группы для экскурсий. С 16 февраля по 10 апреля целевые группы учащихся 9 классов посетят 12 предприятий города. Во всех «принимающих» организациях назначены ответственные, которые будут проводить экскурсии. Оценить, насколько эффективен этот метод, специалисты смогут в апреле. С 13 по 22 апреля планируется провести второй этап профессиональной диагностики, чтобы определить динамику в осознании школьниками своих профессиональных склонностей и способностей. Возможно, «увидев» профессию, школьники поменяют свой профессиональный выбор. Завершится проект 23 апреля. Планируется, что в нем примут участие 286 старшеклассников Сосновоборска.