Нынешние «коронавирусные» реалии внесли свои коррективы в работу транспортной отрасли, оказавшейся в числе особо пострадавших. О том, как красноярские перевозчики выживают сегодня, беседуем с директором автотранспортного предприятия Юрием Гнетовым. В его ведении городской маршрут № 98 и частично № 84.
— Юрий Николаевич, как приспосабливались к условиям вынужденного режима самоизоляции в начале пандемии?
— Как и всем транспортным предприятиям, нам было трудно сразу — начиная с 16 марта 2020 года. А когда ввели строгие ограничения по передвижению граждан, случился обвал — пассажиропоток уменьшился в три раза! На маршрут выходили восемь автобусов вместо 30 положенных. Число рейсов резко сократилось. Доходы предприятия упали, мы несли убытки. И хотя попытки перераспределить водителей и дать людям возможность немного заработать были, на первое место в тот период вышли все же содержание и обслуживание технической части автопарка. Оставшиеся же средства направлялись на оплату труда. Тем не менее коллектив верил, что сложившаяся ситуация временная и был настроен на работу без зарплат.
Далее стало немного легче. Пассажирские перевозки разных видов сообщений вошли в список пострадавших отраслей. Появились госпрограммы по поддержке бизнеса. Наше предприятие воспользовалось возможностью получения льготного кредита на свои нужды под 2 % годовых. Позже было получено разрешение на увеличение количества автобусов. Так, балансируя на тонкой грани, мы не обанкротились и не закрылись. Очень надеемся, что вторая волна пандемии не станет такой масштабной, как первая, а значит, люди продолжат работать и активно пользоваться услугами общественного транспорта.
— Ваши производственные расходы увеличились в связи с повышенными мерами безопасных перевозок?
— Конечно, в условиях коронавируса издержки выросли. Раньше к расходной части относились: регулярное техобслуживание, осмотр транспорта перед выездом на линию и по прибытию; мойка автобуса и салона; медицинское освидетельствование водителей перед рейсом. Теперь же добавились: санобработка и дезинфекция салонов, санитайзеры, маски для кондукторов и водителей. К вопросу безопасности мы относимся ответственно, все предъявляемые требования выполняем.
— Вы продолжаете модернизацию своего автобусного парка. Расскажите, насколько обновился подвижной состав?
— Если не вкладывать средства в развитие производственной базы, это не лучшим образом скажется на качестве услуг. Горожанам комфортнее передвигаться на современных автобусах, удобных по сервису для различных групп населения. Например, для родителей с детскими колясками или для маломобильных граждан. Именно поэтому последние несколько лет мы планомерно занимаемся реновацией: небольшие ПАЗы меняем на автобусы большей вместимости — МАЗ-206. Они имеют высокий экологический класс и отвечают всем требованиям общественного транспорта. Низкопольные машины комфортны, снабжены наклонами кузова. В их салонах предусмотрены места для перевозки людей с ограниченными возможностями. Рабочее место водителя отделено от салона перегородкой. Большие стекла — с отличным обзором. Есть антиблокировочная система тормозов. Техника хорошо зарекомендовала себя в условиях сибирских морозов. На сегодняшний день заменено порядка 90 % автопарка, и только пандемия помешала завершить обновление.
— В Красноярске ведется работа по оснащению автобусов электронными сервисами. Ваше предприятие следует требованиям времени?
— В рамках обеспечения безопасности пассажирских перевозок на предприятии используются все необходимые электронные системы — будь то ГЛОНАСС или видеонаблюдение. Это помогает улучшать работу экипажа автобуса. Большинство красноярцев ежедневно много времени проводит в пассажирском транспорте, поэтому качество услуг, к примеру, возможность подключения к бесплатной Wi-Fi-сети, имеет значение. Для удобства пассажиров предусмотрены также различные формы электронной оплаты проезда: социальными, транспортными и банковскими картами, с помощью мобильного приложения по QR-коду. Отрасль городских пассажирских перевозок стремительно развивается, требуя от предприятий повышения уровня профессионального мастерства и качества предоставления услуг.
Юрий Гнетов, директор транспортного предприятия:
— При модернизации автопарка наш выбор пал на автобус модели «МАЗ-206». Низкопольный автобус данной модели является надежным транспортным средством, предназначенным для выполнения пассажирских перевозок. МАЗ-206 может эксплуатироваться на городских и пригородных маршрутах. В числе основных достоинств автобуса — маневренность и плавность хода, что особенно важно при движении МАЗ-206 по городским улицам. Комфорт для водителя обеспечивают удобное расположение кресла, имеющего анатомическую форму и оснащенного подголовником, а также независимое воздушное отопление кабины. За безопасность пассажиров и самого автобуса МАЗ-206 отвечают, кроме прочего, антиблокировочная система тормозов. Автобусы снабжены жидкостным подогревателем двигателя Webasto, что особенно актуально в условиях зимних сибирских холодов.