АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 07 (176) 2021 (27.07.2021)

Провинциальные горизонты

Текст: Александр Чернявский
В последние месяцы депутаты и чиновники Красноярья неожиданно активно стали обсуждать пути оживления социально-экономической жизни муниципалитетов. Есть ли перспективы у муниципальных образований Красноярья, попробуем разобраться далее.

 

Внимание политиков к развитию территорий Красноярского края объяснимо: приближаются выборы в Государственную Думу и Законодательное собрание Красноярского края. Естественно, что жители ждут от будущих народных избранников как минимум словесных интервенций, которые могут подарить хотя бы проблеск надежды на возрождение провинции.

Впрочем, сама тема развития муниципалитетов не нова. Периодически о ней вспоминают представители всех ветвей и уровней власти, в том числе и в Красноярском крае. Правда, эти номенклатурные разговоры (а порой и бурные обсуждения) к каким-то заметным прорывам не приводят. Провинция продолжает тихо плыть по течению без особых надежд на изменения в своей жизни. Лишь изредка мирное течение этой жизни нарушают криминальные и политические скандалы да различные ЧП. Однако кардинально на муниципальную жизнь они не влияют.

Какие сюжеты сегодня в центре внимания краевой власти и их соперников из оппозиционного лагеря? Подходы разные. Если губернатор и градоначальники делают главный акцент на социально-экономическом развитии, то оппозиция старается получить очки в политической сфере — на теме возвращения прямых выборов глав муниципалитетов. Повестка особой оригинальностью не отличается, однако определенные достижения есть как у власти, так и у ее оппонентов.

 

Власть без денег

Проблема развития муниципалитетов была в центре внимания на июньском IX съезде депутатов Красноярского края. Парламентарии говорили в основном о вещах приземленных —
обустройстве малых городов и сельских районов, локальной экономике, проблемах с разбитыми дорогами, отсутствии мобильной связи и чистой воды в глубинке…

Главная проблема муниципального уровня власти — острый дефицит финансовых ресурсов, который многим органам местного самоуправления не позволяет не то что заниматься развитием территорий, но и просто сводить концы с концами. Даже бюджет столицы края более чем наполовину зависит от краевых и федеральных траншей! Что уж тут говорить о депрессивных муниципалитетах, которые в нашем регионе составляют подавляющее большинство. К тому же много вопросов вызывают несправедливые и запутанные межбюджетные отношения.

— Когда полномочия передаются, например, поселению, нужно четко понимать, а сколько это стоит? Полномочия, не подкрепленные финансами, — это просто перекладывание ответственности. Здесь муниципальный уровень не должен страдать, тем более поселенческий, потому что своей доходной базы у них практически нигде нет, — отмечает первый вице-спикер Законодательного собрания Сергей Попов.

Но дело здесь не только в несовершенстве межбюджетных отношений. Очевидно, что без точек экономического роста даже самая идеальная налоговая модель не поможет. В большинстве районов края сельхозпредприятия, остающиеся на плаву, можно пересчитать на пальцах одной руки. А без работающих сельхозпроизводств деревню неизбежно ждет медленное угасание. Пока же большинство «государевых мужей» на этот вызов отвечают в традиционной парадигме — дайте денег!

— Всем уровням власти необходимо повернуться лицом к селу, увеличивая финансирование, начиная с Федерации. Мы провозглашаем комплексную программу развития сельской территории, а средств не добавляем. Ну и как мы хотим улучшить качество жизни? Наряду с созданием рабочих мест должны развиваться социальные направления: больницы, школы, дороги, культурные и спортивные учреждения, благоустройство, — считает вице-спикер Заксобрания, руководитель аграрного комитета краевого парламента Сергея Зяблов.

Определенные надежды связаны с развитием так называемой локальной экономики. Этот подход несколько лет назад провозгласил губернатор Александр Усс. Впрочем, за новым словосочетанием скрывается старая начинка — попытка заставить местных чиновников в связке с бизнесменами находить проекты, которые хоть как-то смогут оживить экономическую жизнь провинции. Помощь государства будет оказываться в первую очередь территориям, где нет градообразующих предприятий и крупной промышленности.

— Мы должны обратить внимание на те проекты, которые обеспечивают оживление экономики в малых городах и сельских территориях, благодаря которым вырастет инвестиционная активность в муниципалитетах, будет развиваться бизнес, появятся новые рабочие места, а как следствие — вырастут доходы жителей. Если в районе развиваются местные предприятия — край вкладывает деньги в инфраструктуру, — подчеркнул губернатор Красноярского края Александр Усс.

Всего в правительство края представлены сегодня около 30 муниципальных комплексных проектов развития. Условия софинансирования этих проектов достаточно жесткие: на каждые три рубля, вложенные инвесторами в развитие производства, край вкладывает рубль на строительство и ремонт дорог, коммунальных и социальных объектов.

 

Назначать или выбирать

Часть политической общественности страны уверена, что ситуацию в муниципалитетах можно изменить к лучшему, если вернуть гражданам право напрямую выбирать глав органов местного самоуправления. В Красноярском крае эту идею поддерживают все оппозиционные партии и определенная часть населения.

В декабре 2020 года депутаты горсовета Красноярска от ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России» подготовили законопроект о возвращении прямых выборов мэра Красноярска. Это не первая попытка на берегах Енисея переиграть административную реформу 2015 года, когда народ технично лишили права участвовать в выборах градоначальников. Как правило, все они заканчивались ничем.

Редкий случай — зимой «крамольный» законопроект даже дошел до сессии муниципального парламента, на которой за него проголосовали 15 депутатов. Замечу, что для принятия революционного решения, которое позволило бы отправить эту законодательную инициативу на рассмотрение в краевой парламент, не хватило четырех голосов, при этом большинство представителей партии власти предпочли воздержаться. 

— Оппозиционные фракции подготовили проект обращения горсовета к заксобранию с просьбой изменить соответствующий краевой закон и вернуть процедуру прямых всенародных выборов главы города, — заявил тогда координатор фракции ЛДПР в горсовете Роман Крастелев. — К сожалению, данная инициатива не была поддержана депутатами партии власти, которые, видимо, считают, что красноярцы недостойны права самим избирать мэра.

Очевидно, что тема возвращения прямых выборов является беспро-игрышной картой для оппонентов власти. Она будет активно разыгрываться не только в ходе нынешней избирательной кампании в Госдуму и Заксобрание, но и на выборах муниципального уровня. На самом деле аргументы в пользу нынешней номенклатурной модели выборов руководителей исполнительной власти выглядят не слишком убедительно.

Население вряд ли заметило какие-то позитивные изменения в качестве управления на муниципальном уровне после отмены прямых выборов. За последние 4 года около 20 глав территорий края, которых фактически избрали «сверху», вынуждены были покинуть свои посты из-за проблем с законом. Сомнительным кажется утверждение защитников номенклатурной модели, которые утверждают, что при явке в 20 % народ может избрать мэров-популистов.

На выборах в законодательные органы муниципальной и региональной власти на избирательных участках также не слишком многолюдно, однако почему-то никто из депутатов не говорит о нелегитимности своего статуса из-за этого прискорбного обстоятельства…

Впрочем, капля камень точит. В селе Зыково минувшей зимой депутаты местного сельсовета проголосовали за возврат прямых выборов главы этого населенного пункта. Случилось это благодаря тому, что на выборах сельсовета уверенно победили кандидаты от ЛДПР, которые, получив контрольный пакет голосов, смогли провести необходимое решение.

Совпадение или нет, однако после создания этого политического прецедента у главы местного сельсовета Максима Яковенко начались проблемы с правоохранительными органами. У него изъяли документы якобы из-за возможного нарушения трудового законодательства. Депутат Госдумы от ЛДПР, координатор регионального отделения Сергей Натаров заявил, что связывает неприятности Максима Яковенко с прессингом партии власти.

— Мы понимаем, что прямые выборы, основанные на высоком доверии людей, напрягают власть, которая пытается своим административным ресурсом максимально нивелировать данный процесс. Несмотря на это давление, ЛДПР продолжит возвращать прямые выборы глав во всех районах и городах Красноярского края, — отметил Сергей Натаров.

 

Кадры и контроль

Не стоит обольщаться: даже возвращение прямых выборов в муниципалитетах вряд ли радикально изменит социально-экономическую ситуацию в провинции. Одна из ключевых проблем — низкий профессиональный уровень местных управленцев. Разрушенную в девяностые годы систему подготовки кадров так и не удалось толком восстановить. Именно поэтому на ключевых постах в муниципалитетах оказываются случайные люди, многие из которых приходят в органы местного самоуправления решать свои проблемы.

Одной из причин тяжелого кадрового кризиса стали низкие зарплаты, особенно заметные в самом близком к простым людям уровне местной власти — сельсоветах. В самом деле — 25-30 тысяч рублей, которые получают люди на этих постах, выглядят смехотворными по сравнению с той ответственностью, которую на них взвалили федеральные и региональные органы власти. Причем за эту ответственность главам сельсоветов приходится еще и отвечать рублем из своего кармана. Контролирующие органы ведь не интересует, почему в сельсоветах нет денег на благоустройство, уличное освещение или ремонт местных дорог. А штрафы выписываются главам регулярно. Естественно, желающих добровольно подставлять свою шею под эту гильотину становится все меньше.

Во многом из-за кадровой проблемы скандалы в провинции случаются практически еженедельно. Дело не только в низком профессиональном уровне многих муниципальных управленцев. К сожалению, никуда не делись клановость, кумовство и откровенное самодурство провинциальных начальников, которые сопровождаются многочисленными злоупотреблениями и коррупцией.

Как с этим борется краевая власть? В декабре 2019 года Александр Усс решил ввести систему оценки эффективности работы глав муниципалитетов — так называемый KPI. Эта система подразумевала постоянную оценку работы градоначальников по многим параметрам — от социально-экономических показателей до уровня доверия населения к власти. Задумка была хорошей, однако пандемия коронавируса отодвинула инициативу на периферию, потому как в чрезвычайной ситуации критерии эффективности оказались совсем другие.

В мае этого года краевая власть запустила спецпроект «Губернаторский контроль», позволяющий отраслевым министерствам и другим представителям регионального правительства осуществлять контроль за реализацией национальных проектов в муниципалитетах: как строятся объекты, ремонтируются дороги, модернизируется инфраструктура. Трудно сказать, как подобные проекты, в которых пока больше пиара, чем конкретики, отразятся на качестве работы муниципальных чиновников, время покажет…

просмотры: 949
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске