АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 11 (192) 2022 (07.12.2022)

Прокладывая путь по водной глади Енисея

Текст: Агния Капустина Фото: архив ФБУ «Администрация «Енисейречтранс»
В 2023 году ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» исполнится 85 лет. За это время предприятие стало одним из ведущих в России. Да и может ли быть иначе, когда работаешь на одной из самых многоводных рек страны. С юга на север Енисей проходит путь свыше 3 тысяч километров, меняя по дороге имя с тувинского Улуг-Хем (Великая река) до эвенкийского Ионесси (Большая вода).

Навигация 2022 года дала повод усомниться в многоводности Енисея: из-за малоснежности весенний приток воды в Красноярском и Саяно-Шушенском водохранилищах составил всего 50-70 % нормы. О сложных условиях навигации текущего года, а также планах на предстоящий юбилейный год говорим с Владимиром Байкаловым, руководителем ФБУ «Администрация «Енисейречтранс».

— Владимир Викторович, в составе ФБУ три филиала: Красноярский и Енисейский районы водных путей и судоходства и управление эксплуатации Красноярского судоподъемника, расскажите о их работе.

— Прошедшую навигацию все наши филиалы проявили себя на должном уровне, не допустив срывов гарантированных габаритов судовых ходов и аварийных происшествий. В период весеннего паводка на водных путях Енисейского бассейна 300 створ были повреждены ледоходом. До наступления меженных уровней все береговые навигационные знаки были восстановлены. На всем протяжении действующего водного пути обстановочные суда после прохождения паводка производили траление. По результатам выявления несоответствия установленных глубин фактическим уровням принимались меры для обеспечения безопасности судоходства. Специалисты ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» выполняли русловые изыскательские работы с использованием высокоточных автоматизированных промерных комплексов. Обработка велась на персональном компьютере с применением современного программного обеспечения. В целях поддержания гарантированных габаритов судового хода и обеспечения  путевых работ выполняются полевые съемки на лимитирующих перекатах.

— В числе приоритетов — поддержание гарантированных габаритов пути, с какими трудностями столкнулись в условиях маловодности?

— Для Енисейского филиала маловодность сказалась в малой степени. По результатам промеров глубин, весеннего сплошного траления устранены отклонения габаритов пути в перекатах «Бурмакинские камни» и «Енисейский». На Ангаре от Богучанской ГЭС до устья изменили категорию внутренних водных путей с третьей на вторую. Приобрели 92 плавучих навигационных знака.

Красноярским филиалом в рамках программы «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна» проведены дноуглубительные работы на Енисее — от Красноярска до устья Ангары — с целью увеличения гарантированных глубин до 300 сантиметров, ведется строительство выправительного сооружения на Верхне-Частоостровском перекате Енисея. По причине маловодности были незначительно смещены сроки работ, но все они выполнены в полном объеме. При проведении дноуглубительных работ фактическая глубина была ниже минимальной глубины разработки опускания черпаковой рамы земснаряда, что создавало определенные сложности. По той же причине папильонажные тросы приходилось крепить за берег при помощи устройства «мертвяка», а не с укладкой якоря в воду при помощи теплохода. Маловодность также сказалась на эксплуатации береговых судоподъемных сооружений, в том числе на производительности слипа Ладейских ремонтно-механических мастерских: подъем и спуск судов с большой осадкой на слипе проводился в сжатые сроки.

— В активе предприятия порядка 56 самоходных судов, в том числе уникальный и единственный в России судоподъемник, есть ли трудности в связи с санкциями?

— Санкции оказывают определенные ограничения. В начале года многие поставщики либо полностью отказывались от поставок импортной продукции, либо требовали полную предоплату. Выросли и отпускные цены. На сегодняшний день ситуация по поставкам запчастей и оборудования более-менее урегулирована, но сохраняются сложности по логистике и срокам.

— Как зарекомендовали себя светосигнальные навигационные приборы с полупроводниковыми излучателями, спутниковая система координации, практика электронных карт?

— «Енисейречтранс» одним из первых начал применять электронные навигационные карты, и теперь они полностью покрывают внутренние водные пути Енисейского бассейна. Использование технологии позволяет капитану видеть местоположение судна, максимально правильно оценивать навигационную обстановку, эффективность судового хода, что значительно повышает безопасность передвижения. На всех судах имеются картплоттеры Garmin с электронными схемами, которые поддерживаются в актуальном состоянии силами специалистов «Енисейречтранса». Для связи используем GPS, но в навигацию 2022 года на суда филиала установили отечественное оборудование ГЛОНАСС. На обстановочных судах применяются судовые обстановочные комплексы. На них установлены слои карты с привязкой навигационных знаков к штатным местам. Комплексы оборудованы эхолотами, что позволяет осуществлять промеры глубин при движении по обстановочному участку и их наблюдение при выполнении тральных работ. При освещении плавучих знаков судоходной обстановки в качестве источников света используются светодиоды, что значительно — до четырех километров — увеличило дальность огней на навигационных знаках. Со временем производители улучшают технические характеристики ламп. Фонари с функцией удаленного мониторинга проходили испытания на ряде участков Енисейского бассейна, выявлены некоторые недостатки, что требует определенной доработки. К тому же их использование напрямую зависит от состояния связи на участках внутренних водных путей.

— Вы оказываете целый перечень государственных услуг, в частности портовый контроль, выдачу удостоверений. Какие из направлений пользуются особым спросом?

— Уже 10 лет «Енисейречтранс» проводит регистрацию судов внутреннего плавания в судовом реестре и реестре строящихся судов. С 2018 года ведем учет плавобъектов по бассейну. Принимаем заявления и оформляем удостоверения личности моряка и мореходные книжки. В будущем году истекают пятилетние сроки действия ранее выданных документов, значит, работы в этом направлении прибавится. В Красноярской и Енисейской квалификационных комиссиях проводится дипломирование командного и рядового состава судов внутреннего водного транспорта. Служба портового контроля, кроме выдачи удостоверений, проверяет соблюдение нормативных актов, законов и постановлений правительства в сфере эксплуатации судов на внутренних водных путях Енисейского бассейна и выдает судовые свидетельства о минимальном составе, а также о праве собственности и праве плавания под флагом РФ на судах внутреннего, смешанного плавания, маломерных коммерческих судах.

— Планируются ли какие-либо существенные изменения в подготовке к навигации следующего года?

— Каких-либо принципиальных изменений в подготовке технического флота к предстоящей навигации не планируется, при этом организация и логистика будут выстроены с учетом подготовки флота в условиях проведения модернизации производственных мощностей филиалов. В навигацию 2023 года на Енисее от Красноярской ГЭС до Красноярска планируется изменение категории внутренних водных путей со второй на первую. Для содержания внутренних водных путей приобретаем 32 плавучих навигационных знака и светосигнальное оборудование к ним. На Ангаре от Усть-Илимской до Богучанской ГЭС будет изменена категория внутренних водных путей с третьей на вторую.

— Поделитесь стратегией развития предприятия на 2023 год и перспективу. Какой эффект ожидаете от участия в муниципальных и федеральных программах?

— В 2022 году начаты  работы по модернизации Симоновских ремонтно-механических мастерских (РММ) в Енисейске и ремонтно-отстойного пункта (РОП) «Рыбное» на реке Ангара. Работы по модернизации РММ и РОП проводятся в режиме действующего предприятия, то есть без остановки их производственной деятельности. Реализация данных проектов позволит повысить качество и объемы выполняемых судоремонтных работ и обеспечить выполнение программ судоремонта и технического обслуживания эксплуатируемого флота.

В перспективных планах развития «Енисейречтранса» три стратегических направления. В развитии водных путей — это внедрение системы мониторинга действия плавучих навигационных знаков и модернизация оборудования Красноярского судоподъемника. В обновлении технического флота — замена существующих обстановочных судов новыми из нового судостроения. В развитии производственных мощностей береговой инфраструктуры — реконструкция Ладейских и Симоновских РММ, РОП «Рыбное» на Ангаре, РОП Кызылского прорабства. В области технологической связи — реконструкция приемной радиостанции, модернизация судового радиооборудования. Реализация этих планов потребует порядка 9 миллиардов рублей бюджетных инвестиций со сроком освоения до 2030 года.

В программе «Развитие транспортной системы на период до 2024 года» запланировано финансирование Енисейского бассейна в сумме 5,5 миллиарда рублей. В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» планируем проведение капитальных дноуглубительных работ на Енисее от Ярцево до устья Подкаменной Тунгуски, что позволит обеспечить единую транзитную гарантированную глубину судового хода 300 сантиметров по Енисею от Красноярска до порта Дудинка.

 

просмотры: 315
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
ЖИТНИЦА КРАСНОЯРЬЯ  НАЗАРОВСКИЙ РАЙОН 20 ЛЕТ СПУСТЯ № 1 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске