АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 01 (160) 2020 (20.01.2020)

Призвание, ставшее судьбой

Текст: Василий Касаткин Фото: архив Канского педагогического колледжа, Василий Поклонский
Преподаватель Канского педагогического колледжа, краевед Людмила Мегалинская — не просто яркий авторитетный представитель своей профессии, продолжатель семейной династии, долгожитель в педагогике. Это человек, вся жизнь которого является примером беззаветной верности высоким идеалам призвания учителя.

 

Профессиональный вклад Людмилы Митрофановны измеряется не только продолжительностью ее преподавательского стажа, превышающего 55 лет, или наградами, к числу которых в конце минувшего года прибавился почетный знак «85 лет Красноярского края», а прежде всего успехами и мастерством ее воспитанников на учительском поприще.

Так случилось, что для Людмилы Мегалинской Канский педколледж стал по-настоящему родным учебным заведением: именно в его стенах она постигала азы педагогики, совершенствовала свои профессиональные навыки. А затем, спустя некоторое время после выпуска, вернулась в любимый колледж — уже в качестве преподавателя.

Позади более четырех трудовых десятилетий в составе педагогического коллектива колледжа. Многие годы Людмила Мегалинская посвятила работе в области филологии, стала настоящим энтузиастом в деле популяризации традиций отечественной народной культуры, в том числе возглавив созданный при колледже во многом уникальный краеведческий музей.

Желание стать учителем у Людмилы Мегалинской — родом из детства. Несмотря на простоту деревенского быта, в окружении которого в д. Прокопьевка Иланского района она росла и взрослела, период юности сформировал твердое намерение пойти по стопам мамы — выпускницы Канского пед-училища, работавшей здесь же, в родной деревне учителем начальных классов и заведующей учебной частью. В семье такие стремления, конечно, находили поддержку, в том числе со стороны отца-фронтовика.

— Мамина сестра тоже была педагогом в сельской школе — трудилась в с. Тины Нижнеингашского района. Звание «учитель» в значительной степени определяло суть семейных традиций, пользовалось большим уважением. А еще на всю жизнь оставили глубокий душевный след детские впечатления, которыми были полны первые годы школьной учебы под руководством классного руководителя Тамары Шуркиной, — рассказывает Людмила Митрофановна. — Наш класс очень любил свою наставницу — Тамара Петровна была учителем, как говорят, от Бога. Сама она замечательно рисовала, умело вышивала, порой устраивала для воспитанников представления самодеятельного школьного кукольного театра. Но главное — Тамара Петровна без остатка отдавала себя любимой работе, искренно интересовалась всем тем, чем жили ее ученики, что стало для меня наглядным примером подлинного учительского призвания и укрепило желание освоить профессию педагога.

Богатое разнообразие созидательных событий школьных и студенческих лет, наполненных большой работой по накоплению знаний, разносторонней общественной жизнью в окружении опытнейших преподавателей, включая создателя первого букваря Виктора Кирюшкина, послужили  тропинкой, выведшей Людмилу Мегалинскую в профессию.

Сегодня она с улыбкой вспоминает, как в период учебы в колледже, кроме основных занятий, с увлечением занималась гимнастикой, зимой на уроках физкультуры училась кататься на коньках, а на уроках трудового воспитания осваивала азы выращивания сельскохозяйственных культур. Не забывается, как со студенческой молодежью по осени убирали урожаи на колхозных полях, как возглавляла туристическую секцию и даже нашла в себе смелость дважды прыгнуть с парашютом — благодаря науке, освоенной в парашютной секции, которая была устроена при колледже военнослужащими местной воинской части.

— В то время было много кружков, что позволяло студентам разносторонне развиваться, приобретать полезные навыки, расширяло личностный кругозор. И особенно важен вклад наших преподавателей. О каждом из них храню самые добрые воспоминания, в том числе о Кайме Аюповой, которая вела уроки географии. Это была удивительно интеллигентная женщина, обучавшая нас не только своему предмету, но и прививавшая культуру поведения, общения, грамотность речи. Отрадно, что такие учительские качества, когда педагогами не только передаются учащимся знания по тем или иным дисциплинам, но и привносятся в учебный процесс элементы воспитания, по-прежнему живут в традициях учебного заведения, в преемственности поколений учителей, — отмечает Людмила Митрофановна.

Первые самостоятельные шаги в педагогике Людмила Мегалинская сделала как пионервожатая, а затем и учитель начальных классов в базовой школе № 1 при Канском педагогическом училище. Позднее работала преподавателем в городских школах № 19 и 4, после чего в ее жизни начался большой трудовой путь в Канском педагогическом колледже.

Людмила Митрофановна воплотила в жизнь свою мечту, самым убедительным образом реализовав себя в любимой профессии. И сегодня она продолжает педагогическую работу, буквально растворяясь в ней. Вместе с тем ее неиссякаемый энтузиазм создает уверенное будущее для этнографического проекта, начало которому было положено более четверти века назад, когда при колледже были созданы первые экспозиции музея, рассказывающие об истории и культурных традициях сибирской глубинки. В настоящее время музей, появление и развитие которого тесно связано с именем увлеченного краеведа Людмилы Мегалинской, представляет собой уже не столько хранилище экспонатов, сколько ресурсно-методический центр, своего рода творческую лабораторию, где студенты могут окунуться в удивительную атмосферу старины, узнать многое из истории края, Канска, о колорите сибирского деревенского быта.

— Глубокий живой интерес к историческим корням, традициям родной культуры я подобно любви к педагогике принесла из детских лет и сохранила в душе во многом благодаря своей семье. В настоящее время семейной династии более 300 лет, — рассказывает Людмила Митрофановна. — Мама хорошо пела, играла на гитаре, домре, балалайке — в доме часто звучали народные песни. Я охотно впитывала красоту, душевность такого творчества, постигала его мудрость и драматизм. Собственные способности к вокалу позволяли мне что-то исполнять самой. Кроме того, моя бабушка по линии отца была просто кладезем устного фольклора — знала множество частушек, прибауток, поговорок, пословиц, и я просто обожала в детстве слушать, как она нараспев рассказывала сказки. Какие-то произведения я записывала в тетрадки, запоминала. Свою роль сыграли и впечатления от общения со специалистами, приезжавшими в наши места из других регионов в составе фольклорных экспедиций. В итоге все это сформировало во мне тот огонек, который придавал сил при создании в колледже вместе с коллегами краеведческого музея, который помогает до сих пор вести вперед начатое дело.

Музей «Иван-да-Марья», открывшийся в 1995 году, стал удивительным местом, где материализовались результаты большой научно-поисковой работы таких подвижников краеведения, как почетный гражданин Канска Юрий Кисловский, житель села Бражное Канского района Валентин Крамной, сама Людмила Мегалинская, а также их многочисленные единомышленники, увлеченные студенты. Среди многих сотен музейных экспонатов, собранных в самых разных уголках Канского района, есть совершенно особенные, со своей историей: например старинные прялки, расшитые ручники, лапти, коромысла, маслобойки, веретена, кринки, раритетные самовары. И это не просто «антиквариат» — по существу, эти «гости из прошлого» являются уникальными учебными пособиями, помогающими современной молодежи восполнять пробелы в знаниях. Школьники, бывающие в музее с экскурсиями, погружаются здесь в новый для себя мир, а студенты колледжа не только сами знакомятся с особенностями быта прежних поколений, изучают прошлое в жизни сел и деревень, традиции, обряды, местный фольклор, но также используют фонды музея, значительная часть которых оцифрована, в своей педагогической практике.

На базе музея проводятся научно-практические конференции, встречи с писателями, в том числе в формате литературных гостиных, организовываются смотры и конкурсы, выставки и экскурсии. Экспозиции постоянно обновляются — в соответствии с теми мероприятиями, которые здесь проводятся. А это и Дни русской культуры, и Рождественские или Далевские чтения, празднования Дня Победы.

— Музейные возможности являются важной частью учебного процесса. Молодежь, вовлекаемая в активную поисковую, исследовательскую работу, умножает свои знания, приобщается к историко-культурному наследию родной страны, что очень важно для будущих учителей. Педагог — удивительная профессия, и великое счастье — каждый день посвящать ей всю свою жизнь, — подчеркивает
Людмила Митрофановна.

просмотры: 1259
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске