Какие имеются предпосылки для того, чтобы отойти от привычного представления об электричке как о «транспорте пенсионеров», о реформах в этой сфере нам рассказал генеральный директор ОАО «КрасПригород» Александр Мишура.
– Александр Анатольевич, создание ОАО «КрасПригород» стало одним из шагов проводимого в настоящее время реформирования железнодорожной отрасли. Компания была образована меньше года назад. Уже удалось совершить какие-либо преобразования в области пассажирских пригородных перевозок?
– ОАО «КрасПригород» было зарегистрировано 6 июля 2005 года. Однако сейчас, к сожалению, рано говорить о том, что мы взяли на себя все функции компании, осуществляющей пассажирские перевозки. Изменился лицензирующий орган, и мы еще не получили лицензию, так что пока работаем по договору с ОАО «РЖД». Уже подготовлен необходимый пакет документов, и мы надеемся скоро стать самостоятельными перевозчиками. Тем не менее преобразования уже идут и дают ощутимые результаты. Мы сегодня по договору управляем экономикой пригородного комплекса Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» за счет разработки оптимального графика движения поездов, регулирования составности в зависимости от дня недели и времени года. Так вот, за 6 месяцев работы ОАО «КрасПригород» нам удалось вдвое сократить убытки!
– За счет чего удалось достичь такого результата?
– Это составляющая многих факторов. К примеру, раньше из-за безбилетников железная дорога несла огромные убытки. Мы стали практиковать такое нововведение, как система перронного контроля и рейды, которые позволяют проверять билеты на промежуточных станциях и остановочных пунктах. Возможно, кто-то скажет, что цены растут, качество проезда не улучшается, а контроль усиливается, однако мы уже в течение более чем полутора лет не повышали цены на проезд в пригородных поездах. А что касается усиления контроля – ведь если человек зайдет в магазин, возьмет вещь и не заплатит за нее, это называется воровством. Отчего же некоторые решают, что в транспорте можно не платить?
Еще одним шагом к сокращению убытков стало использование на коротких расстояниях рельсовых автобусов. Это один комфортабельный вагон на 74 посадочных места. Дело в том, что количество перевозимых пассажиров – величина условно-постоянная. То есть рельсовый автобус перевозит столько же пассажиров, сколько и поезд из шести вагонов! Подсчитано, что экономически это в пять раз выгоднее.
Вежливость в законе
– Есть ли улучшения в качестве обслуживания пассажиров?
– Судя по тому, что к нам сейчас практически не обращаются с жалобами по движению электропоездов, по вопросам о льготном проезде, несомненно, есть. В этом году мы очень плавно вошли в летние пассажирские перевозки за счет глубоко продуманной стратегии и тщательной подготовки. Было продумано и расписание, и количество поездов, стало работать больше касс по продаже билетов и т.п.
Обслуживающий персонал также по-иному стал подходить к обслуживанию пассажиров на вокзалах и в поездах. Сегодня в их должностных обязанностях прописано вежливое обращение с пассажирами. Экспресс-поезда сегодня обслуживают 36 дежурных по вагону, и с каждым из них работает психолог. Ведь это нелегкий труд – работать с большим количеством пассажиров, нужно уметь разрешать конфликтные ситуации. Планируется привлечь психологов к работе со всеми железнодорожниками, обслуживающими пассажирские пригородные перевозки.
– То есть в перспективе уровень обслуживания пассажиров, как в самолете? Обходительные и вежливые стюардессы и стюарды...
– Да. И в экспресс-поездах этот принцип уже реализуется. Мы стараемся делать все, чтобы пассажирам было приятнее пользоваться услугами электропоездов. Например, для этого же ОАО «КрасПригород» с 1 июня по 6 августа проводит акцию «Билет удачи». Среди пассажиров, которые приобрели билеты и получили купон, будет разыгрываться три приза: холодильник «Самсунг», микроволновая печь и сотовый телефон. Розыгрыш, сопровождающийся развлекательной программой, будет происходить в День железнодорожника, 6 августа.
Мы также планируем создание собственной справочно-информационной службы. Чтобы любой мог позвонить по телефону и получить информацию от расписания поездов до ответа на вопрос: «Я люблю сидеть у окошка, какое вы мне посоветуете выбрать место?» Покупатель – в данном случае пассажир – должен получать удовольствие от услуги, за которую он платит деньги.
Быстрота, удобство, комфорт
– За повышение качества услуг обычно приходится и больше платить. Планируется ли рост тарифов на пригородные перевозки?
– В настоящее время на трех направлениях используются современные скоростные поезда: Красноярск – Абакан, Красноярск – Иланская и Красноярск – Боготол. Это комфортабельные экспрессы с самолетными креслами, столиками, баром и телевизорами. И проезд в таком поезде дешевле проезда на автобусе порядка 20%. Если же сравнивать с федеральной пассажирской дирекцией, то на 50%. Причем данный вид транспорта является рентабельным и пользуется большим спросом. Не думаю, что финансовые проблемы лягут на плечи пассажиров. А такие проблемы, конечно, есть. Возраст нашего подвижного состава предполагает полную его замену и модернизацию. Шестнадцать из сорока четырех поездов старше 40 лет и выше! Программа модернизации подвижного состава уже разработана, она определена бизнес-планом и будет осуществляться как при помощи акционеров, так и за счет привлечения инвесторов и средств компании.
– На чьем опыте будет основываться эта модернизация?
– Мы изучали опыт железных дорог Финляндии, их пригородные поезда. ОАО «РЖД» уже имеет договоры с крупными вагоноремонтными заводами в нашей стране. ОАО «КрасПригород» также работает с компаниями нашего края, к примеру, с «Красноярскими машиностроительными компонентами» мы заключили ряд договоров по совершенствованию внутреннего интерьера в вагонах.
Конечно, предстоит еще много работы в области пассажирских пригородных перевозок. Мы не будем останавливаться на достигнутом, а будем внедрять все новые и новые формы услуг.