Февральский блиц-визит Владимира Путина в Красноярск анонсировался кремлевскими источниками как проверка работы временно исполняющего обязанности губернатора края Александра Усса. Звучало это немного странно, поскольку во время своих рабочих поездок в российские губернии руководитель государства, безусловно, всегда оценивает деятельность подчиненных. Поэтому перевести этот анонс на «человеческий язык» можно было по-разному. Например, как недвусмысленный намек на то, что Путин едет в центр Сибири решать проблемы населения, а не только набирать очки в избирательной кампании.
Некоторые эксперты полагали, что визит первого лица будет в первую очередь предвыборным. Для такой гипотезы было основание. Красноярск стал первым городом, куда приехал Владимир Владимирович после регистрации в качестве кандидата в президенты РФ. Вполне логично было предположить, что Путин проведет на берегах Енисея встречи, например, с работниками ОПК или создателями космических спутников в Железногорске, где сделает приятные для уха избирателей заявления.
НА ФИНИШНОЙ ПРЯМОЙ
Правы оказались кремлевские инсайдеры. Политика отступила перед решением насущных проблем. Обошлось без политтехнологических фейерверков и кунштюков. Визит прошел в подчеркнуто деловом стиле. Владимир Путин львиную долю своего пребывания посвятил вопросам подготовки к Всемирным студенческим играм, которые пройдут в Красноярске ровно через год. Только на встрече со спортсменами из клуба «Тотем» президент немного расслабился и позволил себе уйти от протокола.
Мажорных ноток во время основной части визита не было. Более того, разговор шел порой в довольно жестком тоне. Главу государства явно не устраивали и отставание по срокам строительства некоторых объектов, и неосвоенные подрядчиками миллиарды. На совещании пришлось испытать неприятные минуты и федеральным чиновникам, и краевому начальству.
Понятно, что Путину уже не до шуток — до Универсиады осталось совсем немного времени. Фактически мы находимся на финишной прямой. Судя по всему, без аврала на некоторых объектах, в частности модернизации краевой больницы, обойтись, увы, не удастся. Хотя мобилизующий посыл Владимира Путина оказался без трагического надрыва.
— Подчеркну, что федеральные власти, губернатор Красноярского края должны держать вопросы, связанные с Универсиадой, на постоянном контроле. Особое внимание нужно уделить вопросам в сфере экологического контроля. Наша задача — сделать так, чтобы Красноярск был не только мощным международным спортивным кластером, но и динамичным, комфортным для людей городом с современной городской и социальной инфраструктурой, благополучной экологией, хорошими рабочими местами и высоким инвестиционным потенциалом. Да, есть некоторые сбои, но, действительно, большой тревоги не возникает. Только не нужно себя успокаивать — мол, у нас все в порядке. Необходимо иметь в виду, что завершающий этап — наиболее сложный. Поэтому здесь нужна концентрация внимания, усилий, организованность, — заявил президент страны Владимир Путин.
ПЛЮСЫ УССА
Накануне визита первого лица государства недоброжелатели Александра Усса не скрывали надежд на то, что Владимир Путин поставит работе врио губернатора, назначенному на этот пост 29 сентября прошлого года, «неуд». Уже несколько месяцев в некоторых телеграм-каналах его оппоненты активно продвигают версию, что Усс — «транзитный губернатор». Дескать, его уже в апреле-мае может сменить «настоящий» кандидат от Кремля, который и пойдет на сентябрьские выборы.
Судя по многим признакам, заказали антиуссовскую кампанию влиятельные силы в Москве, которые после ухода Виктора Толоконского с губернаторского поста рассчитывали захватить власть в Красноярском крае, но потерпели поражение. Выбор Путина оказался для них крайне неприятным сюрпризом. Однако они не смирились и сейчас делают все возможное для того, чтобы взять реванш.
Президентская инспекция вряд ли вселила в противников врио губернатора какой-то оптимизм. Как рассказали «Реноме» источники из ближайшего окружения Александра Усса, руководитель краевой власти даже не ожидал, что получит от первого лица поддержку практически всех своих предложений. И во время совещаний по подготовке к Универсиаде и экологическим проблемам, и во время часового разговора один на один Путин и Усс обсуждали насущное и глобальное: от газификации края до создания Енисейского экономического района.
Итак, на что регион может рассчитывать в ближайшие годы? Мощный импульс должна получить транспортная инфраструктура региона — от малой авиации до возобновления строительства метрополитена. Для того чтобы в Красноярске наконец-то появилось метро, по экспертным оценкам, потребуется около 60 млрд рублей. Большая их часть будет выделена из федерального и краевого бюджетов. Не исключено и участие в этом почти уже мифическом проекте и крупных компаний.
— Скажу откровенно: до встречи с президентом я не верил, что мы реально в обозримом будущем вернемся к строительству метро в Красноярске. И вы, наверное, тоже не верили. Когда был поставлен вопрос о совещании по экологии, я себе поставил цель упомянуть скромно о метро. Но президент активно и определенно отреагировал: «А почему нет? Сколько стоит?» И когда при личном разговоре я спросил: «Владимир Владимирович, можно сказать журналистам, что вы не исключаете в будущем возможности вернуться к этой теме?» На что он ответил: «А почему не исключаем? Мы будем строить метро!», — рассказал глава края Александр Усс на февральской пресс-конференции.
Центральным пунктом стратегии региона станет создание транспортно-логистического хаба. Он будет включать в себя не только новый аэропорт, но и новую железнодорожную ветку от краевого центра до главной воздушной гавани региона. Планируется также создание особой экономической зоны на базе аэропортового комплекса Черемшанки — так называемого грузового сухого порта.
Видимую радость врио губернатора испытал, когда узнал, что президенту по душе его идея экономической интеграции края, Хакасии и Тувы. Ее Усс анонсировал в конце прошлого года. Руководство двух республик инициативу поддержало. Смысл идеи понятен — использовать экономический потенциал трех регионов, объединенных Енисеем, для получения синергетического эффекта и федеральных инвестиций. Но как это сделать?
— В декабре был подписан меморандум с тремя крупными финансовыми группами, инвестиционные проекты которых обладают высокой степенью готовности, предполагают взаимодействие друг с другом, а также обладают локомотивной ролью к другим предприятиям, работающим здесь. И что самое важное, большая часть этих проектов выходит за пределы одного региона. Для их реализации требуется консолидированная поддержка трех субъектов Федерации, которые расположены вдоль нашего могучего Енисея, — так объясняет причину появления идеи Александр Усс.
Деньги идут туда, где им комфортно и где они приносят инвесторам наибольшую прибыль. В России обязательным условием для эффективных инвестиций должна быть политическая поддержка федеральной власти. Путин идею Усса поддержал. По сообщению пресс-службы губернатора, президент «поручил правительству РФ представить предложения по формированию макрорегиона «Енисейская Сибирь». Предполагается, что данный проект получит статус приоритетного и будет включен в Стратегию пространственного развития Российской Федерации».
ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖНАЯ КАРТА
Накануне президентского визита в Красноярске наблюдался очередной приступ возмущения общественности нашими неизбывными экологическими проблемами. Хронический для холодного времени года «режим неблагоприятных метеорологических условий», который в народе уже давно прозвали «черным небом», вгонял в депрессию даже завзятых оптимистов. В соцсетях горожане кляли на чем свет стоит власть и призывали к акциям протеста.
Уверен, Владимиру Владимировичу наверняка доложили об этом нерадостном настрое сибиряков перед его приездом. С учетом того, что реально около 80% экологических вопросов находится в компетенции федеральной власти, было вполне естественным всерьез поговорить в Красноярске о том, что волнует горожан. И такой разговор по инициативе президента состоялся.
В нем, кроме Путина и Усса, приняли участие руководители компаний-гигантов СУЭК, РУСАЛ и «Норильский никель». Разговор обошелся без пиаровской пены. Все говорили исключительно по делу. В частности, в очередной раз были названы главные источники загрязнения атмосферы Красноярска — алюминиевый завод, красноярские ТЭЦ и малые котельные, автомобили, а также печное отопление в частном секторе.
Честно говоря, некоторые сомнения вызвала информация о том, что по своему вкладу в наши экологические беды лидируют автомобильные выхлопы. Недавно чиновники озвучивали другие данные, где на первых местах были все-таки промышленные загрязнители. Однако дело не в процентах и не в этом антирейтинге. Надежду вселило президентское резюме этого совещания, по итогам которого регион должен получить зеленую дорожную карту.
— Если мы относимся к территории, где мы работаем и живем, не как временщики, то есть не только как к местам извлечения прибыли, а как к родной земле, о судьбе которой мы думаем, и для того, чтобы в будущем функционировала экономика, предприятия развивались, а люди имели рабочие места с достойной заработной платой, то мы должны проблемы решать в комплексе, — подчеркнул Владимир Путин. — Я попрошу правительство, и мы сформируем трехсторонний план совместной работы по улучшению экологической обстановки в Красноярске. (…) Это касается всего — транспорта, энергетики, промышленного производства, металлургических предприятий. Надо поработать, только чтобы без особых затяжек это было сделано. Будет единый документ, который поможет выстроить работу в столь важном направлении.
НЕ ТОЛЬКО ГАЗИФИКАЦИЯ
Во время визита Путина была также затронута тема газификации Красноярья. По мнению многих любителей чистого неба, именно она является чуть ли не главной панацеей для экологического оздоровления столицы региона. Газопровод в Красноярском крае в ближайшие пять лет появится. Усс соответствующие документы подписал. Есть и определенная поддержка на федеральном уровне. Правда, как мне кажется, не следует питать на данный счет слишком большие иллюзии. В лучшем случае, на газ переведут частный сектор. Осторожен в оценках перспектив газификации и Александр Усс.
— Газовая магистраль будет стоить, по предварительным оценкам, от 60 до 80 млрд рублей. И это только сам основной газопровод. Представьте, как технически развести газ по городу, когда Красноярск построен без учета специфики такой инфраструктуры. Это и большие деньги, и серьезные неудобства, — отмечает врио губернатора.
Основательные надежды краевая власть возлагает на создание жестких регламентов для работы промпредприятий во время режима «черного неба». Между прочим, в Красноярске официально зарегистрировано около 150 предприятий-загрязнителей. Именно они должны снижать нагрузку на экологию во время объявления режима НМУ. Однако одними заявлениями ситуацию не исправишь. И вряд ли случайно через несколько дней после того, как Путин покинул Красноярск, напротив Серого дома прошла несанкционированная акция протеста стихийных «зеленых». Люди уже не верят никому. Даже Владимиру Владимировичу. Хотя, напомню, в сентябре 2013 года именно Путин поставил точку в двухлетней ферросплавной эпопее.
Что может сделать краевая и муниципальная власть, пока в правительстве РФ будут создавать программу экологического оздоровления края? Вообще, не так уж и мало. Например, сносить ветхое жилье, а значит, уменьшать выбросы от печного отопления. Край вроде должен получить на это благое дело дополнительные миллиарды из федеральной казны. Безжалостно штрафовать, а лучше находить легитимные причины для закрытия мелких асфальтовых «шаражек» и прочих кустарных производств, которые «гадят» порой не меньше крупных промпредприятий. Здесь все в руках контролирующих органов, которые, надеюсь, после президентского «пинка» наконец-то начнут не только предписания нарушителям выписывать, а и заставлять их работать по правилам.
Кроме того, нужно уже, наконец, закрывать малые котельные. Живу сейчас в Студгородке, и наблюдаю не только дымящие трубы ТЭЦ, но и множество труб множества небольших котельных, входивших в свое время в инфраструктуру расположенных в городе предприятий. Процесс уже пошел, хотя и он вызывает определенные вопросы, и в первую очередь из-за усиления СГК, которая практически монополизировала отрасль теплоснабжения в городе.
Наконец, компетенции местной власти вполне достаточно, чтобы навести порядок на АЗС. Странно, в крае работает современный ачинский НПЗ, где выпускают топливо высокого качества, а автолюбители при этом массово жалуются на фальсификат, который продается на многих заправках. Не мешало бы все-таки приоритетное внимание уделить и развитию электрического транспорта в Красноярске.
Экологическую проблему митингами и наскоками не решить. Очевидно, что надо настроиться на системную и кропотливую работу. Как власти, так и неравнодушным горожанам. Драматическая коллизия экологического узла заключается в том, что красноярцам нужно чистое небо «здесь и сейчас», а реальные результаты от экологической активности можно будет в лучшем случае «пощупать» и ощутить своими легкими через 2-3 года. И задавать чиновникам и депутатам риторический вопрос «а где вы были раньше?» бессмысленно. Хватит уже слов. Людям нужны дела.