Каждый из нас обязательно найдет, к кому обратиться со словами благодарности в этом году: к первому учителю, классному руководителю, преподавателю вуза или ссуза, где нам передавали знания и основы мастерства, воспитывали и наставляли. Талантливый педагог открывает путь не только к познанию, но и к развитию, достижениям и открытиям. И помогает ученику найти себя, обрести призвание, стать счастливым и самодостаточным человеком.
В системе образования Красноярского края трудятся более 52 тысяч педагогов.
— Основная задача этого года не только в признании особого статуса педагогических работников, но и чествовании педагогов, внесших значительный вклад в развитие краевой системы образования. Этот год — отличный способ сказать «спасибо» нашим учителям и наставникам, — отметила министр образования края Светлана Маковская.
Формируя осознанный выбор
Красноярский край сегодня не входит в десятку регионов нашей страны, где дефицит педагогических кадров проявляется особенно остро. По данным минобразования России, топ городов и регионов, которые больше всего нуждаются во вливании квалифицированных учителей, возглавляют Москва, Московская область, а также Краснодарский край. У нас в крае нехватку испытывают в основном сельские школы, расположенные в отдаленных территориях. Но в перспективе ситуация будет развиваться по нарастающей, ведь многие из тех педагогов, которые сегодня успешно трудятся в образовательных учреждениях, через несколько лет уйдут на заслуженный отдых, и нужно успеть подготовить достойную смену.
На 1 сентября этого года средний возраст учителя в российских школах составляет 45-47 лет, у педагогов отечественных ссузов этот показатель еще ближе к пенсионным отметкам и находится в вилке от 45 до 50 лет. Об этом министр просвещения России Сергей Кравцов рассказал, выступая на заседании комитета Госдумы по образованию и науке. Для Красноярского края это актуальная проблема.
Как привлечь внимание и интерес молодежи к профессии педагога? В этом состоит еще одна задача, которая должна получить новые решения в Год педагога и наставника.
В Красноярском крае в настоящее время выстроена сеть из 83 общеобразовательных организаций, открывших группы психолого-педагогической направленности, выпускники которых, как надеются организаторы, пополнят ряды абитуриентов педагогических университетов и колледжей.
Реализуется и целевая модель наставничества. Подобные практики внедрили и применяют порядка 50 % образовательных организаций, 89 заявок поступило на участие в первом краевом конкурсе лучших практик наставничества.
Совершенствуется система повышения квалификации педагогов. К концу 2024 года более 50 % педагогов получат дополнительное профессиональное образование.
Чуткие и заботливые наставники
В системе среднего профессионального образования края в настоящее время занято 4728 педагогических работников, в том числе 3869 преподавателей и 859 мастеров производственного обучения. Какими качествами должен обладать каждый из них, чтобы решать поставленные перед системой СПО непростые задачи подготовки квалифицированных кадров для различных предприятий края? Ведь речь идет не о формальном обучении определенного числа необходимых региону профессионалов. Суть в их точном соответствии тем требованиям, которые к ним будут предъявлять на будущих рабочих местах. Эта задача решается через реализацию целого ряда проектов.
Красноярский край присоединился к большому федеральному проекту «Профессионалитет». Это новый уровень среднего профессионального образования, направленный на повышение эффективности и интенсивности подготовки специалистов с гарантированным трудоустройством. В рамках проекта создано несколько образовательно-производственных центров, и их число будет расти.
Еще один пример — это чемпионаты профессионального мастерства, позволяющие участникам проделать все шаги от замысла продукта до его производства, а по итогам получить компетентные оценки от признанных мастеров.
Понятно, что реализовать себя в каком-то деле можно, только имея соответствующие компетенции. И задача педагогов — помочь их наработать. Кроме того, решая производственные задачи, человек должен достигать собственных целей, расти и развиваться как личность.
— Если человек чему-то научился, куда-то устроился и как-то работает, у него нет интереса в жизни, а у экономики страны нет интереса к нему. А ведь на обучение этого человека пошли немалые государственные деньги. То же самое и с преподавателями, с мастерами. Если человек из года в год делает неизменно одно и то же, у него нет развития, нет творчества, он выгорает как профессионал. А творчество появляется, когда есть сверхзадача, когда ищешь ее решение, часто нестандартное. За таким преподавателем идут студенты, — считает заместитель министра образования Красноярского края Ольга Никитина.
Такой подход задает высокий стандарт, когда педагоги не только передают знания студентам, но и становятся чуткими, заботливыми наставниками.
— Главное условие, на мой взгляд, наличие соответствующих компетенций у конкретных педагогов, а также их собственное желание достичь необходимых образовательных результатов. Когда педагог, ориентируясь на жестко зафиксированные требования стандартов, не адаптирует их к актуальным запросам конкретного обучающегося, то с большой долей вероятности он не достигнет успеха, — поясняет руководитель Центра развития профессионального образования (ЦРПО) Красноярского края Лидия Иванова. — Наш центр формирует программы профессионального развития, которые позволяют педагогам получить эффективный и современный инструментарий для дальнейшей деятельности.
Институт наставничества в СПО — эффективный инструмент формирования будущего профессионала. Лучшими практиками в этой сфере делятся в старейшем образовательном учреждении Красноярского края, которое в этом году отмечает 150-летие. В Красноярском педагогическом колледже № 1 им. М. Горького создан региональный ресурсный центр наставничества. Кроме того, на базе этого учреждения министерство образования Красноярского края проводит краевой форум «PROнаставничество», который позволяет обобщать и закреплять лучшие наработки, обсуждать ключевые задачи института наставничества в современных условиях, опорные идеи и основания для его становления.
— Мы реализуем инновационные модели, которые позволяют нам зафиксировать нашу, красноярскую идентичность наставничества, а также раскрыть новые аспекты этой деятельности, — рассказывает директор педагогического колледжа № 1 Татьяна Алексеева. — Понимание роли наставничества сегодня трансформировалось. Поле деятельности наставника достаточно широкое: от профессионального до социального. Остро турбулентная среда задает тренд на персонализированные подходы в наставничестве, поэтому так важна сегодня позиция «на равных». Как показывает практика, при помощи наставничества можно решать самые разные задачи: это и закрепление молодых специалистов, и профессиональное развитие, и продуктивная коммуникация.
В октябре работники ссузов отметят свой профессиональный праздник. И это еще один повод отметить значимость системы СПО для такого крупного региона с активной промышленной составляющей, как Красноярский край. За годы работы в региональном профессиональном образовании накоплен колоссальный опыт подготовки квалифицированных кадров для всех отраслей. И сегодня эта мобильная и ориентированная на практику система во многом определяет, каким будет будущее Красноярского края.