просмотры: 1039

Праздник педагогики и русской культуры

Текст: Мария Назарова Фото: архив Канского педагогического колледжа
20 ноября в Канском педагогическом колледже завершились традиционные Далевские чтения, уникальный формат которых позволяет совмещать в рамках научной конференции академические и творческие площадки.
Впервые Далевские чтения в педколледже прошли в 2001 году, когда ученый мир России отмечал 200-летие Владимира Ивановича Даля, вошедшего в отечественную историю и культуру как известный писатель, врач, этнограф и выдающийся филолог, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». Первые чтения собрали около 60 делегатов — представителей учебных заведений Красноярского края. Однако уже спустя несколько лет мероприятие стало заметным событием в жизни не только регионального, но и российского педагогического сообщества. Сегодня чтения носят статус всероссийских с международным участием: география очных и заочных участников конференции 2015 года охватывает 33 региона РФ (от Сахалина до Крыма) и 10 зарубежных стран.

— К нам приезжают охотно, потому что мы занимаемся не только научными исследованиями, самое главное — это общение. Студенты из других стран здесь получают представление о русской культуре, проникают в нее, для них это очень важно. Поэтому они и обу-чаются в России, а на чтениях в своеобразной концентрированной форме все полученные знания закрепляются, — комментирует Александр Андреев, директор Канского педагогического колледжа.


За два дня работы форума его гостями стали более 500 человек — студенты и педагоги из 76 образовательных учреждений России.


— В этом году мы принимали делегации из педагогических колледжей Ачинска, Минусинска, Енисейска, Красноярска. После долгого перерыва к нам прилетели коллеги из Горно-Алтайска, Хакасского государственного университета, впервые — из Норильска. В числе заочных участников мы были рады видеть представителей Российского университета дружбы народов, ученых из Крыма и Донецка. Кроме того, активными участниками стали представители канских техникумов и колледжей, — рассказывает Светлана Науменко, заместитель директора Канского педагогического колледжа по научно-методической работе. — На сегодняшний день наши чтения молодых исследователей — одна из самых масштабных среди существующих конференций для студентов, получающих педагогическое образование. Здесь они могут не только сделать первые шаги на пути к полноценной научной деятельности, но и получить мощный эмоциональный заряд, погрузиться в воссозданную на площадках форума русскую языковую и культурную среду, а также приобщиться к национальным традициям других стран.


В первый день чтений участников приветствовали не только организаторы, но и первые лица Канска: заместитель главы города по социальным вопросам Наталья Никонова, начальник управления образования администрации г. Канска Андрей Панов, епископ Канский и Богучанский Филарет. Владыка после своего выступления наградил Андрея Панова и директора Канского педагогического колледжа Александра Андреева юбилейными медалями, выпущенными в ознаменование тысячелетия преставления святого равно-
апостольного князя Владимира. В своей речи епископ высказал пожелание, обращенное ко всем присутствовавшим: «Мы должны стараться быть как Владимир Даль — верными сынами своего Отечества».


Работая над своим знаменитым словарем, Владимир Иванович показал себя заботливым собирателем русской речи в самых многообразных ее проявлениях: на страницах его труда можно встретить не только отдельные слова и словосочетания, но и самобытные пословицы и поговорки, а лингвистические комментарии нередко соседствуют с историко-культурными и этнографическими. Подобно тому, как Даля восхищал живой русский язык во всех его разнообразных формах, гостей канского форума поражает фантазия его организаторов. Даже обязательная для мероприятий такого уровня пленарная часть проходит в необычном формате академических гостиных, где авторитетные ученые — профессоры, доктора и кандидаты наук, исследователи в области педагогики и лингвистики — выступают с докладами, а слушатели активно включаются в их обсуждение. Также программа конференции в этом году включала восемь исследовательских секций, на которых было представлено около 100 докладов по самым актуальным для современных преподавателей и языковедов вопросам. С содержанием еще 360 исследований можно было ознакомиться в Интернете. Для этого на сайте Канского педагогического колледжа был организован конференц-форум, где в онлайн-режиме участники чтений изучали и комментировали доклады своих коллег. Как всегда, по итогам работы форума издан сборник научных докладов общим объемом 700 страниц, в котором один из двух томов посвящен вопросам педагогики и психологии образования всех уровней, от дошкольного до профессионального.


Помимо собственно чтений, то есть публичных выступлений на научные темы, академическая часть конференции включала работу семи педагогических мастерских, посвященных актуальным проблемам, с которыми воспитатели и преподаватели сталкиваются в своей ежедневной работе в детских садах и школах. В частности, участники площадок обсудили теоретические и прикладные аспекты внедрения новых стандартов в деятельность дошкольных учреждений и начальной школы. Причем в числе экспертов выступили не только педагоги вузов и ссузов, но и практикующие специалисты — заведующие садиков, завучи начальной школы из гимназий и лицеев. В работу мастерских были активно вовлечены и студенты — будущие учителя, воспитатели, классные руководители, которые смогли проникнуться проблематикой повседневной педагогической деятельности.


Формат Далевских чтений предусматривает богатую программу культурно-образовательных мероприятий: выставки, музейные, музыкальные и театральные гостиные, международные культурные площадки, педагогические и творческие мастерские. В течение двух дней чтений работала интерактивная галерея «Гостиный двор» — традиционный элемент конференции, полюбившийся гостям.


— Мы стараемся вести диалог с участниками, спрашиваем, что можно изменить, сделать лучше, какие площадки наши гости хотели бы видеть на форуме. И каждый раз слышим восторженные отзывы о «Гостином дворе», творческих мастерских, на которых происходит знакомство с русскими народными ремеслами, — отмечает Александр Андреев. — Конечно, каждый год мы стараемся придумывать что-то новое, но полюбившиеся студентам и педагогам мероприятия обязательно включаем в программу. Тем более что это полностью соответствует духу чтений и взглядам самого Владимира Даля, который неоднократно подчеркивал важность сохранения традиций и национальной культуры. Так, в этом году было организовано целых девять творческих мастерских, где все желающие могли научиться валять сувенирные валенки или прясть, изготавливать куклы-обереги, сувениры из лыка или бересты и многое другое. В рамках работы музыкальной гостиной свое творчество представил фольклорный ансамбль «Красна Русь» из г. Бородино. Музыканты познакомили слушателей с историей создания русских народных инструментов и провели мастер-класс по игре на ложках.


Подобные площадки пользуются большой популярностью у иностранных гостей чтений — молодых людей, обучающихся по международной программе обмена студентами в красноярских вузах. Для них это уникальная возможность обогатить свои представления о культуре и языке России благодаря общению с лучшими представителями российского образования. При этом зарубежные гости выступают не только в роли слушателей, но и являются активными участниками чтений. В этом году в рамках проекта «Культурный код» они знакомили гостей с традициями и культурными особенностями своих стран. Иностранная делегация включала 34 человека из Японии, Китая, Южной Кореи, США, Италии, Франции, Монголии, Камеруна, Германии, Таиланда. Все они изучают русский язык как иностранный и демонстрируют достаточно высокий уровень владения им. На семи площадках, между которыми страны разделили по географическому принципу, велась речь о национальных костюмах и блюдах, традиционных играх и музыкальных инструментах, особенностях архитектуры и природы. Кроме того, 10 докладов от иностранных гостей прозвучало на исследовательских секциях. Их темы нередко затрагивали общемировые проблемы. Например, одним из ярких выступлений на секции «Экология и валеология» стала презентация Бэк Ен Чжун, посвященная вопросу глобального потепления. Также в докладах прозвучали рассуждения о современной школе Франции, организации системы экологического просвещения в Китае, особенностях менталитета и оценки исторических событий в Монголии и других актуальных проблемах.


— Иностранные студенты приезжают к нам за несколько дней до начала чтений, и мы стараемся сделать так, чтобы они сразу же погрузились в особое культурное пространство, почувствовали атмосферу этого мероприятия. Судя по отзывам, нам это удается. От руководителей зарубежных делегаций мы знаем, что студенты, возвратившись домой после стажировки в Сибири, часто говорят: «Если хотите узнать настоящую Россию, приезжайте в Канск». Многие, только приехав на стажировку, заранее планируют приезд к нам. Желающих настолько много, что приходится проводить строгий отбор, — комментирует Александр Андреев.


Отрадно, что в чтениях охотно принимают участие и канские студенты. Что, впрочем, не удивительно — для ребят это отличная возможность попробовать свои силы в научной деятельности, получить опыт участия в публичных дискуссиях, развить собственную культуру коммуникации — словом, освоить все те навыки и компетенции, которые пригодятся будущим педагогам. А в будущем статус участника Далевских чтений может стать хорошей базой для получения губернаторской стипендии. Кроме того, это мероприятие не только познавательное, но и очень увлекательное. Педагоги Канского педагогического колледжа сделали все возможное, чтобы общение участников конференции проходило не только в рабочей, но и в неформальной обстановке. Например, первый день чтений по традиции завершается студенческим капустником, который проходит на базе отдыха «Салют». Концертная программа включает выступления студенческих творческих коллективов, а между номерами все гости капустника могут потанцевать. В этом году гостей ждал сюрприз: завершился вечер большим праздничным костром. Также в программу чтений 2015 года вошел ряд мероприятий физкультурно-оздоровительного характера, которые состоялись на базе отдыха «Салют», в оздоровительном комплексе «Дельфин» и на катке педколледжа.


Насыщенность программы чтений заставляет организаторов задуматься над тем, чтобы развернуть ее не на два дня, а на три: иначе для всех запланированных мероприятий просто не хватит ни времени, ни площадей. В будущем году канские педагоги намерены несколько обновить формат конференции, сохранив при этом традиционные элементы. Главным новшеством станет введение такой формы, как публичная академическая мегагостиная, где будут проходить выступления ведущих филологов Москвы, авторитетных ученых — популяризаторов культуры слова. Новая площадка идеально впишется в формат чтений имени Владимира Даля, который хорошо понимал, что именно в слове как единице языка закреплено понимание человеком своей культуры и этнической принадлежности. А в нынешней обстановке, сложившейся в мире, наряду с такими понятиями, как толерантность и мультикультурность, не менее важное значение приобретает национальная идентичность, сохранить которую невозможно иначе, как оберегая и сохраняя свой язык. Ведь еще в далевском архиве есть пословица: «Язык — стяг, дружину водит».

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2021
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®