АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / ноябрь 2005 (01.11.2005)

Последний гудок

Дмитрий Лапин
В 2006 году ОАО "Енисейское речное пароходство" прекращает пассажирское судоходство.

Одни убытки

Вместе с тем, как утверждают в пароходстве, беспокоиться жителям края не стоит, перевозки на Енисее все же останутся, но выполнять их станет вновь созданное краевыми властями предприятие. Называться оно будет, скорее всего, "Пассажирречтранс". Ему "ЕРП" и передаст свои пассажирские теплоходы и дебаркадеры. Причины этого шага генеральный директор ОАО "Енисейское речное пароходство" Феликс Михайловский объясняет довольно просто:

- Пассажирские перевозки по Енисею - это не бизнес, поскольку они приносят одни убытки. Это - социальный проект. Кроме того, 4 пассажирских судна являются федеральной собственностью (в том числе "А. Матросов" и "В. Чкалов"), и до прошлого года мы эксплуатировали и содержали их на основании договора "О безвозмездном пользовании" от 1994 года. В 2004 году срок действия этого договора истек. Получается, что теперь мы должны заключить договор с собственником судов об их аренде и, тем самым, кроме эксплуатационных расходов и затрат на ремонт платить еще и арендную плату, еще более ухудшая финансовую ситуацию. ЕРП - организация коммерческая, и наши акционеры, в том числе и государство, требуют снижения убытков. В свою очередь, по словам Феликса Михайловского, пароходство готово безвозмездно передать пассажирские суда, принадлежащие компании, в краевую собственность. Насколько известно главе Енисейского пароходства, администрация края уже обратилась в Федеральное агентство по управлению госимуществом ("Росимущество") с просьбой о передаче судов из федеральной в краевую казну.

Со своей стороны, Михайловский обещает всеми силами помогать развитию нового предприятия, в частности укомплектовать его опытными кадрами. Нам важно, сказал он, чтобы примерно 200 речников сохранили работу. Однако с 1 января 2006 года Енисейское речное пароходство расходов на обслуживание пассажирского флота в свой бюджет уже не закладывает. И это, несмотря на то, что окончательного решения депутатами Законодательного собрания еще не принято. Вопросы организации предприятия пассажирских перевозок на Енисее поднимут на ближайшей сессии законодательного органа края, где также будут рассматриваться сам процесс формирования предприятия и объем бюджетного финансирования.

В пароходстве убеждены, что пассажирские перевозки по Енисею не могут быть прибыльными. Да и не только по Енисею - аналогичная ситуация на Оби, Иртыше и Лене, где местные власти дотируют эксплуатацию пассажирских теплоходов. На Волге судовладельцам легче - навигация длится там 6-9 месяцев, а не 3-4, как у нас. Кроме того, в Волжском бассейне - отлаженная туристическая индустрия. Речные пассажирские перевозки в мире развиваются только как круизные. У нас ситуация иная. Для Красноярского края Енисей является единственной невоздушной дорогой на Крайний Север. Так что старые теплоходы до сих пор остаются практически единственным видом транспорта, связывающим жителей сел и станков севернее Ярцево с Большой Землей.

По данным ЕРП, пассажирские перевозки имеющимися судами на линии Красноярск-Дудинка могут быть рентабельны, если тариф будет на уровне авиабилета. В 2005 году средняя стоимость билета равна 1 700 рублей, а чтобы выйти на самоокупаемость, она должна составлять примерно 6 тыс. рублей.

Их осталось трое

Однако есть и еще один фактор, серьезно осложняющий продолжение пассажирского сообщения на Енисее. Год назад, подводя итоги навигации в 2004 году, Феликс Михайловский отмечал возможность того, что в 2005 году пассажирские суда из затонов выведены не будут. Суда устарели, они изношены, и их эксплуатация нерентабельна - пассажирские перевозки планово убыточны. Так, по словам Михайловского, только для того чтобы ввести в эксплуатацию теплоходы "Валерий Чкалов" и "Александр Матросов", необходимо произвести на них ремонтные работы на общую сумму 21 млн рублей.

К счастью, в нынешнем году пассажирские суда в рейсы все же вышли. Правда, их было всего три - "Валерий Чкалов", "Александр Матросов" и "Профессор Близняк". При этом, по словам Феликса Вячеславовича, и их надо было списать еще десять лет назад, поскольку они уже давно выработали все сроки эксплуатации. В этой связи любопытно вспомнить историю продажи самого нового и самого комфортабельного пассажирского теплохода на Енисее - "Антон Чехов". Главной причиной его отправки на Волгу в 2003 году топ-менеджеры пароходства называли ухудшение гидрологической обстановки на Енисее (мол, мелковата стала река для "Чехова"). Нерентабельность эксплуатации флагманского теплохода также объясняли климатическими особенностями - навигация короткая, большую часть года "Чехов" стоял в затоне и приносил одни убытки.

Дикий туризм

Туристические перевозки на Енисее почти прекращены. По мнению менеджеров пароходства, для них нет условий, ведь за пределами Красноярска нет туристической инфраструктуры. В то же время спрос на туры по Енисею есть - в пароходство то и дело приходят запросы от агентств, как российских, так и европейских. Но предложить им продукт должного качества нельзя, поскольку его, по словам Михайловского, просто нет. Узнав об уровне сервиса, возрасте теплоходов и программе туров, турфирмы (особенно зарубежные) весьма огорчаются и, как правило, отказываются от своих замыслов. Более смелые местные туроператоры все же эпизодически организуют речные круизы, для которых Енисейское пароходство и сдает суда в аренду. Однако сделать это можно лишь по ценам, которые отнюдь не покрывают общие годовые убытки пароходства от эксплуатации этих пассажирских судов. Типичным пассажиром на рейсах Красноярск-Дудинка или Красноярск-Караул остаются предприниматели и торговцы, которые везут на Север мелкие партии коммерческих грузов.

Вместе с тем еще год-два назад в пароходстве надеялись на возрождение туристического судоходства. В мире стал популярен так называемый экспедиционный туризм - комфортабельные путешествия в труднодоступные, экзотические и "экстремальные" места. Красноярский край и Енисей как нельзя лучше подходят для таких туров. Но, опять-таки, для этого необходим соответствующий сервис, как на судах, так и на берегу. Был проект переоборудования пассажирского дизель-электрохода "Ипполитов-Иванов" в комфортабельный туристический лайнер для 70 отдыхающих. Планировалось, что судно выйдет на линию в навигацию 2006 года. Однако инвесторов, готовых вложить десятки миллионов рублей в реновацию старого судна, так и не нашлось.

просмотры: 1223
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске